IX международная поисковая подводная экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы -2013" по итогам летней сессии работ в глубинах Балтийского моря провела анализ полученного материала и опровергает прежние версии о гибели легендарного линкора "Лефорт" Русского императорского флота. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил руководитель экспедиции, дайвер Разведывательно-водолазного клуба Константин Богданов.

Как рассказал дайвер, "линкор "Лефорт" был обнаружен нашей поисковой командой 4 мая 2013 года, тогда же были проведены первые погружения на этот легендарный корабль, а в начале июля, в летней серии подводных исследований, начато детальное обследование, фото- и киносъёмка, и сбор данных для расследования причин гибели этого парусного гиганта. В результате нами были опровергнуты версии о том, что "Лефорт" погиб от смещения на один борт пушек среднего и нижнего яруса - все пушки и грузы этих палуб до сих пор находятся на своих штатных местах и крепко закреплены. Кроме того, опровергнута версия о возможном смещении груза, находящегося на верхней палубе. Видеосъёмки и результаты обследования показали, что груз - запасные мачты и другие элементы рангоута и парусной оснастки, были закреплены на своих местах и раскатились по палубе уже после произошедшей трагедии, когда удерживавшие их канаты прогнили за долгое время нахождения под водой".

IX международная поисковая подводная экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы -2013" работала на акваториях Балтийского моря с 29 июня по 9 июля. Главная цель нынешнего выхода в море - продолжение исследований на борту погибшего в 1857 г. линкора "Лефорт". В составе экспедиции - 10 опытных дайверов, подводных фотографов и операторов, среди которых Константин Богданов - инициатор и бессменный руководитель проекта; Филипп Якимов и Сергей Кравчук - мастера фото- и киносъёмок на морском дне; дайверы Роман Прохоров, Иван Боровиков, Алексей и Михаил Ивановы. Команда выходила в море на гидрографическом судне "Сибиряков" Балтийского флота РФ.

"Нам удалось совершить 7 погружений, - рассказал корреспонденту ИА REGNUM Богданов, - при этом штормовая погода испытывала нас только в первый день поисков, а потом от природы мы получили настоящий подарок: пять дней отличной погоды! Но потепление в нашем случае сыграло и отрицательную роль: на глубине ухудшилась видимость, и если в первые дни было до 5 метров, то далее - не более 3 метров. А ведь мы, кроме обязательной технической фото- и киносъёмки снимаем и документальный фильм об истории линкора "Лефорт" для телеканала "Звезда". Разрешите уточнить, что легендарный корабль лежит на глубине 65 метров (по грунту), температура воды там всего 3-4 градуса Цельсия, так что пришлось прилично потерпеть на дне во время обследования объекта. Зато "отстаивались" мы при комфортной температуре 17 градусов на глубине 6 метров - после ледяного морского дна это уже было ощущение как на горячем сочинском пляже. Дайверы работали, естественно, на "тримиксе" - кислород-азот-гелийных смесях. Мы обследовали "Лефорт" не только снаружи, но и проникли во внутренние его помещения, начаты детальные промеры расположения грузов и орудий на палубах - верхней и батарейных: именно эти данные позволили нам опровергнуть версию о гибели гигантского корабля в результате смещения грузов и пушек на верхних палубах - всё тут находилось в образцовом содержании, как и полагается во флоте, и тем более, что плавание корабля происходило в весьма свежую, предштормовую погоду. Надо искать дальше, надо проникать в нижние помещения - искать и искать причину гибели этого колосса, что мы и планируем на следующие поисковые сессии".

Особенностью нынешней экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы-2013" является то, что в ходе поисков применялся телеуправляемый подводный аппарат, который предоставила российская компания "Тетис Про". По этому поводу руководитель проекта подчеркнул, что "использование телеуправляемого аппарата позволило значительно сократить экстремальное напряжение людей-ныряльщиков, фактически мы сэкономили два погружения, избежали опасных перенапряжений, ведь людям нужен хороший отдых между работами на таких серьёзных глубинах".

В ходе экспедиции 2013 года начата работа над созданием виртуального музея легендарного российского парусника "Лефорт". Этот уникальный общественный гуманитарный проект будет реализован при поддержке и в рамках празднования 20-летия ОАО "АК "Транснефть", первые виртуальные экспозиции подводного музея могут быть представлены зрителям уже в текущем году.

Касаясь планов экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" Богданов подчеркнул, что "на линкоре "Лефорт" необходимо проведение ещё как минимум двух исследовательских экспедиций, чтобы утвердиться на окончательной версии о причинах гибели корабля и запустить красивый виртуальный подводный музей этого объекта, но конечно же, для полного его изучения потребуется несколько сезонов. Вопрос о подъёме линкора "Лефорт" на поверхность пока не обсуждается".

Как всегда, с 2005 года, международная подводная поисковая экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы" проводится при поддержке председателя координационного совета экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" генерала армии Николая Ковалёва, Министерства обороны РФ и командования Балтийского флота. В 2013 году экспедиция проводится как совместный проект Русского географического общества, ОАО "АК "Транснефть", некоммерческого объединения "Разведовательно-водолазный клуб" и Национального центра подводных исследований.

Справка ИА REGNUM. Линейный корабль "Лефорт" Российского императорского флота относился к линейным кораблям 84-пушечного ранга, типа "Императрица Александра". Водоизмещение его 3500 тонн, длина 58,3 м (по верхней палубе). Всего было построено в Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе в период между 1826-1844 гг. восемь линейных кораблей этого типа. 9 сентября 1857 (22.09.1857 по новому стилю), воспользовавшись попутным юго-западным ветром, отряд в составе однотипных линейных кораблей "Лефорт", "Владимир" и "Императрица Александра" вышел из порта Ревель в Кронштадт для перехода на зимовку в связи с окончанием летней компании. Утром 10 сентября 1857 г. ветер переменился на северный со шквалами и снегом. Переходя с галса на галс, эскадра пыталась удержаться на месте между островами Гогланд и Большой Тютерс. Примерно в 7.30 утра, во время очередного поворота на новый галс, порыв ветра положил "Лефорт" на левый бок. Проведя некоторое время в этом положении, корабль опрокинулся и исчез под водой. Никто не спасся, с кораблем погибли: командир - капитан 1-го ранга Александр Михайлович Кишкин, 12 офицеров, 743 матроса, 53 матросские жены и 17 детей, всего 826 человек. В истории Балтийского моря до гибели в 1994 году пассажирского парома "Эстония", трагедия линкора "Лефорт" была самой крупной в мирное время.