Россия рассматривает Румынию в качестве важного партнера в Юго-Восточной Европе. Как сообщили в пресс-службе МИД РФ, об этом заявил 9 июля в Москве в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Румынии Титусом Корлэцяном глава МИД России Сергей Лавров, передает корреспондент ИА REGNUM. По его словам, Москва заинтересована в стабильном и предсказуемом развитии двусторонних отношений с Бухарестом и "максимально полной реализации взаимовыгодного сотрудничества".

Лавров добавил, что в ходе состоявшихся переговоров стороны подтвердили близость подходов к ситуации на Балканах. "Россия и Румыния заинтересованы в долгосрочной стабилизации региона, обеспечении добрососедских отношений и многостороннего сотрудничества между балканскими государствами, опирающегося на взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности", - отметил глава МИД РФ. "В целом расцениваю наши переговоры как весьма полезные, они подтверждают наличие хороших возможностей для дальнейшего углубления диалога и реализации взаимовыгодных проектов", - добавил Лавров.

Отвечая на вопрос о будущем румыно-российских отношений, глава МИД РФ отметил "наличие обоюдной заинтересованности в преодолении периода определенного застоя, который наблюдался в двусторонних отношениях в последние годы, и продвижении вперед по многим направлениям, где есть потенциал для реализации взаимовыгодных проектов и активизации политического диалога". "Наблюдаем настрой нынешнего правительства Румынии именно на такую работу и отвечаем взаимностью", - заявил Лавров.

Говоря об "иногда не совпадающих" интересах Румынии и России в отношении Республики Молдова, глава МИД РФ заявил: "Я читал интервью моего румынского коллеги российским СМИ. Отвечая на схожий вопрос, он подчеркнул, что будущее Республики Молдова должно определяться свободным выбором молдавского народа, а Румыния будет уважать этот выбор, каким бы он ни был. Аналогичную позицию разделяет и Российская Федерация. Она неизменна и хорошо известна. Мы последовательно поддерживаем территориальную целостность Республики Молдова, которая должна оставаться суверенным государством и сохранять нейтралитет в соответствии со своей конституцией. Это именно те принципы, которыми мы руководствуемся и в отношении приднестровского урегулирования".

Стоит отметить, что в рамках своего интервью "Интерфаксу" накануне визита в Москву глава МИД Румынии заявил, что считает "полностью ошибочным говорить о "румынизации" Республики Молдова, в условиях, когда у нас с большинством населения этой страны общие история, культура и традиции, мы говорим на одном языке - румынском (Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с XVI века. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей страны, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. В то же время сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе - прим. ИА REGNUM)". "Помимо этого, мы должны относиться к дискуссиям об идентичности Республики Молдова с осторожностью, сбалансированно и с готовностью к выслушиванию мнений специалистов - историков, языковедов, академиков. В конце концов, эти дискуссии должны состояться на уровне населения, институтов (политических, образовательных, культурных) и гражданского общества Республики Молдова при поддержке академического сообщества", - считает Корлэцян.

Он также добавил, что позиция Бухареста заключается в "поддержании европейской интеграции [Молдавии], с учетом политической воли в этом направлении со стороны Кишинева". "Очевидно, граждане Республики Молдова, как и в прошлом, будут свободно выбирать свое будущее. Вот еще один повод, почему нельзя говорить о "румынизации". Мы говорим о свободном выборе населения Республики Молдова, несмотря на то, каким будет этот выбор, и мы все обязаны уважать этот выбор", - отметил Корлэцян.

Говоря о перспективах урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, он заявил, что в последнее время у Бухареста "меньше оснований для удовлетворения в связи с приднестровским урегулированием". "Думаю, что сейчас находимся в критической точке, которая требует прогресса, чтобы не испортить договоренности и конкретные сдвиги, накопившиеся в течение восьми раундов официальных переговоров. Поэтому, важно обеспечить как последовательность, так и содержательность процесса "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). После согласования принципов ведения переговорного процесса и начала дискуссий по широкому спектру вопросов в основном социально-экономического характера сейчас необходимо продвигаться дальше и в отношении ключевых аспектов урегулирования (согласно утвержденной в июле 2012 года в Вене повестке дня переговоров в формате "5+2", которую неоднократно призывали и пытались нарушить Молдавия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США, третья переговорная "корзина" - вопросы политики, безопасности, статуса ПМР - не наполнена содержанием и не подлежит обсуждению до тех пор, пока не будут решены вопросы из первой и второй "корзин" - "социально-экономические вопросы" и "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека" - прим. ИА REGNUM). Одинаково важно укрепление надлежащей атмосферы для определения параметров согласованного решения в условиях уважения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. Такая цель требует усилий и конструктивного участия всех сторон, а также сдерживания от односторонних действий, которые лишь искусственно напрягают атмосферу переговоров в формате "5+2" и конкретную обстановку на месте. Остаемся уверенными, что, в конечном итоге, будут превалировать общие усилия всех тех, кто заинтересован в жизнеспособном политическом решении этого вопроса", - подвел итог Титус Корлэцян.

ИА REGNUM напоминает, что Румыния, де-факто воевавшая против Приднестровья на стороне Молдавии, не является участником ни одного из форматов молдавско-приднестровского урегулирования, хотя очень к этому стремится.