Новый "вечный вопрос": в Чувашии разбирались с системой распределения денег

Чебоксары, 9 июля 2013, 15:41 — REGNUM  В Чувашии депутаты вместе с чиновниками и надзорными органами разбирались за круглым столом, как можно усовершенствовать систему распределения межбюджетных трансфертов для муниципальных образований. Вопрос, причисленный к разряду чуть ли не "вечных" в новой России, показал, что у районных властей накопилось немало претензий к методике распределения средств, хотя и признавалось, что "когда делят деньги, не могут быть все довольными", передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Глава чувашского Минфина Михаил Ноздряков подчеркнул, что система распределения межбюджетных трансфертов "сложная, должна быть сбалансированной и не допускает резких изменений". Это, в частности, подтвердили итоги работы двух солидных рабочих групп, созданных на федеральном уровне два года назад для усовершенствования системы распределения. Однако, по мнению Михаила Ноздрякова, кардинальных изменений тогда внесено не было. Что даёт основания считать действующую методику достаточно сбалансированной.

Между тем, дискуссии вокруг бюджетных отношений и децентрализации полномочий идут постоянно как на федеральном уровне, так и субъектовом. В Чувашии на публичном уровне эта проблема поднималась в сквозном варианте, хотя власти заявляли о готовности к диалогу. Подтверждением позиции открытости и готовности взять на вооружение конструктивные предложения стал "межбюджетный" круглый стол, который, впрочем, периодически переходил в режим жалоб со стороны муниципалитетов. При этом министр финансов Чувашии Михаил Ноздряков, который был главным ответчиком, признавал недочёты методики распределения и заверил, что готов к обсуждению. И провёл открытый урок бюджетно-финансовой грамотности для участников дискуссии, начиная с объяснения терминологии и практически на пальцах показывая всю арифметическую цепочку распределения средств. Даже голос осип.

Акцент был сделан на формировании дотаций муниципальным образованиям на выравнивание бюджетной обеспеченности, который образуется из расчёта на одного жителя. То есть один из базовых показателей для финансового расчёта - численность населения. Михаил Ноздряков пояснил, что демографические показатели берутся из официальных статистических данных: "Ряд муниципалитетов предлагают каким-то образом - не знаю, каким - учитывать, как они говорят, фактическую численность проживающего населения".

По данным Минфина республики, в Чувашии бюджетная обеспеченность на одного жителя на 2013 года в среднем составляет 2018,26 рублей, при этом максимальная - в Красноармейском районе (2794,97 рублей) и Чебоксарах (2611,93 рубля), минимальная - в Алатырском (943,73 рубля) и Шумерлинском (799,5 рубля) районах.

В 2012 году из республиканского бюджета направлены в районы и города республики порядка 12 млрд рублей. Заместитель руководителя Контрольно-счётной палаты Чувашии Сергей Швардаков сообщил, что в республике в 19 муниципальных образования из 26-ти доля финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности в местном бюджете превышает 70%.

Министр финансов отметил, что ряд муниципалитетов предлагают "каким-то образом усилить стимулирующую часть распределения доходов, чтобы были больше заинтересованы в наращивании собственного доходного потенциала": "Я уже не раз говорил, что сама методика построена по принципу выравнивания, поэтому всё, что свыше заработано и сэкономлено, - всё остаётся в муниципальных образованиях. Но здесь есть некое противоречие, потому что сам дух концепции распределения межбюджетных трансфертов нацелен на выравнивание условий. И стимулировать в этой системе практически невозможно". При этом Ноздряков напомнил о нововведении в 2013 году: для стимулирования районов и городов, которые "достигнут наилучших показателей", предусмотрено 10 млн рублей.

Замглавы администрации Чебоксар Максим Семенов высказал мнение, что методика распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности "принята довольно давно и не отражает реально существующую картину". Чебоксарский чиновник, в частности, отметил расхождение контрольной расходной годовой цифры на 1,6 млрд рублей: методикой установлено 2,4 млрд рублей, в то время как по факту расходы составляют 4 млрд рублей. Семенов привёл в качестве примера расходы на благоустройство города: "Расчёт по методике составляет 68,7 млн рублей на целый год, хотя на самом деле эта сумма тратится за полтора месяца. Если мы будем содержать город на эту сумму и придерживаться контрольных цифр Минфина, то что у нас будет с городом?".

Министр финансов, комментируя критику столичной мэрии, напомнил, что проводится "выравнивание условий". "Каждый понимает, что при желании расходные потребности можно и до 16 млрд рублей довести. Проблем нет: давайте увеличим расходы, но тогда кто будет закрывать?", - калькулировал последствия Михаил Ноздряков.

Довольно обширный анализ о наболевшем и дотошную финансовую выкладку представила начальник финансового отдела администрации Марпосадского района Лидия Данилова, настаивая на том, что "действующая система лишает муниципальные образования финансовой самостоятельности". По её мнению, "справедливое распределение" предполагает, в первую очередь, налоговый приоритет в адрес местных бюджетов. И предложила, в частности, закрепить за районами фиксированную долю отчислений в размере не менее 50% от транспортного налога и налога на имущество организаций.

"Кроме того, при распределении средств республикой не берётся во внимание потеря таких крупных налогоплательщиков, как спиртовой завод "Марпосадский", - эмоционально заметила Данилова. "Это предложение уже раз десять звучало на разных уровнях, - спокойно ответил министр финансов. - Когда выпадает крупный налогоплательщик, поднимается много шума. Но при этом я ни разу не слышал, чтобы кто-то резко выступил с предложением исключить из методики суммы, когда появился крупный налогоплательщик".

Начальник финансового отдела администрации Батыревского района Светлана Чернова констатировала проблемы с софинансированием в небольших сельских поселениях, высказав мнение, что "в связи с этим встаёт вопрос и с каждым годом ежегодно обретает актуальность укрупнение сельских образований". Чернова также обратила особое внимание на "недостаточность средств на неплотно заселяемых территориях", хотя здесь также нужно содержать и сеть бюджетных учреждений, и решать вопросы благоустройства: "Вся методика основывается в расчёте на одного жителя. И подход одинаковый вне зависимости от того, какое количество народа обслуживает администрация того или иного сельского поселения: 700 или 6000 человек населения".

О том, что "творится в малонаселённых поселениях", на языке цифр рассказал глава Болшеалгашинского поселения Шумерлинского района Максим Медведев. По его мнению, "расчёт подушевого финансирования справедлив, но только для муниципалитетов, находящихся примерно в равных условиях". В частности, он отметил, что плотность населения в Янтиковском районе составляет 31 человек на 1 кв. км, в Шумерлинском - 10. "Разница - в разы. И сложно тут сказать, что мы находимся в одинаковых условиях", - считает чиновник.

Медведев сообщил, что поселение численностью 700 человек включает в себя 5 населённых пунктов, удалённых друг от друга до 20 км. Годовой бюджет - 1,5 млн рублей, из которых 300 тыс. рублей - дорожные субсидии, остальные средства уходят на оплату труда аппарата администрации и сотрудников бюджетных учреждений. "Откуда мы будем брать деньги для софинансирования того же ремонта дорог? О других программах нам даже заикаться нечего", - был эмоционален глава поселения. При этом он затруднился сказать, сколько всего полномочий возложено на муниципальных чиновников.

У одного из крупных поселений республики - Ишлейского (Чебоксарский район) - другие проблемы. Здесь проживает 6 тыс. человек. Глава администрации поселения Яков Кушев отметил, что многие живут в Ишлеях, но работают в Чебоксарах, оставляя подоходный налог в столичном бюджете: "Но при этом все житейские вопросы остаются здесь, на территории". Кроме того, из-за близости к Чебоксарам в Ишлеях много садоводческих товариществ - в итоге поселение вынуждено вести работы, не обеспеченные финансово, в частности, вывозить дополнительный мусор, оставленный дачниками: "Вывоз ТБО - это наша функция, мы это не отрицаем. Но ведь выбрасывают мусор где попало".

Отметил Яков Кушев и неравное, по его мнению, положение городов и районов Чувашии в некоторых вопросах. Так, к примеру, в городе Чебоксары действует федеральная пожарная охрана, а сельские муниципалитеты вынуждены решать, а соответственно, и финансировать эти вопросы самостоятельно.

Депутат Госсовета Кияметдин Мифтахутдинов, за плечами которого - опыт работы главой Комсомольского района, подчеркнул, что "ни у кого нет одинаковых условий и одинаковых возможностей", у всех - разные, поэтому система распределения не сможет удовлетворить всех по определению. "Но концепцию межбюджетных отношений, наверное, менять уже пора", - предположил парламентарий. Он также обозначил и большую роль населения в работе местных властей, отметив, что в некоторых поселениях люди "государя не ждут", сами проявляют инициативу и решают некоторые вопросы: "Нужно не только в бюджет соваться, но и самим надо думать". Мифтахутдинов также поддержал глав в целесообразности укрупнения поселений.

В ходе обсуждения выяснилось, что, несмотря на нехватку денег, в этом году ни один из муниципалитетов не воспользовался бюджетным кредитом: на эти цели в казне республики заложено 70 млн рублей.

Для продолжения изучения данного вопроса участники круглого стола договорились сформировать рабочую группу, которая займется более детальной и конкретной проработкой механизма предоставления межбюджетых трансфертов. Также по итогам работы были приняты рекомендации правительству Чувашии и органам местного самоуправления. Так, муниципалитетам рекомендовано принять действенные меры по наращиванию собственной доходной базы с целью снижения дефицита местных бюджетов, не допускать принятия необоснованных расходных обязательств и проводить взвешенную долговую политику на местном уровне, а также обеспечивать соответствие расходных обязательств реальным доходным источникам и источникам покрытия дефицита местного бюджета.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.