Правительственный кризис в Португалии: финансовая стабилизация ЕС демонстрирует неустойчивость

Москва, 8 июля 2013, 11:51 — REGNUM  Происходившие на прошлой неделе события в Португалии продемонстрировали, что достигнутая в Европе стабилизация кризиса суверенных долгов непрочна. Как теперь стало ясно, новый виток финансовой нестабильности в Европе стартовал после 22 мая 2013 года - дня, когда председатель совета управляющих Федеральной резервной системы Бен Бернанке во время своего выступления в объединенном комитете по экономике конгресса США, заговорил о возможном начале сворачивания выкупа ФРС долговых обязательств уже в конце этого года и о полном прекращении летом 2014 года программы стимулирования "нетрадиционной монетарной политики" - QE3. Частный политический кризис на юге Европы усугубил заданные негативные тенденции. Португальский правительственный кризис на минувшей неделе стал доказательством, что достигнутая усилиями председателя Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) Марио Драги финансовая стабилизация неустойчива.

В Лиссабоне в понедельник 1 июля 2013 года в отставку подал главный стратег политики финансовой стабилизации в Португалии министр финансов Витор Гашпар. В откровенном письме этот бывший брюссельский чиновник признался, что доверие к нему было подорвано, когда в Португалии определилось стремительное падение внутреннего спроса и снижение налоговых поступлений в большем масштабе, чем он ожидал. Гашпар упомянул также о потере общественной поддержки его политики жесткой экономии и отсутствии политической поддержки в правительстве. На следующий день вслед за Гашпаром в отставку подал министр иностранных дел Португалии Пауло Порташ. Поводом для его отставки стало несогласие Порташа с кандидатурой нового министра финансов. В своем письме об отставке Порташ заявил, что он не одобряет назначение премьер-министром вместо Гашпара министром финансов Марию Луису Альбукерке.

События минувшей недели продемонстрировали, что напряжение внутри правительства Португалии за прошедший год росло пропорционально долгу и безработице в этой стране.

Таким образом, за два дня в отставку ушли ключевые министры португальского кабинета. При этом, как выяснилось, эти два министра не были согласны друг с другом относительно правительственного курса. Объявив о своей отставке, Порташ, тем не менее, не призывал к досрочным выборам, хотя ситуация довольно шаткая, поскольку экс-министр является лидером консервативной партии Социально-демократический центр / Народная партия (Centro Democratico Social / Partido Popular - CDS-PP) - младшего партнера Социал-демократической партии (Partido Social Democrata - PSD) по коалиции. Шаг к правительственному кризису был сделан. Однако в минувший вторник 2 июля 2013 года премьер-министр социал-демократ Педру Пасуш Коэлью отказался уйти в отставку, хотя его коалиционное правительство раздирают противоречия из-за политики экономии, приведшие к отставке двух министров, один из которых представляет в его правительстве младшего коалиционного партнера.

Политическая нестабильность в коалиционном правительстве Португалии накануне летних каникул подчеркивает все возрастающую напряженность в большинстве стран Европы из-за сокращения бюджетных расходов и других мер жесткой экономии, которые ведут к череде последовательных спадов в экономике и рекордной безработице в Греции, Испании и Португалии. Одна за другой правительственные отставки демонстрируют политическое сопротивление реформам в Португалии, что порождает серьезные сомнения в способности этой страны решить проблему кризиса суверенного долга, в определенных для нее рамках. Сам Пасуш Коэлью пришел к власти весной 2011 года после досрочных выборов. И именно его правительству пришлось на тяжелых условиях принимать пакет финансовой помощи Португалии в €78 млрд.

Министерские отставки и, главное, уход из правительства лидера CDS-PP открыли в Португалии период политической неопределенности. Аналитики сразу же сделали предположение, что дальнейшее развитие правительственного кризиса может закончиться уже в конце сентября этого года внеочередными парламентскими выборами, которые удобно будет провести вместе с местными муниципальными выборами.

На внеочередных всеобщих парламентских выборах весной 2011 года правящие сейчас в Португалии социал-демократы получили почти 39% голосов, оттеснив социалистов с их 28% голосов на второе место. При таком раскладе социал-демократы пошли на коалицию с Народной партией CDS-PP, которая заняла третье место на выборах, набрав почти 12% голосов. Правоцентристская коалиция имеет сейчас в стенах португальского парламента 129 из 226 мест. В настоящее время опросы общественного мнения в Португалии демонстрируют, что симпатии избирателей поменялись наоборот. В случае внеочередных выборов победят социалисты примерно с таким же результатом, которого добились в 2011 году социал-демократы. Согласно поллов, основная оппозиционная сила - Социалистическая партия (PS) имеет сейчас около 36%, а PSD - 26%. Возглавляемая Жозе Антоньо Сегуру левоцентристская PS обещает избирателям уменьшение тягот политики бюджетной экономии и налогового гнета. На деле социалисты могут лишь замедлить заданный тройкой международный кредиторов темп реформ.

Аналитики предупредили, что политический кризис, поразивший Португалию, может привести к нарушению нормального хода программы международной финансовой помощи этой стране. Премьер Пасуш Коэлью полагал, что сейчас в июле его правительству удастся договориться с тройкой международных кредиторов о пересмотре антикризисной программы. Однако отставка Порташа теперь делает это невозможным. Португалия имеет третий по величине в еврозоне национальный долг. В 2013 году по планам правительства Пасуша Коэлью он достигнет 124% от ВВП прежде, чем начнет снижаться. Полного самофинансирования своего долга Португалия планировала достичь в сентябре 2013 года. Однако из-за нынешнего правительственного кризиса сделать это стало невозможно. Более того, в минувшую пятницу, 5 июля, президент Португалии предупредил граждан страны, что наметившийся негативный сценарий, по-видимому, означает, что Португалия не сможет вернуться на рынки заимствований даже в 2014 году. В тот же день рейтинговое агентство Standard & Poor понизило рейтинги суверенного долга Лиссабона со стабильного на негативный, ссылаясь на состояние политической неопределенности в этой стране. Любая заминка в проведении намеченных тройкой реформ может привести к тому, что ЕЦБ откажется покупать португальские облигации для снижения высокой стоимости заимствований. Чтобы претендовать на программу ЕЦБ, страна должна реально реформировать свои финансы.

На следующий день после отставки Порташа в среду утром 3 июля европейские рынки показали снижение котировок португальский ценных бумаг. Рынок ценных бумаг Португалии потерял в цене более 6%. Риски 10-летнего долгового обязательства Португалии в среду выросли примерно на один процент и ходили между отметками 7,385% и 7,88%. Превышение риска 7-ми процентов считается недопустимым и неподъемным для национальных финансов в Европе. Португальский кризис отразился и на ценных бумагах Италии. Риски по десятилетним итальянским облигациям возросли на 0,12% и составили 4,519%. Риски португальских ценных бумаг после лета 2012 года снизились, как и у других проблемных экономик еврозоны. Однако правительственный кризис вернул их к критической отметке в Португалии. Рост доходности облигаций указывает на то, что инвесторы теряют уверенность в том, что Португалии удастся выплатить свои внешние долги. Заметим, что в мае этого года риски португальских десятилетних облигаций составили 5,23%. В самый тяжелый момент финансового кризиса в прошлом году они равнялись 9,77%.

В среду португальский кризис стал фоном для негативных процессов на финансовых рынках Европы. После того, как ЕЦБ в четверг, 4 июля, объявил о сохранении учетной ставки на прежнем рекордно низком уровне 0,5%, евро потерял в цене. Аналогичную ситуацию испытал и британский фунт.

* * *

В сложившейся ситуации премьер Педро Пасуш Коэлью постарался сохранить коалицию. Прежде всего, он пообещал не уходить из правительства. В четверг 4 июля премьер встречался с руководством CDS-PP в поисках компромисса. Коэлью надеялся найти решение, которое позволит предотвратить досрочные выборы и сохранить свое коалиционное правительство. Президент Анибал Каваку Силва начал переговоры с политическими партиями в среду, чтобы продолжить их 4 июля. В этот день премьер заявил, что "формула для установления правительственной стабильности найдена". В пятницу 5 июля стало известно, что премьер-министр Педро Пасуш Коэлью достиг соглашения с CDS-PP о сохранении правительственной коалиции. Конкретное предложение было представлено премьером президенту для одобрения. Отставленный министр иностранных дел лидер CDS-PP Пауло Порташ получил предложение занять должность вице-премьера в правительстве Коэлью. На организованной пресс-конференции Коэлью заверил журналистов: "Это соглашение гарантирует политическую стабильность до окончания нашего мандата". Порташ получит от премьера поручение стать координатором переговоров с тройкой кредиторов. Кроме того, младший партнер по коалиции - партия CDS-PP получит в правительстве Коэлью пост министра экономики, который займет друг Порташа - Антонио Пирес де Лима.

* * *

Правительственный кризис в Португалии завершился, но прежние проблемы остаются. В центре политической борьбы стоят меры бюджетной экономии, которые для Португалии определены соглашением с ее международными кредиторами - МВФ, ЕЦБ и Европейской комиссией. На основании соглашения Португалии был предоставлен в мае 2011 года пакет финансовой помощи в размере €78 млрд. На основании принятых обязательств правительство Португалии должно сокращать бюджетный дефицит с 5% в 2012 году до 4,5% в 2013 году. В 2014 году предполагается достижение уровня 2,5% от ВВП - т. е. базового показателя по Евросоюзу в соответствии с требованиями европакта марта 2012 года. На сегодняшний момент Португалия достигла около двух третей фискальной консолидации, необходимой для выполнения трехлетней антикризисной программы. Однако, как выяснилось теперь, причиной бюджетного дефицита в Португалии в 2013 году стало снижение налоговых поступлений из-за падения деловой активности в стране. Сокращение ВВП Португалии в 2012 году составило 3,2%, а в 2011 году - 2,3%. Обратной стороной процесса стал рост безработицы в Португалии с 12% в момент, когда Коэлью занял пост премьера, до сегодняшних 18%.

В текущей политике при установлении мер бюджетной экономии правительство Португалии столкнулось с сопротивлением Конституционного суда, который стал блокировать непопулярные меры. Этот высший судебный орган в июле 2012 года признал решение правительства лишить работников общественного сектора 13 и 14 зарплат на период 2012-2014 годов неконституционным. Это заставило правительство для пополнения доходных статей бюджета непропорционально увеличить налоги. Бюджет 2013 года основан на крупнейшем разовом повышении налогов в современной истории Португалии. В условиях снижения доходной части бюджета из-за стагнации экономики, правительство увеличило налоговую тяжесть на треть. Только налог с оборота был увеличен с 13 до 23 процентов. Но всего этого, как оказалось весной 2013 года, было недостаточно. Премьер-министр Португалии Педро Пасуш Коэлью обещал еще больше сократить расходы, чтобы "иметь возможность снизить налоги в будущем". Правительству противостоят профсоюзы, которые протестуют против планов увеличения рабочего времени государственных служащих с 35 до 40 часов в неделю, повышения их ежемесячных пенсионных отчислений при одновременном снижении пенсионных прав и намерения правительства уволить около 50 тыс. государственных служащих из общего их количества в 583 тыс. человек. 15 февраля этого года группа граждан, присутствовавших в парламенте страны на дебатах, прервали выступление премьер-министра пением "Грандола" - гимна Апрельской революции в Португалии 1974 года. Когда полиция выводила протестующих из зала, премьер социал-демократ цинично улыбался. 2 марта 2013 года по всей Португалии прошли массовые протесты сотен тысяч жителей Португалии. По данным организаторов, в одном только Лиссабоне в протестах приняли участие полмиллиона человек. Протестные события идут на фоне очевидного кризиса двухпартийной политической модели, возникшей в Португалии после "революции гвоздик" 1974 года. Очередной правительственный кризис в Португалии продемонстрировал это. Весь прошедший год Португалию в международных СМИ пытались представлять в качестве примера "правильной" политики спасения страны. Однако последний кризис показал истинное положение. Можно констатировать, что долговые позиции Лиссабона по суверенному долгу остаются неустойчивыми.

* * *

Структура суверенного долга Португалии (2010)

Испания - $84,6 млрд.

Германия - $36,4 млрд.

Франция - $26,9 млрд.

Великобритания - $24,3 млрд.

США - $5,3 млрд.

Италия - $4,1 млрд.

Швейцария - $2,8 млрд.

Япония - $2,2 млрд.

Итого: $186,6 млрд.

Источник: Reuters

Европейская редакция ИА REGNUM

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.