Румыния - Молдавия - Приднестровье: "Европейская интеграция для РМ подразумевает окончательное отделение Приднестровья". Румыния - Россия: "Примирить интересы Румынии и России невозможно. Только если Россия перестанет относиться к нам, как к бывшему вассалу!"

Румыния - Молдавия - Приднестровье: "Европейская интеграция для РМ подразумевает окончательное отделение Приднестровья"

После почти пяти месяцев политического кризиса, когда ситуация была близкой к досрочным выборам и потере важных достижений в процессе европейской интеграции, в Республике Молдова восстановилась относительная правительственная стабильность, пишет Contributors. Хотя по-прежнему открыт вопрос надежности парламентского большинства, новое правительство в Кишиневе явилось обнадеживающей развязкой для Европейского союза и разочаровывающей для России.

В течение последних трех лет ЕС предоставлял политическую поддержку и щедрую финансовую помощь правительству в Кишиневе, продолжает Contributors. Пытаясь продемонстрировать способность придавать импульс и поддерживать политические и экономические реформы в регионе восточного соседства, ЕС выбрал Республику Молдову в качестве примерного ученика для всех остальных. В этом контексте, саммит "Восточного партнерства" в Вильнюсе в ноябре является промежуточной точкой в оценке эффективности трансформационных сил ЕС, получении плодов трёхлетней работы, укреплении проевропейских позиций в Республике Молдова. Ведь политический кризис в Кишиневе ставил под угрозу успех всего мероприятия.

Хотя власть в Республике Молдова по-прежнему остается хрупкой, реформирование проевропейской коалиции в Кишиневе подаёт надежды на то, что шаг назад будет поддержан двумя шагами вперед, пишет Contributors. Наивно ожидать чудес от нового правительства, ведь преобразования, через которые проходит Республика Молдова, довольно долгосрочны. Однако, достижение некоторых промежуточных целей с долгосрочными последствиями уже к концу этого года весьма вероятно. Их реализация будет иметь решающее значение, учитывая, что в 2014-2015 состав Европейского парламента и Европейской комиссии изменится, и сам этот процесс и политические ставки временно отвлекут внимание ЕС от других проектов, в том числе восточного соседства.

Практически сразу после утверждения в РМ нового правительства, ЕС и Молдавия завершили переговоры по Соглашению о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, которое является частью Соглашения об ассоциации, продолжает Contributors. Если ЕС эффективно организует внутренние процессы по подготовке документов, то Соглашение об ассоциации может быть парафировано на саммите в Вильнюсе, чтобы потом быть подписанным в первой половине 2014 года.

Однако утерянное доверие к Республике Молдова будет восстановлено по мере улучшения внутренних показателей, пишет Contributors. Политический кризис и рейдерские атаки на финансовые учреждения в Молдавии снова обнажили серьезные проблемы в юстиции и избирательный подход в борьбе с коррупцией. Добиваясь углубления реформ в МВД, правительство должно возродить процесс реформы системы правосудия, используя фонды, выделенные ЕС.

Наконец, энергетическая безопасность является еще одной важной темой на повестке дня исполнительной власти, продолжает Contributors. Хотя строительство трубопровода Унгены - Яссы запланировано на август (работы могут быть завершены в течение 6-9 месяцев), правительство вместе с румынскими партнерами должны ускорить подготовку документов для второго этапа проекта. Ввиду разницы давлений в газопроводах в Румынии и Молдавии, на втором этапе проекта необходимо построить компрессорную станцию в Яссах, которая сделает возможным, с технической точки зрения, поставку газа из Румынии в Республику Молдова (Посредством газопровода Яссы-Унгены Молдавия рассчитывает на "диверсификацию поставок газа" в республику за счет объединения своей газовой системы с румынской. В то же время в настоящее время Румыния сама не покрывает свои потребности в газе из собственных источников и импортирует из России от 22% до 42% от объема потребляемого ею газа. Найденные на отсуженном в 2009 году Румынией у Украины черноморском шельфе потенциальные залежи газа в данный момент исследуются на предмет рентабельности их добычи, которая в случае успешного завершения этого процесса может начаться только к концу десятилетия - прим. ИА REGNUM). Помимо диверсификации источников поставок газа, молдавское правительство должно максимально использовать деньги, выделенные ЕС на проекты по энергосбережению и снижению газовой зависимости.

С 2009 года на выборах - будь то очередных или досрочных - в Республике Молдавии, Москва ставила то на одноцветное правительство во главе с Партией коммунистов, то на левоцентристскую коалицию также во главе с Компартией, пишет Contributors. Политический кризис 2013 года в Кишиневе облегчил продвижения кремлёвской повестки дня в двух плоскостях. Во-первых, кризис создал предпосылки для досрочных выборов. Злобные нападки партий бывшего альянса друг на друга в ходе новой избирательной кампании обеспечивали бы Компартии высокий процент. Таким образом, досрочные выборы дали бы новый шанс коммунистам, которых Россия, отдельно или в коалиции с какой-то еще левоцентристской партией, предпочитает видеть у власти. Одновременно политическая неопределенность и досрочные выборы приостановили бы ряд процессов, которые приводят Республику Молдова в 2013 году ближе к ЕС.

Руководствуясь этими соображениями, Россия по ходу кризиса была не очень заметна, воздерживаясь от публичных комментариев, предпочтя напрямую вести переговоры со своими партнерами в Кишиневе, продолжает Contributors. Между тем, через третьи стороны Россия пыталась ослабить государственность Республики Молдова. Например, в разгар политического кризиса городской совет Тараклии потребовал культурной и административной автономии болгарской общины на юге страны. По словам дипломата одной из стран-членов ЕС, который имел возможность наблюдать этот процесс с близкого расстояния, разработка проекта по автономии болгарского меньшинства осуществилась не без поддержки и помощи Москвы. Вполне вероятно также, что в тот же период Россия поддержала попытку организовать и оформить военизированное движение казаков в Гагаузии.

Во-вторых, продолжение кризиса и борьба внутри АЕИ дискредитировали бы идею европейской интеграции, обеспечивая благоприятную почву для продвижения проекта евразийской интеграции РМ, пишет Contributors. Почувствовав возможности, Россия активизировала свои усилия в этом направлении. Как искренне отметил один российский дипломат: "Если Румыния говорит о европейской перспективе Молдавии, тогда и Россия может продвигать евразийскую перспективу в Молдавии". Таким образом, помимо внезапного появления большого количества НПО, занимающихся продвижением этого вопроса, были организованы ряд конференций на тему евразийской интеграции. Следует отметить, что эти мероприятия были организованы в Комрате и Бельцах - городах с проживанием этнических меньшинств, традиционно пророссийски настроенных и симпатизирующих интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Таким образом, Россия пытается сохранить, если не расширить, внутри государства "острова" враждебно относящиеся к европейскому проекту.

Наконец, Россия воспользовалась "мягкой силой", в сочетании с продвижением концепции евразийской интеграции, продолжает Contributors. В рамках концерта 9 мая, организованного российским посольством, выступали два знаменитых российских певца, привлёкших на площадь Великого национального собрания тысячи ностальгирующих, пришедших послушать советские патриотические песни. Будучи в тот же день в Тирасполе, заместитель премьер-министра России Рогозин преподавал уроки по внешней политике, предлагая "правильный" вектор интеграции Республики Молдова. Заявление, сделанное на левом берегу относительно единственного варианта светлого будущего Молдавии, восстановленной под куполом евразийской интеграции, наводит на мысль о том, что европейская интеграция для РМ соответственно подразумевает окончательное отделение Приднестровья.

Воссоздание проевропейского альянса в Кишиневе нарушило все расчеты России и усилило роль Приднестровья в качестве инструмента давления на Молдавию, пишет Contributors. Новое правительство в Кишиневе исключило один из аргументов Москвы и Тирасполя, касающийся отсутствия партнера для переговоров. Премьер-министр Лянкэ, как и его предшественник, неудобен России и Приднестровью, поскольку хоть и "приставляет ухо" к тому, что говорит Кремль, но преследует стратегическую цель - европейскую интеграцию. Понимая опасность такого подхода для своих интересов в Приднестровье, Москва во второй половине 2012 года значительно сократила лидеру Тирасполя Евгению Шевчуку возможности для маневра, прямо или косвенно поспособствовав напряжению ситуации в зоне конфликта (Именно Кишинев на протяжении ряда лет устраивает провокации с участием силовых структур в Зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта. Провокации Молдавии стоят и за нынешним обострением ситуации в Зоне безопасности - прим. ИА REGNUM) и уменьшив интенсивность прямого диалога между Кишиневом и Тирасполем. По мере углубления внутреннего кризиса в Кишиневе, число незначительных инцидентов на Днестре в 2013 году с участием сил правопорядка начало расти.

Сообщение, которое Россия транслирует, звучит так: "Чем ближе Республика Молдова находится к Европейскому союзу, тем дальше она будет от Приднестровья", продолжает Contributors. Переговоры в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) в 2013 году оказались стерильными. Однако, главной целью Москвы является не блокирование переговоров, но блокирование европейского пути Республики Молдова. В этом контексте, принятие в Тирасполе "закона о государственной границе" указывает на возможность эскалации напряженности в летне-осенний период этого года, если приднестровские "власти" попытаются разграничить и демаркировать то, что они считают "государственной границей".

Несмотря на то, что ситуация в Республике Молдова отличается от зоны конфликта в Грузии, всё же могут быть проведены некоторые параллели, пишет Contributors. В то время как в Тирасполе принимали вышеупомянутый закон, в Южной Осетии русские солдаты агрессивно маркировали "границу" с Грузией, развернув колючую проволоку и отделяя дома этнических грузин от принадлежащих им сельскохозяйственных участков или деревенских кладбищ. Трудно представить, что такой сценарий может повториться в Молдавии, однако действия российских военных в Грузии не оставляют никаких сомнений, что Россия через Приднестровье, в более приглушенной форме, может сгенерировать напряженность в зоне безопасности чтобы накалить конфликт.

Вполне возможно и то, что Россия будет стремиться воспрепятствовать принятию Кишинёвом контрольных мер на административной границе с Приднестровьем (в апреле текущего года Молдавия заявила о намерении установить стационарные пограничные посты в шести населенных пунктах вдоль границы с Приднестровьем - прим. ИА REGNUM), указанных в плане по либерализации визового режима с ЕС, продолжает Contributors. Возможное освобождение молдавских граждан от получения виз для въезда в ЕС раньше, чем это будет сделано для российских граждан, окажется поражением не только для имиджевой политики России, но сделает молдавские паспорта чуть более привлекательными для населения Приднестровья и создаст предпосылки в среднесрочной перспективе для открытия сепаратистского региона в сторону Европы, подводит итог издание.

Румыния - Россия: "Примирить интересы Румынии и России невозможно. Только если Россия перестанет относиться к нам, как к бывшему вассалу!"

Румынский президент внезапно повернулся лицом к Кремлю, встретившись с одним из приближённых к Владимиру Путину лиц, пишет Revista 22. Генерал Николай Патрушев, бывший глава ФСБ (преемник КГБ) неожиданно приехал в Бухарест в попытке восстановить канал связи Москва-Бухарест, заблокированный на протяжении многих лет. В то время как Патрушев попытался убедить Траяна Бэсеску в том, что будущее румыно-российских отношений может быть хорошим, другой кремлёвский "друг", создатель идеи "евразийской империи" Александр Дугин говорил в Кишиневе о выгодах присоединения Республики Молдова к Евразийскому союзу. Российский геополитик, который консультирует Владимира Путина ("Консультации" Дугина с Путиным, или наоборот, - это, очевидно, воспроизведение давнишней и не получившей широкого распространения газетной "мифологии", официально и публично никак не подтвержденной; согласно данным, имеющимся в открытом доступе, ни при одном из президентов России в их администрациях Александр Дугин никаких должностей не занимал, в президентских советах, комиссиях не состоял - прим. ИА REGNUM), заявил молдаванам, что Россия обратится к применению силы, "если НАТО ступит в Республику Молдова", и что независимо от происходящего "ключи от Приднестровья находятся в Москве". Две идеи, которые Путин хотел передать молдавским чиновникам: что их путь к Европейскому союзу полностью зависит от России, и что ни американцы, ни европейцы не имеют никаких шансов для принятия решений в "жизненном пространстве" Москвы без её согласия.

Иными словами, стабильность Республики Молдова и даже правительства в Кишиневе находятся в тесной зависимости от России, продолжает Revista 22. После политического кризиса этой весны, который чуть не привёл коммунистов к власти, развернулся новый сценарий: президент Приднестровья подписал указ "о государственной границе Приднестровской Молдавской Республики", которым захотел провести границу, откусив кусок бессарабской территории (Варница и ряд населенных пунктов и территорий, в настоящее время находящихся под фактическим контролем Молдавии, были включены в состав территории ПМР согласно ее Конституции, утвержденной в 1995 году; впоследствии однако они перешли под фактическую юрисдикцию Кишинева в результате местных референдумов. В то же время указание на их принадлежность Приднестровью в конституции ПМР сохранилось и соответственно было перенесено и в принятый закон о госгранице - прим. ИА REGNUM). Страх начала военного конфликта, похожего на грузинский (2008 г.) был подпитан и Александром Дугиным, который напомнил молдаванам, что "Америка позорно бежала из Грузии, и так же она при случае поступит в Молдавии".

Проблема Приднестровья обсуждалась и на встрече президента Бэсеску с российским генералом Патрушевым, пишет Revista 22. Слова представителя Кремля были обнадеживающими: грузинский прецедент не может быть повторен в Республике Молдова. В то же время неясно, позволит ли Россия Молдавии выйти из своей сферы влияния. И если позволит, что получит в обмен. Тот же Александр Дугин, например, упомянул в своей книге "Основы геополитики и геополитическое будущее России" (2010), что воссоединение Румынии и Молдавии "неизбежно", и что Москва "должна стремиться осуществить это объединение в собственных интересах, с тем, чтобы включить это пространство под свой стратегической контроль".

Пока еще не имеется необходимых условий для установления подобного положения дел, но Владимир Путин хочет возобновить отношения с Бухарестом, с того места где он их оставил в 2005 году после визита Бэсеску в Москву, продолжает Revista 22. Румынский президент понимает, что Россия открыла ему дверь, и что любая встреча на высшем уровне должна разрешить многие вопросы, в противном случае её не случится. Путин в свою очередь знает, что сейчас подходящий момент возобновить обсуждения, касающиеся будущего румыно-российских отношений, в том числе вопроса Бессарабии, поскольку только такой игрок, как Бэсеску, которого он не смог ни приручить, ни победить, может взять на себя столь сложное уравнение, а 2014 - его последний год в Котрочень (президентский дворец в Бухаресте - прим. ИА REGNUM).

Осенью исполняется 135-летие установления дипломатических отношений между Россией и Румынией (и появления государства Румыния по решению Берлинского конгресса, проведенного по итогам победы России над Турцией в войне 1877-78 гг. - прим. ИА REGNUM), пишет Revista 22. Этот момент может быть использован в пользу Бухареста, если, конечно, Траян Бэсеску точно знает, чего хочет, и если румыны смогли бы стать более прагматичными, следуя совету Достоевского: "Судите о русском народе не по тому безобразию, какое он совершает так часто, но по величию и высоте духа, к которой он стремится, даже в злодействе своем" (Очевидно, сильно искаженная цитата из "Дневника писателя" за 1877 год Федора Достоевского. В оригинале: "Чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок" - прим. ИА REGNUM).

Серия последних событий подняла ряд важных вопросов относительно места Румынии в геостратегической игре, в которой она принимает непосредственное участие, пишет Romania Libera. И главный из них: решил ли Траян Бэсеску разморозить отношения с Россией? Если да, то является ли это нашей инициативой, или действием по совету Соединенных Штатов? Если нет, то какова цель приезда в Бухарест Николая Патрушева, секретаря Совета безопасности Российской Федерации? Как повлияет столь важный визит на развитие основных спорных вопросов: Молдавия, ПРО, высокие цены на импорт газа? Изменит каким-либо образом параметры нашего стратегического партнерства с США?

Ответ на первый вопрос предельно прост, продолжает Romania Libera. Визит Патрушева был инициативой русских. Это было их решение дать положительный ответ - лишь сейчас - на неоднократные приглашения в Бухарест для налаживания более последовательных дипломатических связей. И поскольку это был в значительной степени их выбор - осуществить визит Патрушева почти одновременно с визитом главы ЦРУ Джона Бреннана, то участие США в этой инициативе просто не имело места.

Решение Румынии придать импульс отношениям с Россией было одной из собственных инициатив Бухареста, принятых много лет назад, пишет Romania Libera. Это практически совпало с моментом, когда теория продвижения в зону влияния Россия, декларируемая некоторыми приближёнными тогдашнего президента Джорджа Буша, начала терять своих последователей даже в Бухаресте. Теперь и преемники Буша и Чейни, и другие европейские державы приветствуют усилия по установлению открытости отношений, смотрят более снисходительно на неоколониальные причуды царя Путина, ссылаясь на единственный аргумент: Россия уже не та, что была. Да, кремлевский лидер лелеет мечты о брутальной славе Советского Союза, но уже не обладает средствами для ее достижения. Ни их армия, ни их экономика совсем не те, что были раньше. Поэтому, хоть действия Владимира Путина и критикуются за нарушения прав человека, сам он не рассматривается в качестве реальной угрозы. Вернее, рассматривается в качестве относительно незначительной по сравнению с проблемами Востока или Китая.

Как и другие центрально- и восточноевропейские страны во главе с Польшей, Румыния пережила достаточно травматические отношения с Россией, чтобы не улыбаться, когда ей говорят, что в вопросах внешней политики, и, особенно, когда речь идет о странах НАТО, "Путин лает, но не кусает", продолжает Romania Libera. Некоторое время назад Траян Бэсеску попытался найти в отношениях с Россией золотую середину между холодностью отношений времен холодной войны и услужливостью "партнерства" по модели Евразийского союза. Однако у него ничего не вышло. Русские не пошли ему на встречу, как с Польшей, например, - с президентом Коморовским Патрушев встретился ещё в январе 2011 года. Причины, вероятно в том, что ему не могут простить вызывающего поведения первых лет пребывания в должности, а также отсутствие серьёзных интересов, которые привели бы их к попытке примирения, как в ситуации с Польшей.

Враждебность кремлёвского лидера отчётливо проявилась в прошлом году, когда Москва открыто поддержала попытку импичмента Бэсеску (6 июля 2012 года депутаты от Социал-либерального союза объявили импичмент президента Траяна Бэсеску, который в свою очередь назвал это попыткой "государственного переворота". После этого озабоченность возможностью "отклонения" Румынии от пути демократии и построения правового государства выразили официальные представители Вашингтона и Брюсселя, а также канцлер Германии Ангела Меркель, вставшие на сторону Бэсеску. Москва на официальном уровне своих предпочтений не высказывала, да и вообще мало интересовалась событиями в Румынии. По итогам состоявшегося 29 июля2012 года всенародного референдума об импичменте президента Траяна Бэсеску, явка избирателей составила 8.459.053 человек или 46,24% от действующей избирательной базы при необходимом пороге в 50% + 1 голос. При этом за отставку Бэсеску проголосовали 87,52% избирателей, пришедших 29 июля на участки, против - 11,15%. Конституционный суд признал референдум несостоявшимся. 28 августа Бэсеску вернулся к исполнению своего второго президентского мандата, который истекает в 2014 году - прим. ИА REGNUM), пишет Romania Libera. И не исключено, что делалось это не только при помощи приёмов пропагандистов, вышколенных Службой внешней разведки, но и финансово. Учитывая столь открытое вмешательство России во внутреннюю политику Румынии, удивительно, что всего через год, Путин направил Патрушева с белым флагом, чтобы начать налаживание каналов связи, в которых до сих пор Траяну Бэсеску отказывалось.

Что же он хотел передать? - продолжает Romania Libera. Самое лучшее объяснение предложил аналитик Владимир Сокор: "Президент успешно стабилизировал внутреннюю ситуацию после политического кризиса в 2012 году. Социал-демократическая партия, которая является доминирующей силой, научилась сосуществовать с Бэсеску (...). Визит Патрушева показывает, что Москва пришла к выводу о необходимости протянуть руку настоящему руководству страны. Ни для кого в Румынии не секрет, что эффективное сотрудничество Бэсеску с разведывательными службами сделало возможным сохранение конституционного порядка в 2012 году и стабилизацию внутренней ситуации, соблюдая при этом политический нейтралитет служб".

Как бы там ни было, в конце следующего года у нас будет новый президент, пишет Romania Libera. А у России новый собеседник. Открытость, которая сегодня демонстрируется по отношению к Бэсеску, является первым шагом на пути к возобновлению отношений с институтом президента. Сегодняшняя готовность к началу "оттепели", со своим заявленным противником, будет способствовать накоплению капитала доверия, которое будет использоваться в отношениях с преемником Бэсеску. И интересы России в Румынии требуют сейчас более чем когда-либо хотя бы не враждебно настроенного переговорщика, если уж не доброжелательного. А спорные вопросы остаются теми же: Молдавия, импорт газа и ПРО. Только вот первые два вопроса стали отягощаться. Что же касается ПРО, то русские уже смирились с этой мыслью, а мы свыклись с идеей, что они не могут позволить себе не протестовать. Это часть их игры. "Несогласие" - их единственная карта в отношениях с Соединенными Штатами, и они используют её так часто, как могут, чтобы отхватить ещё хоть что-то.

Ситуация за Прутом и новые события на газовом рынке, обусловленные обнаружением месторождений в Черном море, - совсем другое дело, продолжает Romania Libera. Здесь, у России есть прямой интерес, можно сказать повышенный, и она будет бороться любыми способами, чтобы не потерять сферу влияния. В отношении Молдавии позиция Москвы ясна: предотвратить любой ценой её вступление в Европейский союз, и если это не удастся, то хотя бы заставить Кишинев принять воссоединение с Приднестровьем на равных позициях. Таким образом, через людей и компании, которые она контролирует к востоку от Днестра, из Молдавии сделают троянского коня российских интересов в отношениях как с Европейским союзом, так и c Румынией.

Проблема Молдавии стала животрепещущей, потому что к удивлению русских, да и к нашему, её кандидатура на вступление в ЕС стала продвигаться чрезвычайно быстро, пишет Romania Libera. Конечно, не без существенной помощи Германии, Молдавия стала звёздной историей - и фактически единственной - "Восточного партнерства". Вероятность того, что Молдавия станет членом ЕС в ближайшем будущем столь велика, что даже Россия знает, что если ей и удастся выбить Молдавию на некоторое время из колеи, то всё равно придёт момент, когда это произойдёт (Согласно неоднократным публичным заявлениям еврочиновников разного уровня и статуса, сделанным в том числе в контексте целей и перспектив "Восточного партнерства" в целом, "вероятность того, что Молдавия станет членом ЕС в ближайшем будущем" не то что не "велика", а ее попросту нет, поскольку такая перспектива Евросоюзом в принципе не рассматривается. Соглашения об ассоциации с ЕС, переговоры о подписании которых наиболее активно из участников проекта ведут Молдавия и Украина, не предусматривают перспективы членства в ЕС и не представляют собой какой-либо "шаг" или "этап" на пути к вступлению в ЕС, как это пытается преподнести официальная пропаганда Кишинева и Киева - прим. ИА REGNUM). И когда интеграция произойдёт, в её интересах, чтобы это происходило в подходящих для неё условиях.

Несмотря на то, что официально Румыния поддерживает воссоединение Молдавии, на самом деле, наши конкретные усилия направлены на убеждение кишинёвских лидеров отказаться от Приднестровья на данный момент и вступить в ЕС без сепаратистской республики, с той мыслью, что присоединение произойдёт позже естественным путём, на условиях, с которыми будет согласна Молдавия, продолжает Romania Libera. Поскольку от Бэсеску трудно ожидать отказа от поддержки, которую мы предоставляем Молдавии с целью воссоединения двух государств под эгидой ЕС, русским остаётся только надеяться, что следующего президента можно будет убедить отказаться от этих планов и играть на их стороне. Не просто так, конечно, но взамен политической поддержки, или чего-нибудь еще.

Перейдём к вопросу о газовом рынке, пишет Romania Libera. Наиболее пессимистические оценки показывают, что месторождения, обнаруженные в Черном море, позволят добывать не менее 6,5 млрд. кубометров в год начиная с 2019 года! Согласно оптимистичным сценариям добыча оценивается в более чем 15 млрд. кубометров в год до 2030 года и далее. В обоих случаях, учитывая наши потребности в импорте, составляющие всего 3 млрд., через шесть лет Румыния станет экспортёром газа. То есть, конкурентом для России на рынке, на котором сейчас она авторитарно доминирует. Что же будут означать эти 3,5 миллиарда кубометров газа, которые можно выделить на экспорт? Во-первых, возможность полностью охватить потребности Республики Молдова - 1 миллиард - а так же Болгарии - 2,5 миллиарда. Что будут означать 12 миллиардов кубометров? Способность покрыть половину того, что "Газпром" сейчас поставляет Венгрии и Чехии. Таким образом, Румыния не просто перестанет нуждаться в газовых поставках из Азербайджана или Казахстана (через российский "Южный поток"), но сама сможет стать крупным игроком на энергетическом рынке. Это, пожалуй, самая главная причина, по которой Россия мобилизовала все свои силы, чтобы блокировать NABUCCO West. Основной целью было не столько сорвать доступ к газу из Каспийского моря, сколько воспрепятствовать созданию транспортной инфраструктуры, которая позволила бы легко доставлять газ из Черного моря в любую европейскую страну. Даже без NABUCCO, если румынское государство будет защищать свои интересы рассудительно и непреклонно, в том числе по отношению к иностранным инвесторам, которые выиграли периметры в Черном море, газ, добытый в этих месторождениях, покроет внутренний спрос и отчасти даже других стран.

И Молдавия, и экспорт газа являются вопросами первостепенной важности для России, продолжает Romania Libera. Цель их новой игры в отношении Румынии - сделать так, чтобы лидеры Бухареста, особенно тот, кто сменит Траяна Бэсеску, или тот, кто будет иметь реальную власть в своих руках, а это могут быть разные люди, были готовы пойти на компромисс. Якобы, в интересах обеих сторон. В чем тут может быть проблема? Просто практически невозможно примирить интересы Румынии и России по этим вопросам. Поскольку потворствование, пусть даже в небольшой степени, интересам Москвы, предполагает игнорирование национальных интересов. Что является неприемлемым.

Каков интерес Румынии в Молдавии? - пишет Romania Libera. Воссоединиться с нашими братьями за Прутом в рамках ЕС, без бремени под названием Приднестровье, которое находится под тотальным контролем Москвы! Здесь нет никакой золотой середины, которая частично примирила бы интересы России. Почему? Россия, даже в сравнении с Румынией, не сдвинулась с места в понимании и уважении демократии, вопросах верховенства закона и прав человека. Каковы интересы Румынии в энергетической сфере? Во-первых, независимость - то есть иметь выбор поставщиков и, следовательно, цен - большие поступления в бюджет, доходы от концессий и, если возможно, выгоды от транзита экспортного газа. Каков интерес России? Продолжать продавать нам как можно больше газа по непомерным ценам, по которым она делает это сейчас. Более того, не позволить нам стать экспортерами газа и отнять часть их рынка. И, кроме того, платить нам гроши вместо сотен миллионов евро за транзит газа, как это происходит сейчас. Разве можно примирить интересы этих двух сторон? Только если Россия перестанет относиться к нам, как к бывшему вассалу!

Через год-два мы узнаем, принесёт ли стратегия, инициированная Путиным, плоды, и была ли она действительно добрым намерением, продолжает Romania Libera. Будет несложно отследить, интенсивность, с которой Румыния будет продолжать поддерживать проевропейский курс Молдавии. Также легко будет оценить через три года, когда истекают контракты по транзиту газа из России, насколько прозрачно и справедливо будут пересмотрены цены. Будет заметно, поощряют ли политики или, наоборот, препятствуют инвестициям, которые могут принести энергетическую независимость, и могут превратить нас в крупного регионального игрока в этой области.

Подлинного патриотизма и лояльности прозападной ориентации Румынии, однако, будет недостаточно, чтобы выдержать трудные времена, которые грядут, пишет Romania Libera. Нужно ещё много ума, мужества и решимости в реформировании государства и экономическом росте. Как сказал глава Stratfor Джордж Фридман во время своего недавнего визита в Бухарест, противоракетного щита недостаточно, чтобы защитить нас от всех внешних угроз. Ни принадлежность к ЕС и НАТО, ни партнерство с США не могут сделать больше для нашей безопасности, чем консолидированная демократия, эффективное правовое государство, независимая судебная система и сильная экономика. Как показал провал NABUCCO West, где США и многие страны ЕС следовали своим собственным повесткам дня, все партнерства, в которых мы бросили якорь, не способны быть достаточными, чтобы удовлетворить наши устремления. По той простой причине, что никто не может сделать за нас то, что только мы можем сделать, и не станет игнорировать свои собственные интересы, чтобы поставить наши превыше своих. Единственный способ того, так мы можем по-настоящему защитить национальные интересы, заключается в том, чтобы стать достаточно сильными, чтобы жизненно не зависеть даже от самых преданных союзников, подводит итог издание.

Радужным мечтам не суждено сбыться, пишет Capital. Более 11 лет мы надеялись на NABUCCO - альтернативу импортируемому из России газу. Первые поставки, осуществляемые через NABUCCO должны были поступить в Румынию еще в 2007-2008 годах, позже этот срок был продлен до 2012 года, а последняя дата была назначена на конец 2018 - начало 2019 года. Все эти сроки рухнули один за другим, как домино. Всё было спланировано и настроено просто идеально - если верить заявлениям директоров этого проекта, нужно было лишь нажать спусковое устройство: выбор в пользу газотранспортного маршрута из Каспия.

Но 26 июня OMV (один из акционеров и пропагандистов этого проекта) объявил, что NABUCCO не был выбран, продолжает Capital. Некоторые говорили, что проект был мёртв ещё в зародыше, другие питали надежды. Получается, представители "Газпрома", находившиеся семь лет назад с визитом в Бухаресте, верно сказали: без "Газпрома" NABUCCO не бывать. Русские ставили палки в колёса NABUCCO, дошло до того, что они и нас стали заманивать в свой проект "Южный поток". Русские использовали нас в качестве приманки для болгар, после чего добились более выгодных цен и условий от наших соседей к югу от Дуная.

Из всех четырех государств, через которые должен был пролегать трубопровод NABUCCO, Румыния меньше всех зависит от российского газа (27%), по сравнению с Болгарией (92%), Венгрией (60%) и Австрией (49%), пишет Capital. Только вот все эти страны, в отличие от Румынии, имеют иные подключения с другими европейскими странами, а цены на импортируемый российский газ у них значительно ниже тех, которые платит Румыния. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, речь идёт об объёмах и прямых контрактах. Сейчас у нас нет прямых контрактов с "Газпромом", только через посредников - WIEE и Imex Oil. Второе, и, возможно, самое главное, это уровень сотрудничества на высоком уровне между Румынией и Россией. Если немцы, французы, и даже болгары смогли сохранить московского царя в качестве союзника, связь Котрочень с Кремлем осталась сдержанной. Для Румынии "кончина" NABUCCO является более серьезной проблемой, поскольку, в соответствии с переговорами с МВФ и Европейской комиссией, мы находимся в процессе либерализации цен на газ. Что будет означать лишь удвоение цен, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. В 1812 году пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом Бессарабия была освобождена российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией, вошла в состав Российской империи. Государство Румыния (основу которого составили объединившиеся княжества Валахия и Молдавия без Бессарабии) появилось по решению Берлинского конгресса в 1878 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала никогда не принадлежавшую ей Бессарабию. В 1940 году СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к Приднестровью была образована Молдавская ССР. В то же время румыноунионисты вслед за официальным Бухарестом считают 1812 и 1940 годы соответственно первой и второй "русско-советскими оккупациями".

В 1941-1944 гг. румынская армия принимала участие во Второй мировой войне на стороне "Третьего Рейха" и представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 вызвало в Румынии переворот - румынский король Михай I сверг фашистского диктатора Иона Антонеску - и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года. В 2003 году коммунистическим большинством в парламенте Молдавии был принят Закон "О ветеранах", который уравнял в правах и льготах ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих, участвовавших во Второй мировой войне на стороне Гитлера в составе румынской оккупационной армии.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей страны, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. В то же время сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.