Гагаузия - Молдавия: "Рецидив мышления 90-х у молдавских политиков налицо". Политика: "Глава Гагаузии еще на шаг ближе к импичменту".

Гагаузия - Молдавия: "Рецидив мышления 90-х у молдавских политиков налицо"

Новость о том, что в Гагаузии определенная группа людей хочет провести референдум о выходе из состава Молдавии и возврате в рамки независимой Гагаузской Республики, (провозглашенной 19 августа 1990 года), точно указывает на то, что страна медленно погружается в конфликтную атмосферу 90-х годов, пишет "Панорама". Именно тогда гагаузы, увидев, что находящиеся у руля страны люди ведут дело к объединению с Румынией, заявили о создании своего государства со столицей в Комрате. В тот момент жители региона рассудили так: молдаване самоопределились, хотят порвать с СССР (Россией), желают объединения с Румынией, нам нужно подумать о себе. И была создана Гагаузская республика и избран президент. Первый и последний.

И вот недавно, инициативная группа собрала 5 тысяч подписей и передала документы в Народное собрание (парламент) автономии, как бы вернув ситуацию к исходной точке, но на новом витке спирали противостояния, продолжает "Панорама". Безусловно, для кишиневских властей этот факт оказался неприятным, так как свидетельствует о том, что в стране растет недовольство политикой правящего альянса и нарастает сепаратизм. Но, как говорится, наступать дважды на одни и те же грабли - любимое занятие людей, не желающих извлекать уроки из жизненных событий.

О том, что в Гагаузии существует недовольство тем, как исполняется закон об особом правовом статусе автономии, известно давно, пишет "Панорама". Постоянные конфликты между Кишиневом и Комратом в области образования, распределения полномочий при назначении силовых структур, использования языков, финансирования и других, говорят о том, что работа по налаживанию гармоничного взаимодействия с регионами и - главное - учету мнения людей с мест центральными властями страны не ведется или ведется недостаточно.

В Кишиневе многим казалось, что принятый в 1994 г. закон об особом правовом статусе автономии "закрыл" гагаузский вопрос, продолжает "Панорама". Когда-то Владимир Воронин даже заявлял, что это уникальный для Восточной и Центральной Европы пример решения национального проблемы. Но, видимо, молдавские политики не понимают, что жизнь никогда не стоит на месте. Очевидно, что с принятием закона о гагаузской автономии должна была начаться работа по созданию механизма продуктивного взаимодействия и сотрудничества по линии "Кишинев-Комрат". О том, что ничего подобного не произошло, и говорят многочисленные конфликты между столицей Молдавии и столицей Гагаузии. Прежде всего, это было нужно для действительного, а не мнимого решения вопросов функционирования гагаузской автономии, и что может быть не менее важно - для демонстрации Приднестровью, что "не так страшен черт, как его малюют". Но молдавскую политическую элиту всегда занимали более важные дела, а именно быстрое обогащение, то есть воровство. Сегодня, ситуация принципиально не изменилась. Воровство, коррупция, кумовство сформировали ситуацию "беспредела", когда "места" не хотят больше такой жизни.

Действительно ли мы возвращаемся вновь в 90-е годы? - пишет "Панорама". И да, и нет. Нет, потому что в одну и ту же воду нельзя войти дважды. У нас уже есть опыт 20-ти с лишним лет молдавской независимости. И мы видим результат того, как молдавская элита распорядилась шансом построить свое государство. Результат этот общеизвестен: Молдавия - самое бедное государство в Европе. Создана страна, из которой бегут, сломя голову, люди. Готовы уехать даже тяжелые на подъем пенсионеры, инвалиды и парализованные. Еще немного и свои места покинут монументы и памятники. Даже с аллеи классиков румынской литературы. От стыда. И все же ситуация нам очень напоминает 90-е годы. Чем? Самонадеянностью и каким-то странным настроем у власть предержащих, что "дела, дескать, идут хорошо".

То, что молдавская элита не извлекла урока из ситуации 90-х годов, слишком очевидно, продолжает "Панорама". Об этом говорит реакция на "комратскую инициативу". Что должен был бы сделать грамотный руководитель? Наверное, немедленно направить рабочую группу в Гагаузию для изучения вопроса и настроений, чтобы (раз уже допустили обострение) предусмотреть выходы из ситуации. Но куда там. В Комрат? Зачем? Наше руководство занято важнейшим делом - евроинтеграцией. Из Брюсселя не вылезают, спят в приемных, заседают в комиссиях, сближают подходы и добиваются новых грантов и помощи, чтобы превратить их в пыль и непомерный долг для своих же детей (и гагаузских тоже).

Как обычно, самое нелепое высказывание оставил человек, похожий на президента, пишет "Панорама". Он сказал: "Малайзия, Уганда и другие государства хотят сближения с Молдавией, а группа людей, которые не знают, чего хотят, определенно хотят чего-то плохого. Я расцениваю эту акцию, как звено в цепочке действий по дестабилизации ситуации в Молдавии. Нынешняя автономия Гагаузии достаточна для защиты всех прав, предусмотренных национальными и международными нормами". Причем тут Уганда, мы, видимо, так и не узнаем, но главный молдавский "свадебный генерал" выдал такой перл, над которым будет ломать голову не одно поколение философов. Он сказал, что "группа людей, которые не знают, чего хотят, определенно хотят чего-то плохого". Но если человек не знает, чего он хочет, то, как же может быть, что он хочет "определенно плохого"? Иногда возникает впечатление, что наш президент придумывает реплики для продолжения фильма "Кавказская пленница". Именно там, некоторые герои произносят подобные фразы: "У него белая горячка". И ответ: "Да, горячий и совсем белый". Но из-за того, что люди "не знают, чего хотят", господин Тимофти считает, что это - "звено в цепочке действий по дестабилизации ситуации в Молдавии".

От других молдавских политиков мы узнаем, что силы, заинтересованные в "дестабилизации", окопались в парламенте страны, продолжает "Панорама". Так, по крайней мере, считает генсек ПКРМ Юрий Мунтян. Что же это за силы, которые проникли в парламент и предлагают некие планы дестабилизации? Ответ прост: это инициативная группа, собравшая в Гагаузии 5 тысяч подписей под документом, который предлагает народу высказаться по "определенной проблеме". Говоря по-другому, народу, носителю молдавского суверенитета (пусть, частично, только в Гагаузии) предлагается воспользоваться своим законным правом и ответить на важный вопрос. То есть, план дестабилизации заключается в том, что народ может ответить на вопрос, а нужна ли ему кишиневская власть, которую сами коммунисты еще недавно называли "узурпаторами". Неужели и Юрий Мунтян сговорился с Николаем Тимофти и также работает над сценарием новой серии "Молдавской"...простите "Кавказской пленницы"?

Еще дальше зашел Владимир Филат, пишет "Панорама". Он считает, что "события в Комрате являются провокацией и должны быть изучены генпрокуратурой". "Это даст понять тем, кто занимается провокациями, что в Молдавии существует закон, который необходимо соблюдать", - считает он. Интересное заявление для руководителя правительства, которое отметилось несколькими громкими коррупционными делами, было за это отправлено парламентом в отставку. А Конституционный суд лишил Филата права занимать руководящую должность. Или что, Конституционный суд уже отозвал свое решение?

Но важнее другое, продолжает "Панорама". Владимир Филат и его партнеры по коалиции без совета с народом проводят конкретную политику передачи части суверенитета страны неким надгосударственным структурам в Брюсселе. Кто-нибудь уполномочивал их это делать? Разве присоединение к ЕС - не передача суверенитета? Передача. А кто носитель суверенитета, по молдавской конституции? Ответ известен - народ. Так вот, когда народ задумался о том, что делают нынешние молдавские власти, Владимир Филат предлагает наслать на него Генеральную прокуратуру. Разве это не напоминает "прессование" Приднестровья двадцатилетней давности, заведение уголовных дел на лидеров региона? А преследования начала 90-х, когда тех же "основателей" "гагаузской республики" Степана Топала и Михаила Кендигеляна хотели арестовать?

Остроумнее всех оказался побитый оппонентами из собственной Либеральной партии Михай Гимпу, пишет "Панорама". Он назвал 5 тысяч подписей "облаком пара над озером". И, конечно же, происками Кремля, чья рука все душит Михая Гимпу и душит, но никак не может задушить.

Все эти высказывания нам понадобились для того, чтобы показать, что рецидив мышления 90-х у молдавских политиков, как говорится, налицо, продолжает "Панорама". Поэтому тот, кто говорит, что страна выучила урок той непростой поры, глубоко ошибается. Мы уже занесли ногу, чтобы вновь наступить на незамеченную граблю.

Но есть еще один показатель, доказывающий такую точку зрения, пишет "Панорама". Не так давно в Молдавии стартовала кампания по сбору подписей в поддержку объединения Республики Молдова и Румынии, под девизом "Вернем Бессарабию домой". Организаторы намерены собрать 100 000 подписей для продвижения законодательного предложения. Инициативная группа - хорошо известная на правом берегу Днестра платформа (объединение) Acţiunea-2012, которая, кстати, в Молдавии, возможно, и не зарегистрирована. Подписи будут собирать в палатке, установленной в "Сквере Европы" в Кишиневе. То есть, под носом у парламента, правительства, молдавских политиков. Ни господин Тимофти, ни Лянкэ, ни Филат, ни Гимпу, ни, успевший отметиться высказыванием о "провокации" в Комрате, председатель Центризбиркома Чокан, никто пока не назвал вещи свои именами. Ну, хотя бы "паром над озером". Никто не грозит унионистам прокуратурой. Скорее всего, правительство, организует охрану палатки, где будут собирать подписи за объединение с Румынией. Это и есть признак лицемерия, это и есть возврат в начало 90-х, подводит итог издание.

Очередное назревание кризиса между Комратом и Кишиневом политики и эксперты столицы Молдавии объявили кознями извне, направленными на срыв саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе, где ожидается всего лишь парафирование трех документов ЕС-Молдавия, якобы открывающих нам интеграционные двери в эту европейскую организацию, пишет eNews. На самом деле, причина кризиса и политико-информационного ажиотажа вокруг него кроется не в происках Москвы или в радикализме Комрата, а с каждым днем во все более очевидных шагах Кишинева по снятию любых правовых преград на пути подготавливаемого политиками-унионистами объединения Молдавии с Румынией. Эти препятствия видятся им, и не без основания, в существовании АТО Гагауз-Ери и включенной в "Уложение Гагаузии" статье 7: "Статус Гагаузии не может быть изменен без согласия ее народа. В случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение".

Как было объявлено в СМИ и не опровергнуто, власти Кишинева в лице СИБа собирали мнения министерств и ведомств с целью внесения изменений в Уложение Гагаузии, согласно которым из него будут изъяты положения о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае изменения политического статуса Молдавии, продолжает eNews. Когда об этом стало известно, поднялся шум в СМИ, на который СИБ ответил: да, такая работа ведется, и она обусловлена необходимостью защиты национальной безопасности государства, правда, не было уточнено, какого. По конституции Республики Молдова 1994 г., право на законодательную инициативу имеют депутаты парламента, президент и правительство страны. Позже таким правом было наделено НСГ. Взялся ли СИБ за подготовку такого законопроекта по личной инициативе или она исходила от одного из политических центров Молдавии, наделенного таким конституционным правом, трудно сказать. Во всяком случае, СИБ по этому вопросу промолчал.

Комрат, конечно же, не мог пройти мимо затеянного Кишиневом пересмотра Основного закона, каковым для него является, наряду с конституцией и Уложение Гагаузии, пишет eNews. От него последовала законодательная инициатива, смысл которой состоял в том, что любые изменения в Уложении Гагаузии центр разрабатывает совместно с органами власти автономии. Парламент Республики Молдова отверг эту инициативу.

Здесь в ответ на заявление Дирка Шубеля о том, что Гагаузия наделена широкими автономными правами, хочется информировать этого европейского чинушу, что в законодательстве автономии Аланских островов включено положение о том, что законы, принимаемые парламентом Финляндии вступают в силу на Аланах только после их утверждения в законодательном органе автономии, продолжает eNews. Гагаузии же отказывают даже в праве принимать участие в разработке законопроектов, касающихся ее правового статуса. При этом власть предержащие при мощной политической и информационной поддержке Бухареста и Запада взялись убеждать Комрат в том, как гагаузам хорошо живется в Республике Молдова и какими широкими автономными правами они обладают. Запад при этом в упор не видит антигагаузскую и антимолдавскую направленность политики Кишинева.

Импульсивная реакция горячих гагаузов по сбору подписей с целью проведения референдума о выходе Гагаузии из состава Республики Молдова, чтобы с его помощью восстановить статус Гагаузской республики 1990 г. последовала после того, как стало известно о законодательном зуде СИБа, пишет eNews. Инициатива абсолютно бессмысленная (издание не уточняет, для кого именно эта инициатива "бессмысленна"; очевидно, для Кишинева во всем его политическом "спектре" - от румыноунистов до "молдавских государственников" - прим. ИА REGNUM), прежде всего, потому, что она, в случае доведения ее до конца, способна уничтожить молдавское государство, облегчить объединение Молдавии с Румынией без каких-либо гарантий на внешнее самоопределение Гагаузии. Это, в общем-то, очевидно и не требует доказательств (???? - ИА REGNUM). Комрату вступить в воду 1990 г. не удастся, и очень жаль горячие и затуманенные головы гагаузских патриотов. Их инициатива выглядит как шантаж Кишинева, который может обернуться большой бедой для гагаузского народа.

Комрат имеет право провести референдум с отложенным статусом о невхождении автономии в состав Румынии (вопрос о вхождении или невхождении Молдавии и Гагаузии в состав Румынии не значится в официальной повестке ни самой Румынии, ни Молдавии, ни уж тем более Гагаузии, где идеи румыноунизма неприемлемы в принципе как для политических сил, так и для абсолютного большинства населения; речь в Законе 1994 года "Об особом правовом статусе Гагауз Ери" и в Уложении Гагаузии, которое само издание выше цитирует, идет именно о "праве на внешнее самоопределение" в случае утраты Молдавией независимости, без указания на то, как именно это произойдет, а Румыния в обоих документах даже не упоминается - прим. ИА REGNUM) продолжает eNews. Это легитимный путь борьбы, позволяющий укреплять ее автономное положение, встретить понимание у международного сообщества и внутреннюю поддержку со стороны молдавского народа и государственников Молдавии, сохранить молдавское государство, в рамках которого можно будет обеспечить этническую, этнокультурную и этнополитическую идентичность гагаузского народа, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента в тот период времени висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.

Политика: "Глава Гагаузии еще на шаг ближе к импичменту"

Глава Гагаузии еще на шаг ближе к импичменту, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Михаил Формузал отверг ультиматум депутатов Народного собрания (НСГ), потребовавших до 2 июля представить на утверждение новый состав Исполкома. В случае невыполнения их условий депутаты пригрозили главе автономии импичментом. Башкан, однако, выполнять требования народных избранников не торопится, заявляя о необходимости проведения дополнительных консультаций. "Наша цель - сформировать Исполком народного согласия, где будут работать профессионалы независимо от партийной принадлежности", - заявил господин Формузал. Он пообещал представить в НСГ новый состав Исполкома до 25 июля. Комментируя ультиматум оппозиционных парламентариев, он призвал "прекратить это перетягивание каната, спекуляции и искусственное нагнетание обстановки в Гагаузии, из-за которого наша автономия выглядит посмешищем".

Михаил Формузал сообщил, что уже приступил к консультациям с депутатскими группами и фракциями НСГ, - он встречался с фракцией независимых и коммунистов, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Прийти к согласию сторонам, однако, не удалось. Коммунисты готовы поддержать выдвинутые башканом кандидатуры на должности глав управлений, если те будут отвечать их критериям профессионализма. При этом они настаивали на том, что это должно произойти в установленные НСГ сроки. Партия коммунистов также отклонила предложение башкана делегировать своих представителей в "Исполком народного согласия".

По словам главы юридической комиссии НСГ Ивана Бургуджи, исполнительная власть Гагаузии давно вышла за рамки легитимного функционирования, и все принимаемые ею сегодня решения являются незаконными, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Каждое такое злоупотребление властью - это готовый состав преступления, что влечет передачу материалов в правоохранительные органы", - уверяет господин Бургуджи. А по словам спикера НСГ Дмитрия Константинова, последним остающимся в распоряжении депутатов способом остановить "узурпацию" является импичмент башкана.

Отказываться от идеи импичмента депутаты не собираются, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Как сообщил источник в Народном собрании Гагаузии, уже на ближайшем заседании НСГ 5 июля депутаты могут проголосовать за отставку башкана. Данное решение, по словам собеседника, готовы поддержать как сторонники Демпартии, так и коммунисты. Общего числа их голосов достаточно для инициирования импичмента (для этого необходимы голоса 24 из 35 депутатов). Если это произойдет, то в течение месяца в автономии пройдет референдум по вопросу отстранения Михаила Формузала от власти. Чтобы Михаил Формузал оставил свою должность, за это должны высказаться не менее половины избирателей автономии.

В успех мероприятия, впрочем, особо не верят ни сторонники господина Формузала, ни его оппоненты, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По словам депутата фракции независимых и коммунистов Георгия Лейчу, половина жителей Гагаузии находится за пределами автономии, и референдум едва ли состоится. В свою очередь, сторонники главы автономии уверяют, что он пользуется существенной поддержкой населения. Оппозиционные депутаты, однако, отступать не собираются и не исключают возможности изменения законодательства, с тем чтобы отправить башкана в отставку можно было двумя третями голосов депутатов НСГ. Их оппоненты, в свою очередь, уверены, что такое решение будет тут же отменено судебной инстанцией.

Вариант возможного компромисса для выхода из затянувшегося кризиса за столом переговоров среди гагаузских политиков пока популярностью не пользуется, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Тем временем Гагаузия уже почти год живет без полноценного правительства. Исполком автономии, напомним, ушел в отставку еще в октябре прошлого года, и его новый состав не утвержден по сей день. Причина - внутриэлитные конфликты между влиятельными гагаузскими политиками. Дело в том, что в НСГ, избранном осенью прошлого года, большинство мандатов получили оппоненты башкана Формузала, которые так и не нашли с ним общий язык. Как только заработало НСГ нового созыва, в нем быстро оформилось оппозиционное башкану парламентское большинство - фракция Демпартии (в нее входят 16 депутатов из 35). Одним из его первых решений стала отставка лояльного господину Формузалу Исполкома. По логике, вслед за этим должно было быть утверждено новое региональное правительство. Но этого не случилось.

Дело в том, что среди отправленных в отставку членов Исполкома был и сторонник Демпартии и.о. председателя Вулканештского района Сергей Чернев, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Этот чиновник некогда состоял в команде башкана Формузала, но несколько лет назад перешел в активную оппозицию ему и стал требовать импичмента бывшего шефа. "Из-за него весь сыр-бор. Формузал никогда не выдвинет его в состав нового Исполкома. Но демократы в Народном собрании настаивали, чтобы Чернев сохранил за собой прежний пост. Поэтому депутаты решили изменить собственный регламент и процедуру утверждения состава Исполкома", - объяснил возникшую интригу источник в НСГ. В частности, группа демократов настояла на поименном утверждении членов гагаузского правительства, а не списком, как раньше. Региональные парламентарии весной даже проголосовали за соответствующие поправки и включили в список членов нового правительства нескольких кандидатов из "списка Формузала", к которым не имели претензий. Сергея Чернева среди них уже не было: его кандидатура вызвала разногласия среди самих демократов.

Башкан тем временем не сидел сложа руки и две недели назад добился в Комратском суде аннулирования поправок в регламент Народного собрания, касающихся утверждения Исполкома, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". И, хотя тяжба еще продолжается, предусмотренный законом двухмесячный срок для утверждения Исполкома народные депутаты Гагаузии давно пропустили. По процедуре теперь Михаил Формузал должен во второй и последний раз предложить парламенту новый список кандидатов в новое правительство. Но ни гагаузская конституция (Уложение), ни какой-либо другой законодательный акт не ограничивают во времени главу автономии. Башкан этим пользуется и не спешит подавать новый список в НСГ.

Из-за этого де-юре у господина Формузала появилась возможность распустить Народное собрание, в котором большинство принадлежит его политическим оппонентам, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Но по закону он не может этого сделать, пока не истек год со дня утверждения мандата местных парламентариев - этот срок истекает в конце сентября. "Депутаты переиграли сами себя и запутались в собственных решениях. Если бы посвящали в свои действия нас, депутатов парламента Молдавии от Гагаузии, было бы больше толку, - сетует депутат молдавского парламента от Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Петр Влах. - Сейчас они с Исполкомом, как лебедь, рак и щука".

Тем временем руководство Народного собрания решило не ждать, пока пройдут три месяца и башкан сможет распустить парламент, и начало непубличные переговоры по поводу утверждения регионального правительства, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Народное собрание в неофициальной обстановке обсудило сложившуюся ситуацию. Было решено, что надо пробовать договориться с башканом. В то же время депутаты Демпартии намерены обжаловать решение суда по поправкам в регламент НСГ в Апелляционной палате Комрата", - сообщил депутат регионального парламента Николай Орманжи.

Главный предмет торга на переговорах - роспуск и внеочередные выборы в Народное собрание Гагаузии. По сведениям "Ъ-MD", демократы, ради того чтобы избежать затратных досрочных выборов, согласны уступить депутатам из группы Формузала не только председательство в некоторых профильных комиссиях, но и, как минимум, место одного заместителя спикера НСГ. На данный момент оба кресла вице-спикеров заняты сторонниками ДПМ Демьяном Карасени и Александром Тарнавским. Вероятнее всего, последний и покинет президиум парламента ради успеха переговоров. На его место может претендовать один из сторонников Формузала: Виктор Петриогло или Федор Гагауз. В то же время переговорщики не рассматривают вероятность включения демократов в состав Иисполнительного комитета автономии, хотя отдельные депутаты-демократы продолжают настаивать на сохранении Сергея Чернева во главе Вулканештского района. "Если до конца сентября стороны не договорятся и не утвердят новый состав Исполкома, у Формузала появится рычаг давления на депутатов безо всяких условий", - констатирует источник в НСГ.

В частных беседах на условиях анонимности некоторые участники переговоров еще недавно выражали уверенность в успехе диалога между исполнительной и законодательной властью: "Досрочные выборы в Гагаузии сейчас никому не нужны. Уже через полгода все партии займутся подготовкой очередных выборов в парламент Молдавии и на пост башкана автономии". Собеседники отмечали, что от результатов переговоров в гагаузском парламенте зависит и то, кто возглавит Гагаузию после Михаила Формузала, который досиживает в своем кресле второй и последний срок. Тот факт, что в разгар переговоров депутаты намерены объявить импичмент башкана, может означать как то, что стороны снова не смогли договориться, так и то, что одна из них решила надавить на другую - в данном случае на Михаила Формузала. Впрочем, в успех затеи с импичментом почти никто не верит. Это значит, что кризис продолжится, подводит итог "Коммерсантъ-Молдова".

Это лето на юге стало особенно жарким, пишут "Молдавские ведомости". Не последнюю роль в накале атмосферы сыграло жесткое противостояние между группой депутатов Народного собрания и главой Гагаузии Михаилом Формузалом. Скоро год, как ветви гагаузской власти не могут договориться. Камень преткновения - формирование нового правительства региона. Предыдущий Исполком Формузал сформировал в 2011 году, вскоре после избрания башканом Гагаузии. Но в прошлом году, после очередных выборов в Народное собрание, новые депутаты потребовали повторно подтвердить состав регионального правительства. На определенном этапе обсуждения депутатское большинство в НСГ попросту распустило Исполком. Гагаузские министры ушли в отставку в октябре прошлого года. По закону Формузал обязан дважды предоставить региональным парламентариям новый состав своего кабинета. Но у депутатов возникли вопросы по персоналиям будущего правительства.

Наибольшая фракция в НСГ - Демократической партии - настаивала на сохранении должностей за теми из членов команды Формузала, кто в свое время переметнулся на сторону его оппонентов, продолжают "Молдавские ведомости". Компетентные источники называют не менее трех человек, в том числе председателя Вулканештского района Сергея Чернева. Формузал, по понятным причинам, этим требованиям не уступил. Тогда депутаты решили пойти ва-банк. В апреле этого года башкана обвинили в нарушениях при распределении гуманитарной помощи из России в 2010 и 2008 годах. Специальная комиссия НСГ провела расследование и обязала Исполком вернуть до 1 июня 2,5 тысячи тонн зерна и 1 тысячу тонн дизтоплива до 1 августа. В противном случае - импичмент главы Гагаузии. Под соответствующей инициативой тогда подписались только 13 депутатов из 35. Формузал назвал условия народных депутатов политическим шоу и не стал их выполнять.

Вдобавок Народное собрание изменило процедуру утверждения регионального правительства в собственном регламенте, пишут "Молдавские ведомости". По старому механизму башкан представлял законодателям список чиновников, а парламент либо утверждал, либо перечеркивал весь список сразу. Новая система позволяет народным избранникам закреплять на должностях отдельных чиновников из списка главы Гагаузии. Кого и когда утверждать - решают в Народном собрании. Парламент автономии даже успел утвердить часть Кабмина по новой методе. Правда, спорные фигуры провести не смогли, помешали разногласия в депутатском корпусе. В середине прошлого месяца команда Формузала добилась в суде признания этого нововведения незаконным. Сразу были аннулированы и проведенные Народным собранием назначения. Судебная тяжба по процедуре утверждения Исполкома продолжается. Как отмечают в регионе, она может продлиться еще несколько месяцев. Однако этот вариант нисколько не устраивает депутатов.

Гагаузское законодательство не предусматривает четко, когда Формузал должен во второй раз представить Народному собранию кандидатов в правительство автономии, продолжают "Молдавские ведомости". В то же время довольно ясно оговаривается: в случае двойного провала утверждения Исполкома башкан получает право распустить региональный парламент. С небольшой оговоркой - "в течение года с момента избрания созыв Народного собрания не может быть распущен". Год депутатской неуязвимости истекает как раз в конце сентября-начале октября. При этом расплывчатая юридическая формулировка всего лишь дает Формузалу право разогнать депутатский корпус, в котором решительное большинство за его оппонентами. Но, при готовности договориться, роспуска НСГ можно избежать. Стороны пробовали найти консенсус за столом переговоров. Не вышло. Как сообщают источники из числа переговорщиков, всему виной несогласие ряда депутатов на вывод из состава Исполкома тройки "отступников".

На минувшей неделе депутаты перешли на "язык вражды", пишут "Молдавские ведомости". Они выдвинули ультиматум. Либо до 5 июля башкан предоставит им состав нового Исполкома, либо в этот же день на спецзаседании НСГ будет рассмотрен вопрос об его отставке. В тот же день Формузал заявил, что список кандидатов в Исполком парламентарии не получат до 25 июля, пока он не проведет переговоры со всеми фракциями.

Среди инициаторов импичмента как демократы, так и независимые депутаты с коммунистами, продолжают "Молдавские ведомости". Проблема в том, что для успеха этого намерения недостаточно решения Народного собрания. Башкана в автономии выбирает народ, эти же избиратели вправе отправить его досрочно в отставку на специальном референдуме. А вот в успехе референдума по отставке Формузала сомневаются даже члены инициативной группы.

Неспособность Народного собрания и Исполкома договориться оказалась на руку региональным радикалам, пишут "Молдавские ведомости". Группа сепаратистов выступила на прошлой неделе с требованием проведения референдума по выходу Гагаузской автономии из состава Молдавии. Соответствующая инициатива за подписью пяти тысяч человек зарегистрирована в местном парламенте. Кишиневские политики потребовали от правоохранительных органов разобраться как с самим предложением о референдуме, так и с его инициаторами. Несмотря на это, в ближайшее время инициативу о выходе из Молдавии ожидают публичные слушания, подводит итог издание.

Угроза депутатов Народного собрания Гагаузии отправить Формузала в отставку звучит не в первый раз, а, если вспомнить и предыдущий созыв НСГ, то даже и не в десятый, пишет Gagauzlar. Эта тема из разряда "наша песня хороша - начинай сначала". Один и тот же набор обвинений, одна и та же показная решительность и, в итоге, один и тот же "пшик" на выходе. Точно так же и последний всплеск депутатской активности многие аналитики склонны считать очередной пустой угрозой, за которой ничего не последует.

Логика таких рассуждений основывается на том, что задача отправить башкана в отставку, с какой бы стороны к ней ни подходить, в сегодняшних условиях нерешаема, продолжает Gagauzlar. По закону, для смещения руководителя края все выдвинутые против него обвинения должны быть подтверждены в судебной инстанции. Этого депутаты не добились. Все рассказы про "узурпацию власти" или "украденное топливо" без судебного приговора имеют такой же вес, как порядочность народных избранников. По закону, окончательное решение по отставке принимается на всенародном референдуме. Но депутаты сами признают, что сегодня нет никаких шансов, что явка на этом сомнительном референдуме будет достаточной для его признания. И, не последнюю роль сыграли результаты проведенных одной из политических групп из числа оппонентов башкана социологических исследований, согласно которым совокупная доля жителей автономии, которые полностью или частично поддерживают политику руководства автономии превысила 50%. Фактически, каждый раз говоря о желании скинуть башкана, депутаты выступали против большинства населения края.

Тем не менее, на этот раз есть некоторые предпосылки, которые заставляют поверить в реальность депутатских угроз, пишет Gagauzlar. Нынешнюю ситуацию отличает от прежней то обстоятельство, что Михаил Формузал из регионального лидера шаг за шагом стал приобретать вес молдавского политического деятеля. Главным образом, этому послужило создание Партии регионов Молдавии и активная позиция по защите интересов национальных меньшинств страны. Оппоненты башкана первое время относились к его политическим перспективам довольно скептически, а потому и наблюдали за этими изменениями относительно спокойно. Однако, с приближением очередной парламентской кампании отношение к политическому проекту Формузала стало меняться к резко враждебному.

Политические принципы, исодя из которых выступает башкан и лидер Партии регионов (защита позиций русского языка, развитие отношений с Россией, борьба с румынским унионизмом), пытаются озвучивать и Демократическая партия с Партией коммунистов, продолжает Gagauzlar. Но разница в том, что Формузал имеет возможность доказывать приверженность данным позициям на практике работы исполнительной власти Гагаузии, а для демократов с коммунистами - это не больше, чем предвыборные лозунги и пропаганда. То же касается и сближения Молдавии со странами Таможенного союза. Впервые проведенная у нас в стране научная конференция на эту тему прошла при поддержке Формузала именно в Гагаузии, в апреле 2013 года. Тогда была задана серьёзная тенденция и активизированы многие процессы в этой сфере. После этого последовали аналогичные мероприятия в Кишинёве и в Бельцах. Постепенно в обществе растёт осознанное понимание преимуществ ТС перед Евросоюзом. И, что немаловажно, люди видят, кто всерьёз поддерживает интеграцию с восточным союзом, а кто в очередной раз пытается навешать на уши своих избирателей своей пропагандистской лапши.

Таким образом, Партия регионов оказалась на одном электоральном поле с коммунистами и демократами, пишет Gagauzlar. Могут ли за этим спокойно наблюдать политические соперники, которые претендуют на ту же "поляну"? Тем более, когда, как показывает опыт последних выборов, действительно, каждый голос избирателя - на вес золота.

Ещё один фактор, свидетельствующий о заинтересованности в смене гагаузского руководства не столь очевиден, однако в его существовании не приходится сомневаться, продолжает Gagauzlar. Речь идёт о запущенном процессе поглощения Молдавии Румынией. На эту тему писались сотни статей и не хотелось бы сейчас тратить на это место. Мало у кого ещё остались сомнения в том, что Молдавию через чёрный вход пытаются затащить под крыло нашего западного соседа. Проблема только в том, что реализацию этих намерений сдерживает существование Гагаузской автономии и её нынешнее руководство. С обычным молдавским районом, населённым гагаузами, этот вопрос решился бы в два счёта. Но статус автономии и её право на внешнее самоопределение являются якорем для молдавского суверенитета.

Попробуем выстроить в ряд следующие вещи: искусственно инициированные скандалы в автономии, провоцируемая кишиневскими силами вражда между гагаузскими политиками, попытки депутатов отменить всенародное избрание башкана и выбирать его большинством НСГ, спекуляции на тему сепаратизма, вовлечение в скандалы внешних доноров, оказывающих Гагаузии гуманитарную помощь, пишет Gagauzlar. Всё это события одной цепи, которые призваны дискредитировать автономные полномочия Гагаузии, лишить её внешней поддержки и защиты в случае решения унионистского вопроса.

Итак, депутаты в очередной раз обещают отправить башкана в отставку, продолжает Gagauzlar. Башкан в свою очередь угрозы со стороны НСГ традиционно оставляет без комментариев. Проблема депутатов в том, что Формузал в решительность коммунистов и демократов может и верит, но вот сами угрозы всё равно не воспринимает всерьез. То есть, он готов признать вероятность проведения референдума, но уверен в благополучном для себя его исходе.

В шахматах есть ситуация, когда любой ход соперника ведёт к его проигрышу, пишет Gagauzlar. Называется это - цугцванг. Нечто похожее сегодня происходит и с депутатами. Они загнали себя в такую яму, из которой без потерь не выбраться. Если пойдут на организацию референдума по доверию башкану, то результат будет не в их пользу. Если изменят процедуру отставки, исключив обязательство спрашивать мнение народа, то, опять же ополчат против себя большинство населения. В последние 9 месяцев вся Гагаузия наблюдала за одним и тем же сериалом "мы хотим отставки Формузала". Но люди пока не забыли, что обязанности депутатов - не бодаться с политическими врагами, а писать законы. А вот с этим в НСГ проблемы, подводит итог издание.