Комиссия по внешней политике и международным связям Верховного совета Приднестровья 5 июля выступила с заявлением в связи с принятием 3 июля Парламентской ассамблеей ОБСЕ подготовленной председательствующей в ОБСЕ Украиной резолюции "Процесс приднестровского урегулирования". ИА REGNUM публикует текст распространенного пресс-службой ВС ПМР заявления полностью:

"Комиссия по внешней политике и международным связям Верховного совета ПМР внимательно ознакомилась с текстом резолюции "Процесс приднестровского урегулирования", принятой на двадцать второй ежегодной сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, прошедшей 29 июня - 3 июля с.г. в Стамбуле.

Можно отметить, что по своему содержанию указанный документ во многом аналогичен резолюции, принятой Парламентской ассамблеей ОБСЕ чуть менее года назад, также в преддверии очередного заседания Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию.

В этой связи Комиссия по внешней политике и международным связям полагает, что в очередной раз демонстрируется искусственно политизированный, предвзятый и во многом инерционный подход, используются одни и те же формулировки, не учитывается динамика развития ситуации в процессе нормализации отношений между Приднестровьем и Республикой Молдова.

В частности, вызывает недоумение настойчивая и необоснованная констатация факта, что существование неурегулированного конфликта "продолжает создавать серьёзную угрозу безопасности и стабильности в Европе и на пространстве ОБСЕ". В данном отношении приднестровская сторона неоднократно заявляла о своей готовности вести совместную и взаимосогласованную работу по улучшению материально-технического, тылового и кадрового обеспечения действующей миротворческой операции на Днестре, на протяжении двух десятилетий демонстрирующей свою высокую эффективность и пользующейся широкой поддержкой и доверием населения.

Комиссия по внешней политике и международным связям считает необходимым обратить внимание на весьма тенденциозное и пристрастное понимание парламентариями ОБСЕ "основной цели процесса урегулирования приднестровского конфликта", которая якобы выражается в "определении особого правового статуса... наряду с укреплением и обеспечением суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Молдова..." и т.д. Данная интерпретация искажает основные принципы и цели ведения переговорного процесса по молдавско-приднестровскому урегулированию и не имеет ничего общего с реальной ситуацией, сложившейся на текущий момент в отношениях сторон.

Приднестровские парламентарии призывают заинтересованные стороны отказаться от однобоких подходов и порочной практики принятия предвзятых декларативных документов. Следует обратить внимание на сознательное замалчивание парламентариями ОБСЕ факта вводимых отдельными участниками переговорного процесса односторонних мер, препятствующих свободе передвижения населения в регионе, а также предполагающих штрафные санкции в отношении сотен тысяч жителей Приднестровья.

Особую озабоченность вызывает статья 16 резолюции, в которой указано, что ПА ОБСЕ "признаёт важную стабилизирующую роль проводимой в регионе операции по поддержанию мира и напоминает, что в Московском заявлении от 18 марта 2009 года все стороны призвали к переформатированию текущей операции в операцию по обеспечению мира под эгидой ОБСЕ в контексте приднестровского урегулирования". Комиссия по внешней политике и международным связям с удивлением и возмущением воспринимает подобного рода субъективную интерпретацию содержания ранее достигнутых в переговорном процессе договорённостей. В Совместном заявлении президентов Российской Федерации, Республики Молдова и Приднестровья от 18 марта 2009 года совершенно чётко и недвусмысленно обозначена целесообразность трансформации миротворческой операции в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ исключительно "по итогам приднестровского урегулирования" (Очевидно, при подготовке проекта резолюции ПА ОБСЕ украинская сторона перепутала либо намеренно подменила формулировки документов переговорного процесса: о возможности трансформации миротворческой операции в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ "в контексте приднестровского урегулирования" говорилось (а не призывалось) в Киевской декларации президентов Российской Федерации Дмитрия Медведева и Украины Виктора Януковича от 17 мая 2010 года, в то время как в Московском заявлении президентов России, Молдавии и Приднестровья от 18 марта 2009 года подчеркивалось, что трансформация миротворческой операции возможна "после приднестровского урегулирования" - прим. ИА REGNUM).

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что приднестровская сторона неоднократно на деле подтверждала свою приверженность ранее подписанным документам переговорного процесса. Учитывая достигнутые между сторонами конфликта договорённости, Комиссия по внешней политике и международным связям призывает Парламентскую ассамблею ОБСЕ перейти от политических деклараций к реальным мерам по оказанию содействия в создании комплексной атмосферы доверия между Приднестровьем и Республикой Молдова, формирующейся посредством поступательного решения проблем социально-экономического и гуманитарного характера.

Парламентарии Приднестровья обращают внимание своих европейских коллег на готовность приднестровской стороны и в дальнейшем вести равноправный и взаимоуважительный диалог со всеми заинтересованными участниками в соответствии с базовыми целями, обозначенными в конституции ПМР, по итогам референдума 17 сентября 2006 года (на котором 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM) и в Концепции внешней политики ПМР, направленный на решение проблем, с которыми сталкивается население сторон в своей повседневной жизни".