Латвийский пропагандист, автор скандального фильма "Советская история" Эдвин Шноре сегодня, 3 июля, заявил изданию NRA, что снос рижского монумента Освободителям в Задвинье является вопросом исторической справедливости.

Шноре возмущает факт того, что ежегодно на Праздник Победы у памятника собираются "колонисты и их потомки, а также военные СССР с семьями, оставшиеся в Латвии в огромном количестве". "Мне трудно понять, почему празднующих не смущает факт того, что туда не приходят те, в честь чьего "освобождения" построен этот монумент", - сказал он.

"Одно дело - праздновать в Москве. Совсем другое - делать это в оккупированной стране, куда ты приехал под прикрытием танков. Быть может, мимо "памятника победы" в трамвае проезжают люди, которые в своем время были депортированы благодаря вашей оккупации. Это аморально", - заявил Шноре.

Он заявил, что в относительно подобных памятников в других странах Россия ведет себя более сдержанно. "В Вене имеется похожий памятник. Правда, к нему так не ходят. Путин сказал спасибо, что его не снесли. Похожие памятники есть в Венгрии, Польше, Болгарии. Там тоже поднят вопрос о сносе. Подумайте о символическом смысле! Это как с мавзолеем Ленина в Москве. Пока на центральной площади страны стоит храм с останками убийцы этого же народа, эта страна не будет нормальной. Так и у нас: пока в Задвинье будет стоять памятник, который чествует ликвидацию Латвии, мы не сможем создать нормального, развитого государства", - указал Шноре.

По его мнению, снос монумента, "это только вопрос времени". "Спустя годы я его там не вижу. Но для нас характерно ничего не делать, пока не станем захлебываться. Например, у нас есть цель, чтобы все выучились говорить по-латышски. Но в то же время телевидение из бюджета финансирует программы на русском языке. Это такая интеграция? Мы видим, как советские колонисты, получив гражданство путем натурализации, проголосовали против латышского языка, как единственного государственного. Неужто кто-то всерьез думает, что при получении гражданства все они знали латышский? Неужели надо их упрашивать выучить язык? Эти действия съедают энергию и деньги государства, которые можно было вложить, например, в развитие современных технологий. Если не решать вопросы последствий оккупации по существу, страна отстанет в развитии", - сказал автор "Советской истории".

Шноре добавил, что нельзя исключать правоту проживающего в Швеции латышского историка Карлиса Кангерса, заявившего, что 4 июля 1941 года рижские евреи, в противоположность официальной версии, не были сожжены вместе с Большой хоральной синагогой в столице - разве лишь те, кто в это время находился в погребе. "Этого исключать нельзя. Я в свое время слышал, что там сожгли около тысячи человек. А потом - что 300 приехавших из Литвы евреев. Информация противоречивая. Поэтому я допускаю, что Кангерс был прав, он ведь, в конце концов, этот вопрос изучал. В любом случае ясно, что нацисты совершили ужасные преступления - но подобные же преступления есть и на счету СССР", - сказал режиссер "Советской истории".

По его словам, сохранились воспоминания свидетелей, которым пришлось провести время как в ГУЛАГе, так и в нацистских лагерях. Согласно этим свидетельствам, в нацистском лагере жилось гораздо легче, нежели в советском, отметил Шноре. "Была такая немецкая коммунистка - еврейка Маргарета Бубер-Нойман, которая в 30-х годах сбежала в СССР. В 1937 году она была арестована и до 1940 года отбывала срок в советском концлагере, затем была выдана властям Германии, посадившим ее в концлагерь Равенсбрюк, откуда была освобождена в апреле 1945 года. В 1948 году она написала книгу "Узница Сталина и Гитлера", в которой описала условия содержания в лагерях. Эта книга вызвала сумасшедшую истерику среди западных коммунистов, ведь Нойман в своей книге описала, что ей, как еврейке, гораздо легче жилось в немецком лагере. А теперь многие ее современники уже в мире ином, поэтому остальные так легко врут про "гуманизм" советской власти", - подчеркнул Шноре.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, вопрос сноса памятника Освободителям в Задвинье, у которого каждое 9 мая собираются десятки тысяч празднующих рижан, поднимался уже неоднократно. В частности, 28 августа 2012 года министр обороны Латвии Артис Пабрикс в интервью газете Neatkarīgā заявил, что "так называемый памятник Победы" в Риге заслуживает сноса - но это повлекло бы множество опасных последствий.

Министр отметил, что данный памятник является символом, не связанным с захоронениями солдат, но имеющим большой политический вес. Также, глава Минобороны сказал, что был бы рад, если бы люди, празднующие 9 мая у памятника Победы в Задвинье, с таким же энтузиазмом приходили на набережную 11 ноября, дабы чествовать латышских героев. Позже Пабрикс пояснил, что всего лишь имел в виду то, что данный монумент не имеет важного значения для Латвии "с моральной точки зрения", но не призывал сносить памятник.