Эксперты: Российские и центральноазиатские исламисты координируют свои действия
Татарстан, 2 июля, 2013, 16:41 — ИА Регнум. Российские и центральноазиатские исламисты оказывают друг на друга влияние, находясь в постоянной связи. К такому выводу пришли участники многосторонней международной встречи "Международное сотрудничество и его роль в борьбе с терроризмом", организованной 2 июля в Оренбурге Российским государственным университетом нефти и газа им. И.М. Губкина. За круглым столом собрались представители духовенства и эксперты из России, Азербайджана, Казахстана и Киргизии.
Открывая работу мероприятия, епископ Орский и Гайский Ириней призвал четко различать традиционный ислам и ваххабизм, отметив, что православное духовенство об этом отличии прекрасно осведомлено. В то же время он высказал надежду, что духовные лидеры мусульман будут разоблачать кощунственный характер заявлений радикалов, прикрывающих и оправдывающих с помощью цитат из Корана свои преступления.
"Пока мусульмане, которые придерживаются традиционного ислама, не будут сами осуждать ваххабизм, остальные люди будут считать, что весь мусульманский мир также думает, как ваххабиты, - посетовал священнослужитель. - Особенно это важно, когда видишь, что творится в Сирии, которую уже покинуло 140 тысяч христиан".
"То, что сейчас творится в Сирии, является наглядным примером того, что может повториться в России, - заявил председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия
"Если бы в России антиэкстремистское законодательство было хорошее, то у нас и религиозных экстремистов становилось бы меньше, и они бы уезжали из нашей страны", - обратил внимание собравшихся заместитель председателя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции России
Он привел также положительный опыт Казахстана для борьбы с "тюремным джихадом" - распространением радикал-исламизма среди заключенных под влиянием сокамерников-фундаменталистов. "В Казахстане создали специальные тюрьмы для последних, тем самым изолировав их от остальных заключенных. Если в России есть специальные колонии для бывших сотрудников правоохранительных органов, преступивших закон, что мешает создать точно такие же тюрьмы для ваххабитов?", - недоумевает Силантьев.
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ
По мнению Сулейманова, формирование единого ваххабитского фронта по линии Северный Кавказ - Поволжье - Центральная Азия уже произошло, и в случае ухода с политической арены светских правителей этих стран к власти могут придти фундаменталисты, усилив свое влияние на своих сторонников в России.
Факт присутствия ваххабитов из России в Центральной Азии подтвердил казахстанский политолог Нурлан Альниязов: в одной из долин на юге Казахстана были обнаружены джамааты исламистов, свободно владевших русским языков. "Сегодня в Казахстане мы наблюдаем ситуацию, при которой идеологические различия разных течений исламского фундаментализма не играют для их адептов важной роли: ваххабиты без труда объединяются с "Хизб-ут-Тахрир", последние будут поддерживать первых. И те, и другие спокойно относятся к "Джамаату Таблиг" и "Братьям-мусульманам", - сообщил Альниязов, подчеркнув, что точно такая же ситуация - и в других республиках Центральной Азии и России.
Заместитель директора Института этнической политики из Киргизии Икбалжан Мирсайитов отметил парадокс: в Киргизии деятельность "Джамаата Таблиг" не запрещена, хотя во всех остальных странах Центральной Азии и России он признан экстремистской организацией. "В результате Киргизия стала молитвенным домом для этого исламистского движения из Пакистана", - отметил Мирсайитов. Наибольшую проблему, по его словам, сейчас представляют "интернет-имамы, которые ведут виртуальный дагват и джихад", вербуя через всемирную паутину новых сторонников среди молодежи.
Это признал советник президента Киргизии по вопросам противодействия терроризму и экстремизму на религиозной почве Кадыр Маликов, заявив, что среди русскоязычных киргизов заметен рост салафизма, в том числе, под влиянием проповедников из России, чьи лекции можно просмотреть и прослушать в интернете.
Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ
По итогам встречи была принята резолюция, в которой участники отметили: в противодействии экстремизму и терроризму эффективны лишь жесткие силовые методы. Никакого диалога с религиозными экстремистами не получается. Современные терроризм и экстремизм уже не привязаны к отдельной стране, а имеют международный характер. Поэтому для успешной борьбы нужна координация усилий различных стран - особенно тех, которые имеют общие границы.