"Вся изюминка искусства реставрации - чтобы сделать так, как сделали когда-то, при этом первый наш принцип - не навреди". Об этом сегодня, 28 июня, в беседе с корреспондентом ИА REGNUM накануне Дня реставратора реставратор по дереву ООО "РК "Интарсия" Михаил Стренаков.

В реставрационных мастерских "Интарсия"

Реставратор считает, что его профессия "передает предметы из века в век", что когда-нибудь кто-то снова будет реставрировать вещи, которые были некогда созданы мастерами, а потом прошли через его руки. "Художник вложил в вещь свою бессмертную душу, - говорит Михаил Стренаков. - Но вещи материальны, духовного в них - только смысл, который мы вкладываем, в том числе и смысл нашего собственного существования".

Ленинградская-петербургская реставрационная школа по праву считается одной из ведущих и уникальной в Европе - после Великой Отечественной войны ленинградские реставраторы сделали невозможное, вернув к жизни дворцово-парковые ансамбли ленинградских пригородов.

Ныне же, по данным председателя совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нины Шангиной, в петербургской реставрации трудятся около 12 тысяч специалистов, около 400 фирм имеют лицензии на реставрационную деятельность. При этом, как отмечает директор административного управления ГК "Интарсия" Ольга Штромило, между выпускником реставрационного лицея и высококлассным специалистом разница огромна, годы нужны, чтобы стать профессионалом.

К осени ждут российские реставраторы изменения в Градостроительный Кодекс России, надеясь, что реставрация наконец-то будет выделена в отдельную отрасль. Пока же она существует Золушкой при строительстве, хотя реставрационные расценки выше строительных, реставраторам необходимо соблюдать целый свод реставрационных правил, не говоря уже о международных хартиях, например Венецианской, которая со строительством не согласуется никак.

Реставрация находится и в плену 94 ФЗ, когда дешевизна работ становится основным критерием при участии в конкурсе. Генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая не раз сетовала на то, что конкурсы на реставрационные работы сложнейших объектов музея-заповедника выигрывают компании, которые предлагают низкие цены, но по своему уровню квалификации не способны работать качественно.

Не раз говорил об этом и заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, заместитель директора по научной работе ОАО "НИИ "Спецпроектреставрация" Михаил Мильчик, который считает, что при проведении конкурсов на реставрационные работы необходимо руководствоваться не низкой ценой, а критериями реставрационного мастерства и неукоснительным следованием научной методике.

В Союз реставраторов Санкт-Петербурга входят 43 организации, 20 из них специализируются на реставрации фасадов. "Фасадная" программа Санкт-Петербурга, стартовавшая в 2005 году и изначально рассчитанная на два года, продолжается и является необходимой городу, где самый большой в Европе исторический центр, сохранившийся почти без изменений.

Начальник отдела металлообработки ООО "РК "Интарсия" Дмитрий Раевский уверен в необходимости продолжения фасадной программы. Вместе с тем специалист считает, что городу необходима программа очередности реставрации объектов культурного и исторического наследия: "Это европейская практика, создание такой программы давно уже обсуждалось в Союзе реставраторов. Программа позволит отслеживать степень износа памятников и своевременно принимать меры".

Об этом говорил на пресс-конференции в Санкт-Петербурге и заслуженный реставратор России Марк Колотов, идею поддержал глава комитета по государственному контролю и использованию памятников истории и культуры Смольного (КГИОП) Александр Макаров, который обещал донести идею до губернатора Санкт-Петербурга. Хотя в КГИОП из год в год принимается адресная программа реставрации объектов культурного наследия - отдельных интерьеров, фасадов, крыш. В этом году на эти цели из бюджета предусмотрено 2,1 млрд рублей.

Союз реставраторов еще в 2011 году намеревался предложить губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко создание Программы развития петербургской реставрационной школы на 2012-2020 годы. Это обсуждалось даже на заседании городского правительства в рамках развития системы начального и среднего специального образования, но ни о каких конкретных изменениях и финансовых вливаниях речь не шла. Колотов же предлагает идти иным путем - создать программу реставрации объектов, а под нее уже готовить специалистов, думая и о том, кому потом передать памятник в собственность или использование.

Пока не воплощена на практике идея Союза реставраторов работы по схеме государственно-частного партнерства при воссоздании или реставрации объектов культурного наследия - передавать памятники в льготную аренду частным инвесторам при соблюдении охранных обязательств. "Неплохо, если здания-памятники федерального значения будут иметь хозяев с обязательствами. Но такого закона нет", - говорит Раевский.

Дмитрий Раевский показывает уже отреставрированную старинную бронзовую люстру - из особняка Нарышкиных на Чайковского, 29, где в 2012 году был найден уникальный клад. Еще одна люстра воссоздается по имеющемуся аналогу для одного из помещений Восточного крыла Главного штаба, а более 50 бра создаются реставраторами заново - их никогда не было, но, согласно проекту, они будут в едином стиле с двумя люстрами.

Еще одна уникальная люстра, которой в мастерских "Интарсии" подарили вторую жизнь - полностью деревянная, ее реставрировали более полугода в рамках работ по приспособлению для современного использования Каменноостровского дворца.

Как рассказал инженер-технологОлег Егоров, люстру, чудом уцелевшую во время блокады, реставрировали в начале пятидесятых годов XX века, но вместо позолоты покрыли бронзой, когда дерево начали расчищать, оно просто стало сыпаться. Для этой люстры разработали методику реставрации, восполнили утраченные деревянные детали, позолотили по старинным технологиям, нанеся предварительно 12 слоев различных грунтов.

От реставрации отдельных деталей старинных предметов до полномасштабной реставрации дворцов и особняков - вот спектр работы петербургских реставраторов. Для них в Академической капелле им. Глинки 27 июня состоялись торжества, а 1 июля будет отмечаться День реставратора, учрежденный в Санкт-Петербурге в 2006 году по инициативе КГИОП. Дата выбрана не случайно - В этот день в 1945 году постановлением Совнаркома были образованы Архитектурно-реставрационные мастерские по делам архитектуры Ленгорисполкома. Ныне в городе девять тысяч памятников, треть из которых - федеральные, реставраторы в Санкт-Петербурге будут нужны всегда.