Гайк Котанджян: ОДКБ может стать первой международной организацией с постоянно готовыми к действию "голубыми касками"
Москва, 28 июня, 2013, 00:43 — ИА Регнум. 26-27 июня в Ереване состоялся Второй стратегический политический форум "Политико-безопастностные ориентиры формирования военной составляющей
Дав высокую оценку успешности Форума, Генеральный секретарь ОДКБ
Приводим доклад одного из организаторов Второго стратегического политического форума доктора политических наук (РФ), научного эксперта по контртерроризму (США), начальника ИНСИ МО Армении генерал-майора
Общеизвестно, что в деле предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов ключевое значение имеет миротворческая деятельность, а вовлеченность отдельных стран или международных организаций в миротворческих процессах существенно способствует повышению их авторитета, продвижению национальных и коллективных интересов в международном сообществе, укреплению их военно-политических позиций в системе международной безопасности.
Осознавая важность миротворчества в обеспечении международной безопасности и стабильности, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) последовательно наращивает нормативно-правовую базу координации своей деятельности в этой области. Как мы знаем, 6 октября 2007 года в Душанбе было подписано "Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности", вступившее в силу в январе 2009 года (1).
По Статье 2 данного Соглашения для участия в миротворческих операциях предусматривается создание миротворческих сил, действующих на постоянной основе. Для комплектования миротворческих сил государствам-участникам в соответствии со своими национальными законодательствами предписывается выделение миротворческих контингентов. Фактически, в рамках организации коллективной безопасности предусматривается создание постоянного миротворческого сводного военного формирования, беспрецедентного в международной практике. Сегодня ни одна международная организация не имеет миротворческих сил на постоянной основе. Например, в ООН действует система так называемых "резервных соглашений". Так что ОДКБ может стать первой международной организацией, которая будет иметь постоянно готовые к действию "голубые каски" (2).
Хотя со дня вступления Соглашения в силу прошло более четырех лет, и за это время в рамках Организации последовательно развивалась политико-правовая база формирования и применения миротворческих сил - были разработаны Методические рекомендации по подготовке миротворческих контингентов - однако деятельность ОДКБ в сравнении с миротворческой деятельностью ООН,
Согласно Статье 3 вышеупомянутого Соглашения, решение о проведении миротворческой операции на территории государств-членов принимается Советом коллективной безопасности (СКБ) с учетом национальных законодательств государств-членов на основании их официальных обращений о проведении на его территории миротворческой операции или решения
Таким образом, хотя механизмы осуществления миротворческих операций как в зоне ответственности Организации, так и за ее пределами нормативно определены, на деле ОДКБ пока не удается реализовывать конкретную деятельность в данном направлении. Между тем, Соглашение и остальные базовые документы о миротворческой деятельности ОДКБ получат реальную практическую значимость лишь в том случае, если ОДКБ будет проявлять инициативу по включению в международно-безопасностные процессы урегулирования конфликтов в "горячих точках" нашей планеты.
Осуществление миротворческой деятельности на территории государств-членов Организации с политической точки зрения представляется проблематичным лишь с точки зрения возможных оценок целеполагания и содержания операций. Другими словами, речь идет о гарантиях дистанцированности внутреннего миротворчества от карательных функций. Что касается политико-правовой полномочности подобных операций - для их осуществления по Статье 3 требуется только решение Совета Коллективной Безопасности ОДКББ, мандат же ООН не обязателен.
Возможно, ОДКБ следовало бы на начальном этапе имплементации своей право-нормативной базы сфокусировать внимание на миротворческой деятельности за пределами зоны своей ответственности, по образцу НАТО укрепляя сотрудничество с ООН и предоставляя для ее миссий свои миротворческие контингенты. Базой для такого сотрудничества мог бы послужить подписанный в прошлом году "Меморандум о взаимопонимании между Департаментом Организации Объединенных наций по поддержанию мира и Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности" (4). Как мы уже отмечали, участие в миротворческих операциях по мандату ООН существенно повысило бы международно-безопасностный авторитет ОДКБ (5).
С организационно-практической точки зрения требуют обсуждения вопросы о степени представленности государств-участников в постоянной сводной миротворческой бригаде ОДКБ, разработки ее окончательной структуры, с учетом ресурсных и некоторых других особенностей представленных стран, что связано с необходимостью дополнительных консультаций на уровне глав государств ОДКБ.
В то же время существует другой вариант участия ОДКБ в миротворческих миссиях. По Статье 8 Соглашения, ОДКБ может заключать коллективные резервные соглашения с ООН, а каждое государство-член, имеющее подобное соглашение, может участвовать в совместных миротворческих операциях Организации по мандату ООН или под эгидой региональных организаций после информирования об этом Совета коллективной безопасности.
Данная практика широко используется в международных отношениях. Например, НАТО по мандату ООН активно вовлечен в миротворческих операциях на разных континентах мира. Согласно этой практике, ОДКБ тоже может брать ответственность за проведение миротворческих операций. Отдельные страны в праве заключать рамочные соглашения с ОДКБ, и осуществлять миротворческие операции под командованием одного из государств-участников Организации, уполномоченного для координации данной миссии.
Для развития института миротворчества в рамках ОДКБ немаловажна задача выстраивания новых отношений с НАТО - многоопытным актором, имеющим свою устоявшуюся ключевую роль в системе глобальной безопасности. Совместные миротворческие операции с вовлечением отдельных государств-членов Североатлантического союза и ОДКБ могут стать одной из исходных платформ, на которой станет возможным генерирование плодотворного сотрудничества. В этом смысле целесообразным можно было бы считать организацию совместной миротворческой деятельности в конфликтных регионах, где интересы двух организаций совпадают.
В связи с налаживанием отношений с НАТО примечательны намечающиеся в последнее время тенденции активизации деятельности ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе. В ОДКБ доминирует мнение, что после вывода коалиционных войск из Афганистана ситуация в странах региона обострится (6), и может создаться угроза для безопасности Центральной Азии и ОДКБ в целом. В связи с этим на заседании Совета ОДКБ в Москве 17 ноября 2011 года был согласован Проект плана действий ОДКБ по нейтрализации возможных вызовов и угроз из Афганистана (7).
В декабре 2011 года мне, как участнику афганской войны, довелось выступить с докладом на специальном заседании Научно-экспертного совета ОДКБ по Афганистану, недавно мне представилась возможность принять участие в обсуждении данной актуальной проблемы с аналитическим сообществом ОДКБ в Бишкеке. На мой взгляд, достоин внимания интерес к проблемам миротворческого сотрудничества, проявляемый американскими экспертами Программы национальной безопасности Гарвардского университета. Представляется перспективным продвижение диалога по проблемам борьбы с угрозами из Афганистана после вывода коалиционных войск не только в формате "Россия-США", но и "США-ОДКБ", или "6+1", соразмерного параллельному партнерству в формате НАТО-Россия, или "28+1". Этому может способствовать наметившаяся тенденция оживления диалога между президентами России и США
С точки зрения поддержки данного диалога и налаживания сотрудничества в сфере международного миротворчества между государствами и организациями, определенную роль может сыграть Армения, являющаяся союзником России и партнером США, а также членом-учредителем ОДКБ и партнером НАТО, имеющим богатый опыт участия в миротворческих операциях, осуществляемых коалиционными силами Североатлантического альянса и силами государств-партнеров, а также в учениях ОДКБ в составе действующих Коллективных сил оперативного реагирования.
С 2004 года Армения участвует в руководимых НАТО миротворческих силах в Косово. В 2005-2008 годах миротворцы Армении накопили полезный опыт, также участвуя в возглавляемой со стороны США миротворческой коалиции в Ираке. С 2009 года Армения вносит свой вклад в миротворческую миссию международных сил содействия безопасности в Афганистане.
Об авторитете Армении как "государства-миротворца" свидетельствует также недавнее официальное обращение Италии, страны-командира осуществляемой под эгидой ООН миротворческой миссии UNIFIL в Ливане, с предложением включить в состав миссии армянский отряд, который должен будет осуществлять функции обеспечения безопасности штаб-квартиры миссии. Предпосылки для направления отряда в Ливан недавно стали предметом обсуждения между начальниками генеральных штабов Республики Армения и Республики Италия (8). В перспективе рассматривается возможность участия миротворческой миссии Армении по мандату ООН также и в Северной Африке (9).
Таким образом, Армения может внести свою лепту в дело формирования миротворческого компонента Военной составляющей ОДКБ, способствуя ее превращению в многофункционального актора не только региональной, но и глобальной безопасности.
В заключение считаем целесообразным еще раз подчеркнуть насущную необходимость того, чтобы деятельность ОДКБ в области миротворчества в процессе формирования военной составляющей организации вышла бы за рамки учений и достигла уровня активного вовлечения в международные миротворческие операции.
Источники:
1. "Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ": http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=1679
2. Стратегия миротворчества: http://www.odkb.gov.ru/d/bzzg.htm
3. Учения миротворческих сил ОДКБ "Нерушимое бартстов-2013" пройдут в РФ: http://ria.ru/defense_safety/20130410/931960086.html
4. См: "Меморандум о взаимопонимании между Департаментом Организации Объединенных наций по поддержанию мира и Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности": Документы по вопросам формирования и функцианирования системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, Выпуск 13, Mосква, 2013.
5. А.И. Никитин, Конфликты, терроризм, миротворчество. Изд. "Навона" М: 2009, с.167
6. "О пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН по ситуации в Афганистане": http://www.odkb.gov.ru/start/index_aengl.htm
7. "О заседании постоянного совета при ОДКБ": http://www.odkb.gov.ru/start/index_aengl.htm
8. Возглавляемая начальником ГШ ВС РА делегация отбыла в Италию: http://www.mil.am/1371452717
9. География армянских миротворцев расширяется: Косово, Афганистан, Ливан и Северная Африка: http://xn--c1adwdmv.xn--p1ai/news/fd-abroad/armenia/1669225.html