Polit.ru: Сода раздора

Уфа, 26 июня 2013, 20:12 — REGNUM  Предлагаем вашему вниманию статью Виктора Петрова "Сода раздора", опубликованную изданием Polit.ru.

Сенсацией мультимедийного конкурса "Россия 10", призванного выявить новые символы страны, стало то, что в символы Поволжья быстро выбился доселе неизвестный природный памятник "Шиханы" у Стерлитамака. Но появилась информация о том, что голосовали за "Шиханы" в основном программы-роботы из... Турции. Разразился скандал, голосование было приостановлено. Зачем же турецким роботам башкирские "Шиханы"?

Стерлитамак - типичный моногород. Его градообразующее предприятие "Сода" ведёт историю со второй половины 1930-х годов прошлого века, когда геологоразведчики обнаружили, что стерлитамакские шиханы богаты известняком, необходимым для производства цемента и соды. Кстати шиханы - вовсе не оригинальное название, а лишь обозначение одиноко стоящих холмов или гор. В Башкирии они не редкость - геологи насчитывают около 80 шиханов по всей республике. Интерес геологов привлекли четыре горы, расположенные рядом со Стерлитамаком: Торатау, Юрактау, Куштау и Шахтау. Тогда, в конце 30-х, сырьевой базой возведенного содового комбината стала гора Шахтау, ныне выработанная на 90%.

Вопреки обыденному мнению кальцинированная сода - это отнюдь не привычная нам пищевая сода, а ценное сырье для металлургии, химической и стекольной промышленности и даже для оборонной отрасли. Мало кто знает, что самый крупный производитель кальцинированной соды в СНГ -- объединение "Башкирская содовая компания", куда входит стерлитамакское АО "Сода". Но запасов сырья в Шахтау хватит лишь до 2017 года. Однако запасы известняка были обнаружены в Торатау, после чего началась подготовка к добыче.

Но тут неожиданно активизировались экологические организации. С 2010 года начались митинги протестов, обращения к общественности, сбор подписей с призывами остановить разработку "памятника природы Шиханы".

Что же произошло?

Корпоративная экология

Фонд "Петербургская политика" опубликовал в начале года аналитическое исследование "Экологические конфликты в российских регионах". В нем эксперты фонда отметили, что последнее время экологические скандалы возникают на тех территориях, которые не входят в список Минприроды как загрязненные. Таким образом, аналитики приходят к выводам, что в одних случаях вопросы экологии становятся серьезным оружием в политических кампаниях, нацеленных на дискредитацию местных властей. В других случаях они превращаются в инструмент межкорпоративных конфликтов. В-третьих - имеют место случаи союза администраций и экологов с целью давления на экономических интересантов.

В исследование фонда вошел и конфликт вокруг разработки Торатау. Эксперты фонда "Петербургская политика" отметили как удачный пиар-ход экологов превращение слово "Шиханы" в собственное имя четырех гор у Стерлитамака. Критики "Соды" попытались воспользоваться слабой известностью того факта, что шиханы - это обозначение любых одиноко стоящих холмов, и сделали ставку на тезис об уникальности шиханов и позиционируют их как одно из "чудес света", говорится в исследовании.

При этом с зимы этого года протесты стали получать солидное финансирование. Сведения о том, что за участие в митингах платят стали поступать с завидной регулярностью. А перед мартовским митингом в YouTube был выложен ролик, на котором неизвестный человек приглашает студентов Уфимского государственного авиационного университета "постоять" на митинге против "Соды" за 500 рублей. Столько же обещали за каждого приведенного с собой товарища и по 1000 рублей - если кто-то приедет на своей машине, а не на специально организованном автобусе. По мнению авторов исследования из фонда "Петербургская политика" протесты инициируют иностранные конкуренты "Соды".

Турецкий марш

Решение о строительстве содового комбината в Стерлитамаке было неспроста принято в предвоенные годы - природные запасы этого стратегически важного продукта распределены по миру очень неравномерно. В частности, крупные содовые озера имеются в США и в Танзании. Есть залежи природной соды и в Турции, где действует один их крупнейших производителей соды и стеклотары в мире - компания "Шишекам". Производство соды из природного сырья в 3-4 раза дешевле, чем производство искусственной соды. Однако страны, как правило, стараются создать национальное производство и защищают его от иностранных конкурентов именно в силу того, что сода - продукт стратегического назначения, залог национальной безопасности. Соответственно, лишение страны собственного содового производства - задача даже не экономическая, а политическая.

Первый "прокол" произошел в начале весны. На очередном пикете против "Соды" общественный деятель Дамир Гарифуллин обнаружил на плакате с лозунгом "Сода - это наше достояние" логотип... турецкой "Шишекам". Цинично и откровенно, не правда ли? "Меня очень поразило, что на данном митинге был "засвечен" логотип турецкой содовой компании. Могу предположить, что турецкая содовая компания заявляет о том, что скоро они придут на наш российский рынок", - поделился обеспокоенностью Гарифуллин.

Тревога общественника была не напрасной. Как отмечается в исследовании "Петербургской политики", недавно министр энергетики и природных ресурсов Турции объявил о начале строительства крупнейшего в мире производства кальцинированной соды, ввод которого в эксплуатацию должен состояться в 2017 году - одновременно с окончательным исчерпанием сырьевой базы стерлитамакской "Соды". "Задержка с освоением новых месторождений кальцинированной соды в России выгодна турецким производителям, поскольку облегчит им доступ на российский рынок, -- говорится в докладе. -- Среди интересантов называются компания Eti Soda и известная своей агрессивной маркетинговой политикой группа SISECAM (один из ее слоганов гласит: "Весь мир - наш рынок"). Проблема защиты российского рынка заключается в том, что себестоимость производства натуральной соды, добываемой в Турции, в два-три раза ниже себестоимости соды синтетической, производимой в России (на территории РФ отсутствуют месторождения натуральной соды)". Эксперты указывают на возможную взаимосвязь между постепенным завершением разработки существующей сырьевой базы на территории Башкортостана и запуском новых мощностей в Турции.

Ничего святого

Одновременно изменилось и содержание протестов. Место экологических лозунгов заняли религиозные призывы. Еще ранее "Шиханы" были объявлены "местом силы" и священными для одного из башкирских племен - юрматов. Некие энтузиасты даже проводили здесь самодельные оккультные и псевдо-языческие обряды. Теперь же идет явная "исламизация" протеста - разработку месторождения пытаются представить как оскорбление ислама.

С этой целью в 2011 году неизвестными на гору была доставлена могильная плита с какой-то загадочной, но якобы "мусульманской" надписью. Немедленно начались разговоры о некоем "святом", о некоей "святыне ислама". А недавно духовная общественность Башкортостана была шокирована внезапным визитом на гору шейха из Северного Кипра, подконтрольного Турции.

Шейх Мехмет Назим Адил Ал-Кыбриси Ал-Хаккани прибыл в Башкортостан без всякого согласования с местным духовенством. Ни в духовном управлении мусульман, ни в главной мечети Стерлитамака ничего не знали о том, что на вверенной им канонической территории с уммой Башкортостана будет встречаться настоящий шейх. Случай для любого религиозного объединения невероятный. Это, к примеру, то же самое, что визит в Россию Папы Римского безо всякого уведомления о том РПЦ.

Более того, даже в столь независимый визит якобы к башкирским последователям шейха, были внесены изменения: шейх внезапно отправился на Торатау, где прочел у могильной плиты молитвы. Уважаемого шейха не смутило то, что плита - явный "новодел" и никакого захоронения ни под ней, ни вообще поблизости нет. Правда, прямо назвать место святым шейх, видимо, не решился. Ограничился призывом к пастве "беречь родной край". С чем и отбыл восвояси. Однако присутствовавшие в свите имамы разнесли весть о посещении "настоящим шейхом" горы в своей интерпретации. И вот уже в интернете появляются призывы "защитить мусульманскую святыню".

Кстати, активное использование интернета противниками разработки шиханов не случайно. Во-первых, аудитория социальных сетей - это, как правило, молодые люди, они не могут помнить настоящей истории Стерлитамака и его шиханов. Во-вторых, интернет дает возможность подключить к протестам жителей других городов республики - в Стерлитамаке цену "протестов" знают уже слишком хорошо. Называют даже конкретные цифры: несколько миллионов рублей. То, что при этом в республике разыгрывается "исламская карта" наймитов (иначе не скажешь) турецкого бизнеса не смущает. А может, не только бизнеса: ведь сода, как уже говорилось - товар стратегический.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail