Прошедшую неделю можно считать финишем пермской "культурной революции": личные отношения "ее" (Перми) и "его" (идеолога культурной революции Марата Гельмана) из состояния "законный брак" перешли в задумчивое "прощай иль до свидания?" Об этом 25 июня корреспонденту ИА REGNUM сообщил заместитель председателя правления Пермского землячества Евгений Сапиро.

"Тяжесть утраты смягчена тем, что финиш "культурной революции" - промежуточный. Это наглядно продемонстрировал завершившийся на той же неделе культурный фестиваль "Белые ночи-2013". Тысячи пермяков ногами и сердцами проголосовали за это дитя "культурной революции". Одно и не только мое наблюдение: даже "консервативная" пермская прослойка не только привыкла к некоторым былым раздражителям - символам чиркуновско-гельмановской" культурной революции", но и болезненно переживает за их будущую судьбу. Тех же "Белых ночей", "красных человечков", "музея современного искусства"... И не только переживает, но действует. Меня, например, очень порадовало "точечное событие": восстановление на набережной Камы собственными, скромными силами сотрудников одного из интернет-порталов симпатичного детища культурной революции - надписи: "Счастье не за горами", - заявляет Сапиро.

Он отметил, что вряд ли народ (он очень редко и ответственно пользуется этим словом) поддержит тех пермских властных наследников, кто решится не только загубить ростки "культурной революции" на корню, но и уменьшить ее масштаб, снизить качество, утратить кураж. "Уже сегодня можно сделать вывод: креативного и активного человека Марата Гельмана в Перми было слишком много, уменьшить степень его присутствия в пермской культуре (и политике!) было необходимо. Но обнулить его вклад - это шаг назад. Большой и не один! Меня, как научного работника с большим стажем, для которого очень важно быть первопроходцем, несколько огорчало, что символами пермской культурной революции оказались не оригиналы, а копии, уже отметившиеся в других городах", - убежден он.

Он также обратил внимание на то, что заменить и заполнить "избыточную долю" Гельмана" в пермской культуре должны, в основном, свои - доморощенные. "И творцы, и руководители. Это для них серьезный экзамен: сработать лучше, оригинальнее, интереснее, чем "понаехавшие тут". Художникам (в широком смысле) - придумать, воплотить. Руководству, политикам - не испугаться. Новизны, остроты, раскованности и рисковости. Окажутся ли все они на должной высоте - игра покажет", - резюмировал эксперт.

Напомним, фестиваль "Белые ночи-2013" прошёл в Перми со скандалами. Позднее Гельман ушёл в отставку с поста директора одного из крупных пермских музеев.