Председатель комиссии по внешней политике парламента Молдавии Анна Гуцу представила на проходящей в Страсбурге летней сессии ПАСЕ доклад о ситуации в Приднестровье, обвинив Россию в "двойной игре". Об этом корреспондентуИА REGNUM сообщили 25 июня в пресс-службе парламента Молдавии.

"С одной стороны, она (Россия - прим. ИА REGNUM) настаивает на принципе территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова, - заявила Гуцу. - С другой стороны, - категорически отказывается рассмотреть вопрос о политическом урегулировании замороженного конфликта в Приднестровье (согласно утвержденной в июле 2012 года в Вене повестке дня переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели), которую неоднократно призывали и пытались нарушить Молдавия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США, третья переговорная "корзина" - вопросы политики, безопасности, статуса ПМР - не наполнена содержанием и не подлежит обсуждению до тех пор, пока не будут решены вопросы из первой и второй "корзин" - "социально-экономические вопросы" и "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека" - прим. ИА REGNUM). Отметим также многочисленные заявления российских официальных лиц об отказе вывести российскую армию с сепаратистской территории (Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента ПМР. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из ПМР, звучащие на протяжении ряда лет, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил - прим. ИА REGNUM)". По словам Гуцу, эти события приводят к "деградации процесса урегулирования приднестровского конфликта".

Молдавский депутат также заявила, что Приднестровье в последнее время превратилось в "территорию роста напряженности в связи с односторонними действиями самопровозглашенных властей (именно Кишинев на протяжении ряда лет устраивает провокации с участием силовых структур в Зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта. Провокации Молдавии стоят и за нынешним обострением ситуации в Зоне безопасности - прим. ИА REGNUM)". Речь, по ее словам, в частности идет о принятии в ПМР закона о государственной границе, который "переопределяет границы региона путем включения в него населенных пунктов правого берега Днестра (Правобережный город Бендеры находится под юрисдикцией ПМР. Ряд других населенных пунктов и территорий, в настоящее время находящихся под фактическим контролем Молдавии, были включены в состав территории ПМР согласно конституции республики, утвержденной в 1995 году; впоследствии однако они перешли под юрисдикцию Кишинева в результате местных референдумов. В то же время указание на их принадлежность Приднестровью в конституции ПМР сохранилось и соответственно было перенесено и в принятый закон о госгранице - прим. ИА REGNUM)". "Эти вызовы ведут к блокированию деятельности Объединенной контрольной комиссии (работа Объединенной контрольной комиссии на протяжении месяца блокируется Кишиневом, отказывающимся утверждать повестку дня заседаний - прим. ИА REGNUM) и многонациональных групп военных экспертов. Не говоря уже о том, что военные арсеналы сепаратистского региона были модернизированы, причем с помощью России - одного из партнеров переговорного формата "5+2" и уважаемого члена Совета Европы", - добавила Гуцу.

Молдавский депутат проинформировала членов ПАСЕ, что парламент Молдавии принял на прошлой неделе заявление о ситуации в Приднестровье, обратившись, таким образом, к международным партнерам в переговорном формате "5+2", чтобы "предотвратить ухудшение ситуации в области безопасности и обеспечить продуктивный диалог для поиска исключительно мирного решения конфликта".

Анна Гуцу также инициировала письменное заявление относительно напряженной ситуации в Приднестровье, которое, как утверждают в пресс-службе молдавского парламента, "было подписано рядом членов ПАСЕ". В заявлении выражается "озабоченность ПАСЕ", которая "считает, что односторонние действия самопровозглашенных приднестровских властей ведут к обструкции деятельности конституционных органов Республики Молдова и деградации процесса урегулирования". "Эти действия самопровозглашенных властей ведут к эскалации ситуации, препятствуют свободному передвижению жителей двух берегов Днестра (Односторонние действия по ужесточению таможенно-миграционного контроля на границе с ПМР, начала именно Молдавия, объявив в апреле текущего года о намерении установить стационарные пограничные посты в шести населенных пунктах вдоль границы с Приднестровьем. Объявлено это было после того, как в конце марта глава делегации ЕС в Молдавии Дирк Шубель заявил, что для либерализации Евросоюзом визового режима для граждан Молдавии необходимо обеспечить безопасность не только западной, но и восточной границы, а "при неразрешенном конфликте на Днестре это непросто". С 2009 года таможенные органы Молдавии требуют от жителей ПМР, обладающих гражданством России и Украины, наличия вида на жительство при перемещении по территории Молдавии, а в случае его отсутствия изымают паспорта и привлекают приднестровцев к административной ответственности. Отметим, что в Приднестровье проживают около 180 тыс. граждан России и около 100 тыс. граждан Украины. О том, что устанавливаемые Кишиневом погранично-таможенные посты могут быть использованы именно против проживающих в ПМР граждан Украины и РФ заявили в КГБ ПМР и МИД Приднестровья. При этом Молдавия заверяет, что вводимый контроль не будет распространяться на жителей Приднестровья "вне зависимости от паспорта, которым они обладают", однако не сообщает, как именно она будет отличать приднестровцев с паспортами Украины и России от иностранцев - прим. ИА REGNUM) и порождают новые нарушения прав человека (В середине февраля текущего года старший эксперт ООН по правам человека в ПМР Томас Хаммарберг представил в Тирасполе и Кишиневе доклад о соблюдении прав человека в Приднестровье. Он, в частности, констатировал, что за исключением аспектов, связанных с непризнанностью ПМР и неурегулированностью отношений с Молдавией, ситуация с правами человека в Приднестровье не только не хуже той, которую наблюдал Томас Хаммарберг в других европейских странах, но по некоторым направлениям даже лучше - прим. ИА REGNUM), распространяя панику среди населения, которое напугано возможной вспышкой нового вооруженного конфликта (запугиванием населения обоих берегов Днестра новым вооруженным конфликтом занимаются близкие к молдавским властям кишиневские политологи и "общественники", обвиняющие Россию в аннексии Приднестровья и развязывании новой войны, а также министр обороны Молдавии Виталий Маринуца, заявивший 19 июня в интервью румынскому изданию Romanian Global News, что у молдавской армии достаточно сил и средств для отражения военного нападения со стороны Приднестровья и России, притом что вооруженный конфликт на Днестре 1992 года был развязан Молдавией, проходил на территории Приднестровья и носил для ПМР исключительно оборонительный характер - прим. ИА REGNUM)", - говорится в заявлении.