Главная причина продолжающейся нестабильности в Египте - попытки президента этой страны и стоящей за ним команды закрепиться у власти как можно дольше. Об этом заявил ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Беляков 25 июня в ходе круглого стола на тему: "Братья-мусульмане" в Египте: год пребывания у власти".

"Все остальное отбрасывается. При том, что, с моей точки зрения, приход "Братьев-мусульман" к власти - это следствие определенных обстоятельств, а, возможно даже, и сговора. Я сужу по итогам первого тура президентских выборов прошлогодних, когда кандидаты от исламистов в общей сложности получили чуть больше 42% голосов. И это уже показатель того, что, по крайней мере, поддержкой серьезного большинства Мухаммед Мурси (президент Египта - ред.) и "Братья-мусульмане" не обладают", - сказал он, констатируя, что Египет был светским государством, и египтяне привыкли к определенному образу жизни и определенному законодательству, которое, в основном, является светским.

"И если бы, конечно, Мухаммед Мурси и его команда прислушивались к мнению, скажем так, другой половины египтян, то ситуация пошла бы лучше. Скажем, экономика во многом страдает от нестабильности, потому что в условиях нестабильности и туризм хуже, чем мог бы быть, и инвесторы убежали и не спешат возвращаться. И все это, конечно, влияет на настроения в обществе. В стране такая, я бы сказал, нервозность", - сказал он.

Второй проблемой является, по его мнению, проблема безопасности, в том числе личной безопасности, "которой (проблемы) раньше не было", "и от которой рядовые египтяне сейчас очень страдают". Это, как считает эксперт, связано во многом с тем, что в ходе революционных выступлений 2011 года "распался по существу аппарат безопасности в стране".

Говоря о том, что на 30 июня (годовщина со дня вступления Мухаммеда Мурси в должность президента Египта) в стране запланированы массовые акции протеста против власти "Братьев-мусульман", Беляков выразил мнение, что выступления будут достаточно массовыми, однако попытка сместить Мурси и добиться новых президентских выборов сейчас маловероятна.

В целом, как отметил эксперт, до стабильности в этой стране еще очень далеко. "И вполне возможно, что ее ожидают еще и вспышки потрясений из-за несхожести и обострения отношений между двумя частями египетского народа", - подчеркнул он.

Как в свою очередь отметил эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, кто бы ни пришел к власти в Египте, ситуация была бы той же. "Как будут развиваться события? Ничего хорошего не будет. Весь вопрос в том, насколько ситуация будет обостряться, насколько будет противостояние сильно. С этой точки зрения, может быть, скажет свое веское слово армия. Похоже, они договариваются с Мурси. Но возникает вопрос о том, какая армия. Что сейчас представляет собой египетская армия? Это люди, которые играют свою игру и хотели бы дать немножко задний ход? Или это люди, которые будут поддерживать Мурси, но в направлении дальнейшей исламизации?", - задался вопросом он.

Как считает эксперт, если армия вообще не вмешается, "то в любом случае лучше не будет, потому что кто-то вмешаться должен". "Еще одной революции страна не выдержит", - подчеркнул эксперт.

Говоря о перспективах Египта, он также отметил: "Дальше будет диктатура. Будет ли она военной, будет ли она исламской, будет ли она исламо-военной... Искать консенсусы придется очень долго. Нужна решительная рука, чтобы заставила всех подчиниться". "Если там произойдет очередной переворот, и мы увидим появление какого-то генерала, а то и полковника, то удивляться не придется. А как еще?", - сказал эксперт.

По мнению профессора МГИМО (У) МИД РФ Марины Сапроновой, основная проблема в том, что у президента Мурси не было достаточного кредита доверия с самого начала, потому что он победил на выборах с "абсолютно небольшим перевесом": "За него проголосовало всего 13 миллионов человек. Примерно столько же проголосовало за его так называемого светского оппонента Ахмеда Шафика. Более того, за президентом Мурси не стояла политическая партия. Под политической партией я подразумеваю структуру в полном смысле этого слова. Структуру, которая смогла бы предложить египетскому обществу четкую и ясную программу не только социального, но, прежде всего, экономического развития. Ведь "Братья-мусульмане" до сих пор этого не предложили".

"Если бы на выборах в прошлом году победил не Мухаммед Мурси, а Ахмед Шафик, то ситуация была бы точно такая же. Это абсолютно понятно, что структурные проблемы в стране не может решить ни один политик, особенно, за которым не стоит подавляющее большинство общества. И в этом смысле, мне кажется, Мурси выступает своего рода как громоотвод, в которого сейчас нацелены все молнии, весь гнев и все недовольство совершенно разных частей общества. Одни на него давят с точки зрения того, что он медленно проводит реформы. Другая часть общества требует от него большей исламизации. Третья часть общества требует прекратить исламизацию. Но с самого начала было понятно, что все, что бы Мухаммед Мурси ни сделал, это все будут непопулярные меры. А непопулярные меры влекут за собой очередной всплеск социального недовольства. Поэтому получается вот такой замкнутый круг", - утверждает она.

Как считает эксперт, для решения проблем необходимы национальный консенсус между разрозненными частями египетского общества и восстановление государственных институтов страны.