В Санкт-Петербурге показывают разные народности России в фарфоре

Москва, 25 июня 2013, 19:06 — REGNUM  В Санкт-Петербурге сегодня, 25 июня, в Российском этнографическом музее начала работу выставка "Образы народов России", приуроченная к 400-летию Дома Романовых. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе музея, на выставке представлены фарфоровые скульптуры из знаменитой серии "Народности России", входивших в личную коллекцию императорской семьи и олицетворявших народы России.

"Замысел создания этой коллекции принадлежал лично императору Николаю II, осознававшему важную роль взаимоотношений народов Российской империи - исторически полиэтничного государства, - в начале ХХ века насчитывающей в своем составе около 200 народностей, - рассказали в музее. - Впервые выставка была показана к празднованию 300-летия дома Романовых".

Как пояснили в пресс-службе музея, список народов, образы которых были воплощены в фарфоре, составлялся на основе данных первой всеобщей переписи населения Российской империи, которая была проведена в 1897 году. При отборе образов большое значение имели научные достижения в изучении культуры народов Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. Именно этим и объясняется преобладание в серии "Народности России" скульптур, представляющих народы именно этих территорий.

Создание всей коллекции статуэток длилось в течение десяти лет - с 1907 по 1917 года. В настоящее время известны 74 скульптуры из серии "Народности России"/ Большая их часть принадлежит собраниям Российского этнографического музея и Государственного Эрмитажа. Как рассказала генеральный директор ОАО "Императорский фарфоровый завод" Татьяна Тылевич, 36 скульптур были восстановлены с 2007 года мастерами завода.

Руководил проектом известный скульптор Павел Каменский, много лет служившего в должности заведующего бутафорской мастерской Императорских театров. Формовкой моделей занимались мастера Императорского завода А. Лукин, П. Шмаков, И. Зотов, А. Дитрих и др. Роспись большинства фигур была осуществлена художницей М. Герцак.

Основным художественным принципом создания скульптур, как объяснили в музее, было точное отражение антропологических особенностей и костюма каждого из изображаемых народов. "В распоряжении Каменского были новейшие результаты научных исследований по сравнению черт лица, роста и телосложения отдельных этнических групп, а также многочисленные фотографии представителей разных народов и антропологические манекены Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого при Петербургской Академии наук (МАЭ)", - рассказали в музее.

Рядом со скульптурами представлены 56 соотносящихся с ними костюмных комплексов и отдельные вещи из собраний Российского этнографического музея и МАЭ, демонстрирующие состав и способы ношения одежды, характерные для каждой из представленных этнических традиций.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.