В новом историческом путеводителе по Казани ее 1000-летие ставится под сомнение
Татарстан, 24 июня, 2013, 19:44 — ИА Регнум. Московское издательство "Вече" выпустило путеводитель "Казань между Востоком и Западом", написанный Юрием Супруненко, который весьма скептически смотрит на 1000-летие столицы Татарстана, помпезно отмеченное в 2005 году.
Независимый от Академии наук Татарстана историк, в частности, пишет: "Оппоненты склонны сомневаться, что одна монета может служить поводом для установления возраста целого поселения. Да и как-то очень уж удачно и вовремя на территории Казанского кремля нашлась чешская деньга из свинца, датируемая 1005 годом (предположительно, считается, что чеканка относится к 929-930 годам)" (с.20).
Стараясь не занимать однозначную позицию в вопросе о датировке Казани, Супруненко добавляет: "Демократическим властям суверенного Татарстана ничего не оставалось, как без особых раздумий прибавить 1000 лет и подать заявку в федеральный бюджет о праздновании в 2005 году круглейшей даты города. А заодно выбить инвестиции на прокладку метрополитена и строительство моста Миллениум через Казанку - так архитектурно застолбили почтенный возраст татарской столицы, чтобы и у потомков не было сомнений в достоверности исторически зыбких документов" (с.21).
Исторический путеводитель, уже поступивший в продажу в книжные магазины Казани, сообщает: "На пессимистические размышления настраивает и то, что вслед за юбилеем города и празднованием принятия ислама на территории нынешней России здесь активно отметили также добычу трехмиллиардной тонны нефти в республике. Получается, что события равнозначные, однопорядковые - и духовность, и историческая достоверность, и материальные блага...".
"Скажем прямо: слишком мало исторически обоснованных сведений для столь громких заявлений. И здравомыслящие политики, и за ними трезвые скептики нет-нет, да и усмотрят в таких "местнических инициативах" простое соперничество между регионами. А кое-кто даже видит в этом "бесшабашные празднования", "юбилейное безумие", - продолжает сокрушаться московский краевед. Его удивляет то, что "никого не смущает, что рядом с якобы тысячелетней Казанью, которую историки уже официально окрестили "Новым городом", располагается "Старая Казань" (Иске-Казан) по возрасту на два века моложе".
Юрий Супруненко цитирует профессора Казанского университета Карла Фукса, который еще в 19 веке подчеркивал: "До царствования хана Золотой Орды Тохтамыша (1380-1395) мы ничего не знаем о городе Казани. Нет памятников, кои могли бы здесь решить что-нибудь. Небольшое количество надгробных камней, там и сям попадающихся в верховьях Казанки (Иске-Казан) принадлежит позднейшим временам. Весьма замечательно и то, что из множества монет, найденных в здешних местах, нет ни одной, на которой была бы помянута Казань".
"То, что 1000-летие Казани - это удачно проданный миф, косвенно признают и сами деятели "суверенной исторической науки Татарстана", - считает руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ
"Удачно подтасованная история с подброшенной монеткой, ее чудесное обнаружение татарскими археологами, гостеприимный прием иностранных историков, сопровождавшийся большими застольями, на которых они вынуждены были подтвердить 1000-летие Казани, - и фальсификация успешно удалась!" - рассказывает эксперт о том, как доказывалось "великое открытие". Как политический проект "Тысячелетие столицы Татарстана" оказалось весьма удачным и даже в чем-то полезным для города, но к науке это не имеет никакого отношения.
Факт того, что независимые от местных властей историки воспринимают 1000-летие как фальсификацию, а не научную действительность, подтверждает доцент кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета, кандидат исторических наук Александр Овчинников: "До 2005 года в исторической науке Татарстана высказать сомнение в подлинности как самой чешской монеты, так и в самом факте тысячелетия Казани было запрещено, критика душилась, а те ученые, кто пытался это сделать, подвергались административному давлению со стороны местной элиты".
По словам казанского историка, запрет на критику прошел с усилением роли федерального центра в отношениях Москвы и Казани, когда историки смогли смелее высказывать свои мнения о политизации истории и татарской исторической науки, обслуживающей местную этнократию, и главное - реализация самого проекта "1000-летия Казани" была завершена.
"То есть сейчас свободная критика этого мифа уже не угрожает амбициям Казанского Кремля: деньги, выделенные из Москвы на сомнительный юбилей, уже давно потрачены, соответственно, чтобы сейчас уже не говорили ученые, это не важно. Единственное, что приходится констатировать, - мифотворчество стало визитной карточкой Академии наук Татарстана, а когда-то известной по всей стране казанской исторической школе нанесен серьезный ущерб", - делает вывод Овчинников.
Он также считает, что "суверенная историческая наука Татарстана" сейчас приступила к поиску новых "открытий", среди которых на первый план выходит проект "Булгарская цивилизация". Она должна встать в один ряд с римской, китайской, российской, западной, египетской и другими мировыми цивилизациями.
Тот факт, что о ее существовании никто в мире до 2011 года не знал, ученых из Академии наук РТ не смущает. Разве до конца 1990-х годов кто-то ведал, что Казани - 1000 лет, и она, конечно же, древнее Москвы?