В Чувашии прошла серия крупных мероприятий, в том числе федерального масштаба, приуроченных к празднованию 150-летия со дня известного учёного и судостроителя уроженца чувашской земли Алексея Крылова, передаёт корреспондент ИА REGNUM. В Чебоксарах в рамках экономического форума состоялась Международная научно-практическая конференция "Гидродинамика больших скоростей и кораблестроение - ГБС-2013". Кроме того, в столице республики открылся музей, посвящённый известному учёному, также планируется открыть памятник Крылову.

Научно-практическая конференция "ГБС-2013" стартовала в Чувашии 20 июня, она проходит по 24 июня. Как сообщается на сайте, посвящённом юбилею земляка, своё участие подтвердили более 80 ученых, конструкторов, испытателей морской техники из 42 научно-исследовательских лабораторий и центров, конструкторских бюро и учебных заведений 12 регионов России, Украины и заочное участие - ученые из США и Новой Зеландии. В рамках данного мероприятия прошло пленарное и секционные заседания. 22 июня участники посетили Порецкий район - родину академика-кораблестроителя.

В ходе научно-практический конференции в Чебоксарском политехническом институте был открыт музей Алексея Крылова. Особо ценными экспонатами музея стали автобиографические рукописи великого учёного, переданные в свое время внуком Крылова, известным учёным Андреем Капицей родственнику академика - чебоксарцу Николаю Скородумову. Здесь также можно увидеть рукописи земляка, астролябию начала 20-го века, морской хронометр и секстан, звёздный глобус и морской компас, а также инклинатор (прибор, предназначенный для уничтожения креновой девиации магнитного компаса). Особое место занимает кормовой военно-морской флаг знаменитого на весь мир атомной подводной лодки К-19 - подарок чебоксарца, бывшего мичмана АПЛ Евгения Котлова.

В церемонии открытия музея Алексея Крылова в Чебоксарах приняли участие президент Российского НТО судостроителей им. Академика А.Н. Крылова, Герой России Владимир Александров, первый вице-президент Российского Союза НИО (г.Москва) Владимир Ситцев.

Отметим, что в Чебоксарах также планируется установить памятник Алексею Крылову. Его предполагается возвести в районе Чебоксарского речного порта.

Справка ИА REGNUM. 15 августа 2013 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося учёного-кораблестроителя, трижды кавалера ордена Ленина, Героя Социалистического Труда, академика Алексея Николаевича Крылова (1863-1945). Он был известным математиком и механиком, заслуженным деятелем науки и техники, основоположником теории корабля, автором многих работ по теории магнитных и гироскопических компасов, по артиллерии, математике, по истории физико-математических наук.

Алексей Крылов родился в деревне Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне деревня Крылово Порецкого района Чувашии), а большая часть его жизни прошла в городе на Неве, в Военно-морской академии, где он работал и преподавателем, и её начальником. С 1945 по 1960 год Военно-морская академия кораблестроения и вооружения носила имя Алексея Николаевича Крылова. В память об учёном в ВМА отреставрирован и открыт единственный в своём роде мемориальный кабинет-музей А.Н. Крылова, награды и личные вещи Крылова хранятся в Музее ВМА.

Имя Крылова вписано в историю отечественной и мировой науки, техники и культуры. Многогранная деятельность академика распространялась на различные отрасли знаний, носила энциклопедический характер. Изданное научное наследие Крылова составляет 12 томов (1936-1956), охватывает проблемы теории и строительной механики корабля, теории магнитных и гироскопических компасов, математики, механики, баллистики, воздухоплавания, педагогики, истории науки и техники.

Его исследования были отмечены Сталинской премией. В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд Крылова "Теория качки корабля", значительно расширивший теорию Фруда. Работа Алексея Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области. В 1898 году Крылов был награжден золотой медалью Британского общества корабельных инженеров, причем это был первый случай в истории, когда медали удостаивался иностранец. Продолжая эти работы, Крылов создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование (успокоение) бортовой качки, что сегодня является наиболее распространенным способом усмирения бортовой качки.