"Привлечение иностранных инвестиций в экономику является приоритетным направлением экономической политики правительства. В Киргизии для решения этой задачи необходимы серьезные реформы в области экономики и государственного регулирования", - заявил доктор экономических наук, профессор Талайбек Койчуманов в интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Что Вы можете сказать о ситуации с привлечением иностранных инвестиций в экономику Киргизии?

В принципе, в Киргизии установлен довольно либеральный инвестиционный режим, позволяющий инвесторам получить доступ практически ко всем секторам экономики. Представители иностранных государств имеют право принимать участие в приватизации, покупать акции и ценные бумаги киргизских компаний. К иностранным инвесторам применяется режим наибольшего благоприятствования. Это правило применяется и в случае, когда инвестор владеет долей предприятия и когда является его полным собственником. Но проблема в том, что далеко не всегда то, что прописано в законе, реализуется в жизни. Об этом я не раз говорил и повторяю: разрыв между хорошими законами и их исполнением - одна из главных проблем сегодняшнего дня. Это понимают и наши международные партнеры. Поэтому, наверное, сейчас совместно с правительством Всемирный банк запускает грантовый проект на определение причин - почему так происходит? На основе такого исследования будут предложены рекомендации правительству.

ИА REGNUM: Можете привести какие-то цифры, чтобы лучше представить динамику инвестиций в Киргизию?

У экономистов есть такие оценки - для обеспечения ежегодного роста ВВП в 7-8% необходимо привлечь инвестиции в экономику в размере 25-30% к ВВП. Можно, конечно, и с меньшими инвестициями добиться высоких темпов роста экономики. Но при одном условии: эффективном управлении этими инвестициями. А здесь у нас как раз и проблемы. Особенно, когда это касается государственного управления. Так, за период 2006-2011 г. инвестиции были на уровне 20%, однако, это дало среднегодовой рост экономики только около 5%. Среднее значение темпа экономического роста Киргизской Республики за последнее десятилетие составило приблизительно 4%. Этого недостаточно для устойчивого роста. Динамика прямых иностранных инвестиций Киргизии свидетельствует о низком соотношении их к ВВП (см. диаграмму). Поэтому у республики один путь - наращивать инвестиции и улучшать управление. А эти две задачи упираются в задачу улучшения инвестиционного климата.

ИА REGNUM: Какая на сегодняшний день складывается ситуация с инвестиционным климатом в Киргизии?

Очень сложный вопрос. Что такое инвестиционный климат? Это такая среда для бизнесменов, прежде всего правовая и политическая, которая показывает, стоит ему начинать здесь бизнес или нет. От того, насколько благоприятен инвестиционный климат, и зависит выбор инвестора. У инвестора есть деньги, и надо сделать все, чтобы он вложил их в экономику нашей страны. Практически инвестиционный климат начинается за пределами Киргизии. Это реклама страны за рубежом, ее преимуществ, гарантий. Конечно, всему верить инвестор не обязан, поэтому есть международные оценщики, различные агентства и рейтинги - индексы конкурентоспособности, ведения бизнеса. Но главный критерий все-таки не экономический, а социально-политический. Политическая стабильность - главное условие для привлечения инвесторов. Ну, а далее - благоприятная экономическая и законодательная база, гарантии защиты права собственности. Сейчас, я не могу сказать, что все перечисленные компоненты благоприятного инвестклимата в нашу пользу. Идет тяжелый процесс за то, чтобы переломить ситуацию. Бизнес-сообщество борется за право выжить и развиваться, не так-то просто преодолеть чиновничьи и общественные барьеры.

ИА REGNUM: Чем в данном контексте показателен пример "Кумтора", как крупнейшего инвестора республики?

Решения, которые принимают в республике в отношении частных компаний, в том числе ЗАО "Кумтор оперейтинг компани", отпугивают потенциальных инвесторов. Конечно, я соглашусь с первым вице-премьер-министром, что 17 лет, как у нас появился этот проект, - это годы коррупции, слишком много всплыло в последнее время коррупционных схем. Решения принимались непрозрачно, кулуарно - в итоге мы имеем то, что имеем. Кумтор на грани остановки. Что можно сделать сейчас? Я не открою Америки, если скажу, что надо все решать цивилизованным путем - путем переговоров с инвестором, без сгущения политических красок. Это будоражит общественность и отпугивает доноров. Если есть необходимость пересмотреть соглашение по "Кумтору", то действия необходимо обсудить с разработчиками.

ИА REGNUM: Существует ли на сегодняшний день реальная возможность расторжения соглашения по "Кумтору"?

В правовом государстве договоры должны исполняться, какими бы они ни были. Еще раз подчеркну - да, подписанные в 1990-х и 2000-х годах соглашения не учитывали в полной мере интересы Киргизии. Однако если есть обоснованные доказательства нелегитимности договоров, то, по-видимому, надо принять окончательное решение и перевести "Кумтор" на общую систему налогообложения. Возможно, это надо было сделать раньше, а не играть с соглашениями. Попытка добиться более справедливого договора приведет к патовой ситуации: каждое новое правительство получит возможность пересматривать договоры, и страну опять начнет трясти.

ИА REGNUM: Является ли Киргизия настолько привлекательной для зарубежных бизнесменов и иностранных компаний, как об этом неоднократно заявляли президент и премьер-министр?

Правительством Киргизии принимаются различные меры для улучшения инвестиционного климата и бизнес-среды. Так, например, принят закон о государственно-частном партнерстве. Он позволяет привлечь частные инвестиции в государственные секторы экономики на договорной основе, с учетом всех рисков и прибылей для обеих сторон. Пока у нас нет ни одного проекта, но 23-24 мая 2013 года правительство республики совместно с Азиатским Банком Развития планирует провести форум с участием иностранных инвесторов, где будут рассмотрены различные инвестиционные проекты, в сфере здравоохранения, проекты мэрии Бишкека и Минтранса. Важно запустить хотя бы несколько успешных пилотов, затем распространить этот опыт.

Но, в целом, еще многое необходимо сделать. Прежде всего, кардинально переработать закон о государственной поддержке предпринимательства. Необходимо создать институциональную систему его поддержки, то есть надо решать вопросы прозрачности в деятельности госструктур во взаимодействии с бизнесом, обратной связи, политической поддержки и участия высшего руководства, партнеров, присутствия регионов. В целом надо сфокусироваться на таких вопросах, как доступ к ресурсам - земле, природным ресурсам, электроснабжению, финансам, инфраструктуре. Необходимы меры по обучению, консультированию, информационной поддержке предпринимательства. Необходимо решать вопрос доступа предпринимателей к новым технологиям. Единственный пример производственно-технологической поддержки предпринимательства со стороны государства - Закон "О Парке высоких технологий". А предпринимателям нужна такая поддержка как воздух - и для ИКТ-специалистов, и для текстильщиков, и для ювелиров.