В Якутске после ЧП со взрывом газового баллона сняты с маршрутов 14 автобусов с аналогичным оборудованием, работающих на газе, сообщили ИА REGNUM в департаменте по связям с общественностью города сегодня, 21 июня.

В рамках совещания, посвященного инциденту, 20 июня в Минтрансе Республики Саха (Якутия) обсудили возможные причины ЧП. Газовый баллон был установлен на крыше автобуса, курсирующего по пригородному маршруту №104 Якутск - Кангалассы. От взрыва пострадало 3 автобуса из парка ЯПАК, выбило стекло в окне автовокзала. Люди из здания и с территории вокзала были эвакуированы.

На совещании отметили, что это уже третий случай взрыва газового баллона, работающего на метане, в России. Первый произошел в феврале в Якутске, а второй - в мае в Москве, тогда пострадали два человека. Все три автобуса были марки "ЛиАЗ" (Ликинский автобусный завод, Московская область, входит в автомобилестроительную группу ГАЗ), оснащенные экспериментальной системой, где в качестве топлива используется метан. Все три баллона были произведены в Орском машиностроительным заводом (Оренбургская область). Представители ЛиАЗа о Орского машзавода уже прибыли в Якутск, где планируют провести осмотр пострадавшего автобуса и составить предварительное заключение о причинах происшествия.

Директор МУП "ЯПАК" Анатолий Чирков на совещании, посвященном инциденту, призвал отказаться от закупок автотранспорта с аналогичным оборудованием. По его словам в Москве после ЧП отказались от оснащения Орского завода. "Повсеместный переход на композитные баллоны преждевременен. С нашей стороны мы все проверки автобусов и оборудования проходим в срок, потому что понимаем, что с газом шутки плохи", - сказал Анатолий Чирков. Баллон был изготовлен из металлокомпозитного материала, установленный срок службы такого баллона - 15 лет. Каждые 3 года баллоны должны проходить технический осмотр и опрессовку. С момента последней проверки взорвавшегося в Якутске баллона прошло не более полугода. Нарушения норматива заполнения не было.

Свою роль могли сыграть климатические условия. Оборудование рассчитано на эксплуатацию до -40, тогда как зимой якутские автобусы выезжают на маршруты и при более низкой температуре. С учетом перепадов температур в регионе все это неизбежно могло привести к увеличению усталости материалов баллона. Износ оболочки в этом случае был незаметен при визуальном осмотре, так как баллон изготовлен из металлокомпозитного материала. Также не исключено, что свою роль сыграло и качество газа.

"Чтобы дать объективную оценку и выявить причины, способствовавшие возникновению этой ситуации, мы должны провести грамотную и независимую экспертизу. После этого будем принимать меры - или оставить эти автобусы, с применением дополнительных технических решений, или поменять поставщика, перейти на другого завод", - прокомментировал Семен Винокуров, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).

Замглавы города Петр Ефремов сообщил, что среди закупленных автобусов на обновление автопарка ЯПАК 6 оснащены оборудованием Ижевского завода. Комплектация 20 других, контракт на которые еще не заключен, будет пересмотрена. А сейчас Ижевский завод готов заменить баллоны на автобусах ЯПАК. Их баллоны отличаются по толщине стенок.

В департаменте отметили, что Орский завод пока занимает оборонительную позицию, так как в случае со взрывами баллонов в Якутске прошло более 12 месяцев с момента их реализации. Баллоны были реализованы Ликинскому автобусному заводу, который является поставщиком автотранспорта. Но при этом гарантия производителя баллонов распространяется на 15 000 заправок, взорвавшиеся баллоны были 2009 и 2008 года выпусков, количество их заправок составляло 1200-1500, то есть 10%.