Несмотря на некоторые подвижки в реализации европейского газового проекта NABUCCO, его перспективы очень туманны. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК "Велес Капитал" Василий Танурков.

По его словам, экономическая целесообразность NABUCCO как прежде, так и сейчас ставится под сомнение. "Если сводить вопрос к политике, стремлению ЕС обойти Россию - да, это один из способов. Но очень велики риски, связанные с окупаемостью проекта. NABUCCO рентабелен в том случае, если цены на газ в Европе через несколько лет останутся на нынешнем уровне, а стоимость сырья для прокладки газопровода будут максимально низкой. Однако сегодня в Европе падает сам спрос на газ, что связано с кризисом. Согласно различным прогнозам, цены на газ в Европе тоже будут снижаться. Даже если не так, то есть такая штука, инфляция называется, и ее никто не отменял. Экономически выгодным NABUCCO может стать только в том случае, если темпы роста цен на газ не будут, по крайней мере, отставать от темпов инфляции, я уже не говорю об их возможном снижении. В пользу последнего прогноза выступает также тема сланцевого газа", - заметил эксперт, подчеркнув, что если цены на газ будут отставать от темпов инфляции, рентабельность проекта NABUCCO будет снижаться.

Что касается альтернативного проекта Trans Adriatic Pipeline (TAP), Танурков отметил, что сказанное про NABUCCO и в этом случае справедливо. "По большому счету, эти проекты отличаются лишь планируемым маршрутом поставок газа. Принципиально это мало что меняет", - заметил он.

NABUCCO часто критикуют в связи с тем, что окончательно не решен вопрос наполнения газопровода: откуда консорциум будет брать газ? В Европе рассчитывают, что Южный газовый коридор будет поставлять им газ не только из "Шах-Дениза", но и с других месторождений Азербайджана, а в перспективе привлечь туркменский и североиракский газ при помощи транскаспийского газопровода. Комментируя этот нюанс, Танурков отметил, что вопрос наполнения действительно стоит перед участниками консорциума очень остро. "С экономической точки зрения вполне очевидно, что как только Туркмения начнет заикаться про транскаспийский газопровод, российский "Газпром" просто начнет покупать газ дороже. Эта тактика позволит сделать возможные туркменские амбиции попросту невыгодными. Ашхабаду будет дано понять, что давить на "Газпром" идеей транскаспийского газопровода - гораздо лучший вариант, чем всерьез браться за его строительство.

В ответ на замечание о том, что, по словам исполнительного директора консорциума NABUCCO Рейнхарда Митчека, этот газопровод может доставить первый газ в Европу в 2019 году, Василий Танурков указал на "красноречивость" самой фразы Митчека. "Вообще-то такой газопровод можно построить в гораздо более сжатые сроки, чем планируемые 6 лет. Привязка к 2019 году сама по себе означает, что ответы на многие вопросы еще не найдены, их предстоит решить. В противном случае называли бы 2016-2017 гг. В связи с этим, полагаю, еще рано говорить о сроках, тем более со стопроцентной вероятностью. Однако, в любом случае, если верить заявлениям о том, что NABUCCO способен поставлять 10% от всего требуемого Европе газа, и если предположить, что проект обернется успехом, то это очень серьезно изменит ситуацию по всей Европе", - заметил эксперт.

Отвечая на вопрос о том, как должна в такой ситуации поступить Россия, чтобы максимально обезопасить себя от нежелательных преобразований европейской энергетической сетки, замначальника управления анализа рынка акций ИК "Велес Капитал" ответил следующем образом: "России следует как можно быстрее построить свой газопровод. Чем быстрее по нему пойдет газ, тем удар по NABUCCO будет сильнее. Кроме того, нужно учитывать возможность пересмотра ценовой политики по части туркменского газа. По части Азербайджана ни в коем случае не следует прибегать к политическому давлению на эту страну. Любой такой нажим воспринимается Баку как чуть ли не угроза национальной безопасности и вызывает желание еще больше оторваться от Москвы. Здесь нужно мягко, но эффективно жать на экономические рычаги", - резюмировал эксперт.

Отметим, что на 21 июня запланирован рабочий визит в Брюссель президента Азербайджана Ильхама Алиева, в рамках которого, как ожидается, будет оглашен окончательный маршрут доставки "голубого топлива" с месторождения "Шах-Дениз" в Европу. На выбор Баку предложены два варианта Trans Adriatic Pipeline (TAP) и NABUCCO West. По словам представителей консорциума NABUCCO, их проект позволит удовлетворить от 8 до 10% потребности европейских стран в газе. Речь идет о десятой части почти 250 млрд. кубометров в год. В Европе рассчитывают, что Южный газовый коридор будет поставлять им газ не только из "Шах-Дениза", но и с других месторождений Азербайджана, а в перспективе привлечь туркменский и североиракский газ при помощи транскаспийского газопровода. В консорциуме NABUCCO полагают, что если коллеги из "Шах-Дениза" выберут NABUCCO, первый газ Европа получит в 2019 году.