Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о предоставлении в 2013 году субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории РФ и формирование региональной маршрутной сети РФ. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе правительства РФ, утвержденный постановлением механизм основан на субсидировании маршрута воздушной перевозки между узловым и региональными аэропортами, на расстоянии, не превышающем по ортодромии 1,8 тыс. км, если узловой аэропорт расположен на территории Дальневосточного федерального округа, и 1,2 тыс. км, если узловой аэропорт расположен на территориях других федеральных округов. Предполагается, что данный подход обеспечит полное покрытие территории Российской Федерации маршрутной сетью воздушных перевозок при минимальной потребности в бюджетных ассигнованиях на субсидирование данного сегмента авиаперевозок.

В федеральном бюджете в 2013 году на указанные цели предусмотрено 1,6 млрд рублей. Ежегодный пассажиропоток на субсидируемом маршруте не должен превышать 8 тыс. пассажиров. Это обусловлено необходимостью поддерживать только те маршруты, на которых пассажиропоток не обеспечивает коммерческую загрузку в 70-80% на воздушных судах с пассажировместимостью до 30 пассажиров, что не обеспечивает рентабельности перевозки и приводит к закрытию маршрута. "Учитывая, что одной из основных задач программы является создание новых и развитие действующих маршрутов, необходимо обеспечить максимально возможную частоту полётов, что позволит предложить пассажирам перевозку в удобное для них время и эффективно конкурировать с другими видами транспорта, - отмечается в документе. - В этой связи постановлением предусмотрено: ограничение минимальной частоты для новых маршрутов - не менее трёх рейсов в неделю; для исторических маршрутов необходимо увеличить частоту полётов не менее чем на один рейс в неделю по сравнению с частотой рейсов, выполнявшихся в предыдущем эквивалентном периоде, но не менее четырёх рейсов в неделю. В качестве узловых аэропортов определено восемь аэропортов - Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды - с ежегодным объёмом обслуженных пассажиров не менее 1,3 млн пассажиров и долей обслуженных трансферных пассажиров не менее 5% от общего пассажиропотока, что в соответствии с международной практикой является одним из основных признаков узлового аэропорта".

Как отметили в правительстве, одним из отличий данной программы от действующих является то, что субсидии предоставляются одному авиаперевозчику на одном субсидируемом маршруте. Эффективность субсидирования авиаперевозчика оценивается в следующем порядке. для исторических маршрутов - если по итогам трёх предшествующих месяцев, включая отчётный, комплексный показатель эффективности субсидирования фактического пассажирооборота (перевозок пассажиров) превышает предельное значение, предусмотренное приложением №3 к правилам, субсидия не предоставляется; для новых маршрутов - если по итогам четырёх предшествующих месяцев, включая отчётный, комплексный показатель эффективности субсидирования фактического пассажирооборота (перевозок пассажиров) превышает предельное значение, предусмотренное приложением №3 к правилам, субсидия не предоставляется.