"Одна из глобальных проблем для инвесторов в Киргизии - это то, что зачастую власти принимают решения исходя не из экономических, а политических соображений, вопреки существующим законам и здравому смыслу. Такая ситуация связывает по рукам и ногам в первую очередь само правительство, вынуждает его отстраняться от решения многих вопросов, поневоле игнорировать просьбы компаний", - такое мнение высказала в интервью корреспонденту ИА REGNUM Аида Мамаразиева, управляющая филиалом ОАО "Кентор Голд".

ИА REGNUM: Как на сегодняшний день обстоят дела с инвестиционным климатом в стране? Является ли Киргизия настолько привлекательной для зарубежных бизнесменов и иностранных компаний, как об этом неоднократно заявляли президент и премьер-министр?

О привлекательности Киргизии для иностранных инвесторов можно судить по официальным цифрам. На протяжении последних трех лет наблюдается отток инвестиций из страны. По итогам прошлого года объем прямых иностранных инвестиций, по данным Нацстаткома, составил $521,4 млн, что в 1,6 раза ниже уровня 2011 года и даже ниже "революционного" 2010 года - $666 млн. Также изменилась структура инвесторов - ушли крупные корпорации, меньше стало западных компаний.

Что касается горнодобывающей отрасли, то, несмотря на такие преимущества, как высокий минеральный потенциал области, наличие квалифицированной и дешевой рабочей силы и сравнительно низкое налогообложение, Институт Фрейзера, оценивающий инвестиционную привлекательность горнодобывающей отрасли разных стран, в 2012 году включил Киргизию в список стран, наименее привлекательных для горнодобывающих инвесторов - 92 место из 96. Главным фактором, нивелирующим все достоинства, является политическое устройство республики и связанные с ним риски. Страхование политических рисков в Киргизии обходится в 2 раза дороже, чем в среднем по миру, и составляет не менее 4% от стоимости проекта.

ИА REGNUM: Чем в данном контексте показателен пример "Кумтора" или другой похожей компании?

"Кумтор", фактически являясь единственным запущенным инвестиционным проектом в горнодобывающей отрасли Киргизии, становится своего рода индикатором для других инвесторов, которые по нему оценивают обеспечение соблюдения законов, ответственность государства, защищенность инвестиций.

Существуют данные, что одним из следствий неразберихи с "Кумтором", а также общей слабости государственной власти в части решения проблем горнорудной отрасли является низкая стоимость разведанных, но не разрабатываемых запасов золота в Киргизии. На сегодняшний день фондовые рынки оценивают унцию "золота в земле" в республике в пределах $19-20 (Австралийская фондовая биржа), в то время как в Буркина-Фасо она выше в 2 раза, в Камбодже - в 2,5 раза, а на Филиппинах и в Австралии - в десятки раз. Это означает, что инвесторы не верят в возможность добычи киргизского золота.

ИА REGNUM: С какими сложностями сталкиваются в Киргизии инвесторы?

Главным отрицательным фактором является невыполнение государством взятых на себя обязательств по обеспечению благоприятных условий для работы инвесторов: договоры, ратифицированные всеми ветвями власти, произвольно и в одностороннем порядке меняются или расторгаются ("Кумтор"); государство не в состоянии обеспечить беспрепятственный доступ к месторождениям ("Андаш") и правопорядок на местах (серия конфликтов с местным населением); правительство прекращает свои работы, не имея на это законных оснований (замораживание экспертизы по "Андашу").

Также наблюдается тенденция, когда правительство перекладывает часть своих функций на частные компании - позиция министра экономики Темира Сариева по социальному развитию.

Дело осложняется вмешательством парламента в сферу исполнительной власти и частный бизнес - постановления по месторождениям "Андаш", "Кутессай" и "Апрельское".

ИА REGNUM: Что делают власти республики для того, чтобы помочь инвесторам разрешить эти проблемы и делают ли вообще что-то в этом направлении?

Последний закон "О недрах" разработан с целью усиления ответственности как недропользователей, так и органов центральной и местной власти. Однако проблемы, как обычно, возникают на этапе применения их на практике. Поскольку уже неоднократно нарушители законов не несли за это никакой ответственности.

Многие инициативы правительства, например, общее просвещение населения о горнорудной отрасли, умирают в зародыше. Другие не сбалансированы, например, "Инициатива прозрачности добывающей отрасли" добивается финансовой прозрачности добывающих компаний, однако не раскрывает информацию, куда эти средства направляются потом.

Много нареканий вызывают последние нововведения о прямых отчислениях в местные бюджеты, при которых возможно ущемление прав граждан, живущих на территориях с бедными недрами.

Однако самая страшная проблема - то, что зачастую власть отстраняется от решения проблем горнодобытчиков, фактически оставляя их один на один со своими трудностями - позиция вице-премьера Джоомарта Оторбаева по выстраиванию отношений с местным сообществом, - либо сама создает эти сложности.