В Челябинской области, как и по всей России, завершилась основная волна единого государственного экзамена. Первые итоги сдачи уже есть. О том, как прошёл ЕГЭ, какие были выявлены нарушения и насколько жизнеспособна система ЕГЭ, корреспонденту ИА REGNUM рассказал министр образования Челябинской области Александр Кузнецов.

ИА REGNUM: Александр Игоревич, как на ваш взгляд прошел в этом году ЕГЭ в Челябинской области? Много ли нарушений было зафиксировано? Есть ли какие-то особые достижения?

Итоги ЕГЭ подводить пока рано. Мы еще не всей информацией владеем, так как она всегда приходит с небольшим опозданием. Но по предварительным данным можно сказать, что экзамены прошли в обычном режиме. Каких-то серьезных нарушений на данный момент нет. Было, конечно, некоторое количество, так называемых, "телефонистов" и шпаргалочников, но все в пределах нормы. Сейчас основной экзаменационный период завершен. В резервные дни - суббота и понедельник - сдавали экзаменационные дисциплины те, кто по тем или иным причинам не смог пройти испытания в основной период.

ИА REGNUM: Есть ли в вузовском сообществе региона недовольство тем, что ЕГЭ является единственным критерием для поступления в вуз?

Я особых нареканий не слышал. В целом, на мой взгляд, эта система наиболее эффективная. Во всяком случае, гораздо более эффективная, чем была в предыдущие годы. К тому же, в целом ряде вузов ЕГЭ отнюдь не основной критерий отбора абитуриентов. Таковым критерием являются как раз их внутренние испытания на профессиональную пригодность. В первую очередь, это касается всех высших школ, обучающих творческим и спортивным профессиям.

ИА REGNUM: Существует достаточно устойчивое мнение о том, что снизилось качество школьного образования, а в числе одной из основных причин называют ЕГЭ. Насколько, по вашему мнению, справедливо данное утверждение?

Совершенно несправедливое суждение. Нужно иметь в виду, что в советское время, на высшее образование претендовало всего 20% выпускников школ. Большая часть - шла в систему профессионального образования. А сейчас в высшую школу стремятся, чуть ли не все 90% выпускников школ. Вроде бы похвальное стремление, но нужно же понимать, что дано это не всем, так как далеко не все старательно учились в среднем учебном заведении, а значит, по своим показателям и полученным навыкам не могут соответствовать высокому званию студента высшего учебного заведения.

ИА REGNUM: Каково ваше отношение к новой инициативе Министерства образования и науки РФ о том, что проходной балл для поступления в вузы может складываться не только из результатов ЕГЭ, но и по данным портфолио школьника и его средней оценки по аттестату?

Я думаю, что это нормальный процесс: учитывать портфолио, учитывать балл аттестата. Это не помешает. Кстати, данную идею обсуждают уже года три-четыре. Необходимо только унифицировать это портфолио, чтобы четко понимать, что в него включать, а что не включать. Главное, оно не должно стать доминирующим фактором для определения готовности абитуриента обучаться в вузе. Доминирующим фактором должна быть независимая экспертиза оценки качества, то есть ЕГЭ.

ИА REGNUM: А вам не кажется, что портфолио - это хорошо забытое старое? В советские времена, при поступлении в вуз абитуриенты часто подкрепляли школьные аттестаты различными свидетельствами своих заслуг не только в науках, но и в творчестве, спорте?

Конечно, помню. Вот я и говорю, что это совершенно нормальный процесс и пугаться его не стоит, но как я уже сказал, оценка дополнительных заслуг не должна играть доминирующую роль. Возможно, пока в высшей школе относятся к данной инициативе с достаточной долей настороженности, но, я думаю, только лишь потому, что нет, как я уже говорил, унифицированной формы портфолио. Чего греха таить, сегодня при желании можно напечатать себе не только каких хочешь почетных грамот, но и даже медалей наштамповать. А вот, когда будет понятно, что в портфолио включать, а что не включать, все встанет на свои мета. По сути дела и сейчас существует некая вариация портфолио. Допустим, ребенок участвовал в престижной предметной олимпиаде, получил призовое место - это учитывается при поступлении в высшее учебное заведение.

ИА REGNUM: Не могу не спросить вас об обязательном введении школьной формы. Когда это произойдет? И как это будет проходить?

Произойдет это не позднее 1 сентября 2013 года. По закону все школьные учреждения к началу нового года должны будут определиться со школьной формой. Какой-то унификации в рамках всего региона мы не предполагаем. Федеральное законодательство предполагает достаточно широкие рамки для выбора самих образовательных учреждений. Единственное требование - три вида формы: парадная, спортивная, повседневна. Какой же будет эта форма, решать будут сами школы, конечно с учетом возможностей учащихся и их родителей. Суть идеи не в том, чтобы всех непременно в форму одеть, а в том, чтобы обозначить некую корпоративную принадлежность ученика к конкретному учебному заведению.

ИА REGNUM: Последнее время довольно часто стали возникать проблемы с появлением в школах учеников, которые по религиозным или национальным причинам носят соответствующие элементы одежды. Допустимо ли будет сочетание со школьной формой, ну, к примеру, того же хиджаба?

Проблема эта возникает по вполне понятным причинам. Повысилась мобильность населения и, как следствие, усилились миграционные потоки. Значительные массы, в том числе, и мусульманского населения, начинают проникать в европейскую часть страны, на Урал, в Сибирь, неся с собой новые традиции и обычаи. И в самих по себе традициях и обычаях нет ничего предосудительного, но, когда речь идет об образовательном учреждении, я еще раз хочу особо подчеркнуть, что никакие элементы, указывающие на принадлежность ученика к какому-либо национальному, религиозному или даже профессиональному клану приветствоваться не будут. Повторюсь, что здесь главное - принадлежность к определенному, именно, корпоративному цеху, то есть образовательному учреждению, не имеющему ни религиозной, ни национальной специфики.