Политический кризис: "Насколько молдаване разобщены в вопросах национальности, языка, политических цветов и веры, настолько же они едины в своей ненависти к власти". Геополитика: "Кишиневский политический класс упорно не желает похоронить мертвеца евроинтеграции".

Политический кризис: "Насколько молдаване разобщены в вопросах национальности, языка, политических цветов и веры, настолько же они едины в своей ненависти к власти"

Правительство Юрия Лянкэ приведено к присяге и приступило к работе, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Это позволило президенту Николаю Тимофти заявить, что в затянувшемся политическом кризисе поставлена точка. Между тем голосование в парламенте за новый кабинет показало, что уровень доверия между союзниками по коалиции - нулевой. Эксперты говорят, что либерал-демократы и демократы договорились по двум причинам: из страха перед коммунистами и под давлением ЕС. Новый кабинет, предсказывают они, будет столь же нефункциональным, как и прежний.

Утверждение правительства стало итогом интенсивных переговоров между Либерально-демократической (ЛДПМ) и Демократической (ДПМ) партиями, чьи лидеры за последние месяцы по нескольку раз успели пережить радость победы друг над другом и горечь поражения, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". В результате ожесточенного противостояния демократ Владимир Плахотнюк лишился поста первого вице-спикера парламента, либерал-демократ Владимир Филат потерял кресло премьера, а лидер Демпартии Мариан Лупу был уволен с должности спикера парламента. Кризис показал недееспособность госинститутов, которые активно использовались в политических целях: подконтрольные демократам правоохранительные структуры вроде Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) возбуждали уголовные дела на министров от ЛДПМ. В борьбу оказался втянут даже Конституционный суд страны, который запретил господину Филату выдвигаться в премьеры, а затем принял серию решений, которые, так совпало, оказались на руку ДПМ.

Стороны пошли на мировую лишь после активного вмешательства Евросоюза, где теперь не скрывают разочарования по поводу бесславного конца "молдавской истории успеха", в которую так хотел верить Брюссель, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В середине мая Кишинев посетил еврокомиссар по расширению и политике соседства Штефан Фюле. После его встреч с лидерами враждующих партий "заклятые друзья" Владимир Филат и Владимир Плахотнюк начали переговоры, которые закончились тем, что в четверг, 30 мая, был избран спикер (им стал демократ Игорь Корман) и назначен премьер.

То, как проходило голосование по обоим вопросам, ясно продемонстрировало - лидеры новой Коалиции за проевропейское правление абсолютно не доверяют друг другу, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Игоря Кормана избирали хоть и тайным голосованием, но так, чтобы было видно, кто и как голосовал: депутаты упражнялись в оригами, сгибая бюллетени строго определенным образом. Премьера Лянкэ и вовсе утверждали поименным голосованием: вице-спикер Лилиана Палихович называла имя депутата, а тот подходил к микрофону и объявлял "за" он или "против". Тем самым была исключена возможность нарушения договоренностей - в последнее время это вошло у молдавских политиков в моду. Кроме того, каждый из депутатов отныне несет персональную ответственность за деятельность нового кабинета.

Переговоры о новом большинстве шли в муках, пишет "Коммерсантъ-Молдова". И до последнего момента оставалась большая вероятность их провала. Главной проблемой был дележ портфелей и никто не хотел уступать. Цена вопроса была высока. До выборов 2015 года осталось не так много времени, и административный ресурс дает возможность как следует к ним подготовиться. Поэтому главная борьба между ЛДПМ и ДПМ шла за силовые структуры и Минтранс, через который проходят внушительные финансовые потоки. Кроме того, либерал-демократы хотели забрать себе пост вице-премьера по социальным вопросам. Кто вышел победителем из подковерной схватки за правительственные посты - очевидно. НЦБК и генпрокуратура остались за Демпартией, а налоговая и таможенная службы стали структурами Минфина и теперь будут находиться под личным контролем премьера. Больше всего либерал-демократы расстроились из-за министерства транспорта, которое им пришлось отдать демократам.

После подписания соглашения о создании новой коалиции стало известно, что и ЛДПМ, и ДПМ все это время вели сепаратные переговоры с лидером коммунистов Владимиром Ворониным, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". И, как сообщил потом господин Воронин, Владимир Филат и Владимир Плахотнюк обещали ему досрочные выборы уже осенью этого года и уверяли, что не подведут.

Так или иначе, кабинет был сформирован и приступил к работе, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Правда, новым его назвать нельзя. Ни программа, ни состав правительства, предложенные Юрием Лянкэ, не претерпели существенных изменений по сравнению с программой и составом правительства его партийного начальника Владимира Филата. В программе те же цели и задачи: евроинтеграция, борьба с коррупцией и бедностью, реформа системы юстиции, а на ключевых министерских постах в основной массе те же чиновники. Причем либерал-демократы наотрез отказались сменить главу Минфина Вячеслава Негруцу и министра здравоохранения Андрея Усатого, которые являются фигурантами коррупционных дел. В ЛДПМ заявили, что эти уголовные дела не более чем "политический заказ". А вот Демпартия заменила министра культуры Бориса Фокшу, который также попал в поле зрения НЦБК.

Сразу после голосования по утверждению правительства Юрий Лянкэ заявил, что его главная цель - подготовка к саммиту стран "Восточного партнерства", который пройдет в ноябре в Вильнюсе, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Там должны быть парафированы соглашения об ассоциации и упрощении визового режима между Молдавией и ЕС. И есть большая вероятность, что новое правительство если и переживет вильнюсский саммит, то ненадолго. Опрошенные "Ъ-MD" демократы и либерал-демократы об этом говорят с уверенностью. Одной из главных причин создания и сохранения до осени новой коалиции они называют соглашения об ассоциации, визовой либерализации и зоне свободной торговли с Евросозом, которые еврочиновники обещали парафировать в Вильнюсе при условии создания в Молдавии правящего проевропейского большинства и утверждения правительства.

По мнению политаналитика Аркадия Барбарошие, демократов и либерал-демократов заставили свернуть боевые действия и сформировать парламентское большинство несколько факторов, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Во-первых, страх перед реальной угрозой возврата к власти коммунистов. Господин Барбарошие считает, что такое развитие событий для многих нынешних лидеров коалиции может закончиться открытием уголовных дел, не говоря уже о таких последствиях, как исчезновение с политической карты страны растерявшей популярность Демпартии. Другим фактором, уверен эксперт, стало давление европейцев вкупе с прагматизмом нынешней элиты: "Госбюджет по большому счету держится на внешней помощи, которая может быть перечислена только при наличии полноправного правительства".

Тот факт, что коалиция и новый кабинет созданы вынужденно, а не естественным путем, дает экспертам основания для невеселых прогнозов, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Доктор экономики Елена Горелова призывает не надеяться на прорывы и достижения и уверена, что новое правительство будет "таким же нефункциональным, как и старое". "Не стоит ждать позитивных сдвигов в экономике. Экономика все так же будет зависеть от внешнего рынка, стран Западной Европы и СНГ, от объема денег, которые переведут в страну мигранты, и от толерантности бизнеса", - уверена эксперт.

30 мая с избранием правительства Юрия Лянкэ и формированием Коалиции за проевропейское правление (КПП) завершилась реабилитация всех, кто грабит и уничтожает страну, пишет "Пульс". Итак, с каких позиций начинали ЛДПМ, ДПМ и ПКРМ и к чему пришли? Цель Партии коммунистов состояла в том, чтобы разрушить правящий альянс и вывести политическую ситуацию на досрочные парламентские выборы как единственное средство, которое могло бы положить конец кризису и вернуть Молдавию в правовое поле. В ходе переговоров представители ЛДПМ соглашались с тем, что досрочные выборы являются оптимальным выходом. Впоследствии с этим подходом согласились и в Демократической партии. Для ЛДПМ и ДПМ выборы предоставляли возможность подправить пошатнувшуюся репутацию и начать все с "чистого листа".

Однако в дело вмешались евробюрократы, которые были крайне обеспокоены судьбой выдуманной ими "истории успеха", продолжает "Пульс". Досрочные выборы для них были бы полным провалом. Ведь тогда получалось бы, что эти господа всем лгали, когда твердили об "успехах реформ" в Молдавии, подпитывали коррумпированный режим и выбрасывали на ветер деньги европейских налогоплательщиков.

В итоге коалицию слепили заново, продолжает "Пульс". Мало кто сомневается, что это ненадолго. Наиболее часто встречающийся прогноз: правительство продержится до саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе (в ноябре с.г.). Все отлично понимают, что эта встреча, так же как и само "Восточное партнерство" никому не нужны, кроме Штефана Фюле, Дирка Шубеля, Кэтрин Эштон, Торбьерна Ягланда, Жан-Клода Миньона и прочих брюссельских бюрократов. Тем не менее, для них Молдавия сегодня - это "главный приз", с помощью которого они могут пустить пыль в глаза европейской общественности и налогоплательщикам. Другого просто нет. (Думается, недалек тот день и час, когда наступит "европейская весна", и возмущенные люди спросят Фюле и Ко, не слишком ли вольно они распоряжаются судьбами европейских государств и миллиардами народных евро).

В итоге, Партии коммунистов вместе с гражданским обществом удалось разрушить АЕИ-2, пишет "Пульс". Вывести из активной политики на второй план Филата, Лупу, Гимпу. Продолжилась дискредитация правых партий. Был приобретен новый опыт. Не удалось предотвратить переформатирование альянса и создание новой правящей коалиции. ПКРМ отошла на исходные позиции.

Демократическая партия вышла из этого раунда борьбы явным победителем, продолжает "Пульс". Сначала ДПМ потеряла посты спикера и его заместителя, но затем усадила в эти кресла Игоря Кормана и Адриана Канду. ДПМ сохранила контроль над прокуратурой, Антикоррупционным центром, Конституционным судом, ЦИКом, но при этом заполучила к прежним пяти министерствам "хлебное" министерство транспорта. Таким образом, теперь партия, располагающая 15 депутатами в парламенте, де-факто контролирует не половину, как ранее, а всю власть в стране и, следовательно, несет полную ответственность за положение в стране. В новой коалиции у Плахотнюка нет равноценного оппонента. Филат, лишенный поста премьера, - не оппонент.

Больше всех потеряла ЛДПМ, пишет "Пульс". Это не просто потери, это политическое поражение. Филат в феврале начинал с поста премьер-министра как борец с мафией. Сейчас он, лишенный административного ресурса, рискует стать "уходящей натурой". Плахотнюк сомнет Юрия Лянкэ. При этом что-то не похоже на то, что нынешний премьер-министр будет сильно этому сопротивляться. Далее вполне вероятен рейдерский захват ЛДПМ. После чего Филат самым естественным образом превратится в фигуру, на которую перед выборами можно будет свалить все недостатки правления альянса. Окажись Филат настоящим политиком, способным распознать исторический момент, сегодня была бы совсем иная ситуация. Филат возглавлял бы правительство, пусть и временное. А Демпартия оставалась бы в оппозиции. Но в итоге празднует победу Плахотнюк.

Тем не менее, его победа не окончательная, продолжает "Пульс". Да, сегодня КПП это, по существу, Коалиция Плахотнюка Первого. Однако чтобы сделать ее устойчивой, долговечной, чтобы она не развалилась, как ранее АЕИ, для этого ему необходимо полностью уничтожить ПКРМ и ЛДПМ. В то время как ПКРМ и ЛДПМ могут взять паузу, заняться приведением своих рядов в порядок после сражения и укреплением оборонительных позиций, Плахотнюк такой роскоши себе позволить не может. Он должен действовать. Он принужден к действию обстоятельствами. Потому что каждый день ожидания - это опасность утраты инициативы. И как раз в этом кроется слабость его нового положения. Парадоксально, но это факт. В необходимости действовать заложена угроза. Любое действие Плахотнюка против ПКРМ и ЛДПМ вместе или поочередно вызовет, само собой разумеется, ответное противодействие. Противодействие, которое должно объединить все (или почти все) силы, не желающие установления в Молдавии авторитарного режима Плахотнюка: ПКРМ, ЛДПМ (возможно), непарламентские партии (те, что не кормятся с руки Плахотнюка), гражданское общество (некоррумпированную его часть), СМИ (не входящие в империю Плахотнюка), регионы страны. И это будет новый раунд борьбы, вполне вероятно, еще более ожесточенный. Борьба с олигархией сегодня превращается в общенациональную задачу. Так что битва еще не окончена. Она продолжается, подводит итог издание.

Обществу явлена новая коалиция под названием Коалиция за проевропейское правление, пишет "Независимая Молдова". Появление нового уродца стало возможным исключительно благодаря "заботам" Евросоюза. Европейские бюрократы не могли допустить, что пестуемая ими столь длительное время "история успеха" застряла в болоте дрязг и противоречий. Поэтому в последние недели они бросили на чашу весов все: политическое давление, визиты чиновников, обещания денег, шантаж саммитом в Вильнюсе. Там в ноябре под эгидой ЕС страны участники "Восточного партнерства" (Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан) должны провести саммит. Этот изначально провальный западный проект без Молдавии просто не имеет смысла. Честно сказать, что "Восточное партнерство" - это ошибка, мыльный пузырь Брюсселя - еврочиновники не могут. Это будет равнозначно тому, чтобы расписаться в собственном непрофессионализме и затрате миллиардных средств из кармана европейских налогоплательщиков впустую.

Евробюрократы преследуют свои цели, продолжает "Независимая Молдова". Но какое отношение все это имеет к Молдавии и ее гражданам? Все социологические опросы показывают, что люди хотят смены политического курса и смены власти. Об этом же говорят и пишут эксперты, политологи, наблюдатели. Партии альянса и их лидеры занимают первые строчки во всех антирейтингах. Нет ни малейших сомнений в том, что новый АЕИ постигнет та же судьба, что и почивших ранее в бозе предшественников. Вопрос лишь во времени. Все противоречия между главными фигурантами в ЛДПМ и ДПМ сохранились. Все условия для "повторения ранее пройденного" - тоже. Лица все те же. Следовательно, развал этого альянса - неизбежен. Через два-три месяца или осенью. А, может быть, через несколько дней или даже часов. Все может быть.

Тем не менее, важнейшее следствие новой коалиции - резкое усиление Плахотнюка и, в свою очередь, ослабление Филата, пишет "Независимая Молдова". И, разумеется, сохранение политической нестабильности. И все же есть во всем этом немаловажный плюс. Дальнейшее пребывание у власти альянса - это углубление процесса дискредитации правых партий. Записать в актив перед выборами - очередными или досрочными - они ничего не смогут. Между тем, тема досрочных парламентских выборов далеко не снята с повестки дня. Все участники переговоров по созданию нового АЕИ, в том числе его "кураторы" из Евросоюза, не скрывают, что главная задача новой коалиции - любой ценой дотянуть до саммита в Вильнюсе. А там хоть трава не расти. Это значит, что никто, даже сами "архитекторы" нового альянса не верят в его жизнеспособность, подводит итог издание.

Новая правящая коалиция решила политический кризис дележом сфер влияния, пишут "Молдавские ведомости". На этом члены Коалиции за проевропейское правление прекращают разговоры об "олигархизации власти" и "политизации госструктур" до следующих выборов.

По экспертной оценке, Демократическая партия сумела не только сохранить, но и улучшить свое положение в молдавском правительстве, продолжают "Молдавские ведомости". Так, демократы отказались от скомпрометированного чередой скандалов министра культуры Бориса Фокши. Его заменила Моника Бабук. Другой демократ, Василий Ботнарь, занял место либерала Анатолия Шалару во главе министерства транспорта. Ранее Ботнарь работал советником вице-председателя ДПМ Владимира Плахотнюка. При этом перемены не затронули генпрокуратуру и центр антикоррупции. Оба учреждения попали в сферу влияния Демократической партии по предыдущему Соглашению о коалиции. Генеральный прокурор Корнелий Гурин сохранил за собой пост на основании решения Конституционного суда, несмотря на попытку либдемов и коммунистов отправить его в отставку. Ранее парламент переподчинил НЦБК правительству, но до кадровых перестановок не дошло.

Для либеральных демократов прошедший политический кризис ознаменовался рокировкой лидеров, пишут "Молдавские ведомости". Владимир Филат покинул пост премьера, но сохранил за собой партию. Его заместитель Юрий Лянкэ возглавил правительство. Сам Филат не оставляет надежд на продолжение политической карьеры. Так, он по-прежнему намерен опротестовать в ЕСПЧ выданный ему Конституционным судом запрет на выдвижение на должность премьер-министра. По оценкам экспертов, если ему не удастся добиться отмены запрета КС, после парламентских выборов в 2015 году глава ЛДПМ может претендовать на пост президента.

События минувшей недели пополнили ряды молдавской оппозиции, продолжают "Молдавские ведомости". В критике власти к коммунистам присоединились либералы-сторонники Михая Гимпу. Одиозного политика бывшие союзники не позвали в новую коалицию власти. Вместо этого фракцию ЛП в парламенте раскололи. Большая часть депутатов-либералов во главе с Ионом Хадыркэ и Анной Гуцу потребовала лишить Гимпу партийного руководства. "Реформаторы" активно участвовали в переговорах по формированию Коалиции за проевропейское правление и даже получили собственные портфели в правительстве Лянкэ. "Вы можете называться как хотите, - возмущался действиями "реформаторов" Михай Гимпу. - Но Либеральная партия - это я!"

Перемирие и перераспределение сфер влияния стало временной мерой, согласны сторонние наблюдатели, пишут "Молдавские ведомости". Пойти на "мировую" партии проевропейской коалиции вынудило давление европейцев. Но этого недостаточно, чтобы снять внутреннее напряжение между компонентами нового союза. До Вильнюсского саммита межпартийное противостояние будет скрыто. Но эксперты не исключают возобновления кризиса сразу после подписания соглашений с ЕС - во время раздела лавров "евроинтеграции", подводит итог издание.

Уже около двух недель в Республике Молдова функционирует новое правительство, назначение которого позволило преодолеть политический кризис, длившийся свыше трех месяцев и мешавший стране развиваться по избранному пути, пишет Tribuna. И если еще недавно всех волновал вопрос, появится ли у нас новое правительство, или мы пойдем по пути досрочных выборов, то теперь основной вопрос заключается в том, удержится ли это правительство и что оно сумеет сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно взять в расчет политический контекст. Особенно заслуживает внимания тот факт, что с авансцены исчезли лидеры правящих политических партий, которые фактически являются электоральными локомотивами своих формирований.

Не секрет, что в последние годы борьба шла не столько между партиями, сколько между лидерами, продолжает Tribuna. Каждый лидер стремился "похоронить" другого лидера, осознавая, что имидж того будет капитализирован и конвертирован впоследствии в политические дивиденды для его формирования. В той ситуации, когда один из политических лидеров руководил правительством, а другой - парламентом, ясно, что на уровне руководства этими важными государственными учреждениями была жесткая, зачастую нездоровая конкуренция, чтобы не сказать политическая война. А в бесконечных спорах принимали участие и руководители других важных государственных учреждений, включая президента страны.

Сегодня, оглядываясь назад, можно сделать вывод, что в основе большинства скандалов последних лет, всех малых или больших политических кризисов было соперничество лидеров, пишет Tribuna. Избрание Игоря Кормана на должность председателя парламента и утверждение правительства Лянкэ, когда лидеры правящих партий отошли на второй план, существенно снижает риск новой напряженности. Более того, уже на этом этапе можно предположить, что эффективность власти возрастет намного, так как на руководство парламента, а особенно правительства уже не будет оказываться то давление, которое было до сих пор.

Кроме того, правительству Лянкэ будут благоприятствовать и два других обстоятельства, продолжает Tribuna. Во-первых, так называемый период снисходительности (известные 100 дней), который продлится до осени, во-вторых, ситуация, когда молдавская политика впадает в традиционную летнюю "спячку" в силу того, что парламент, а также внепарламентские партии фактически отсутствуют. Все это позволит новому правительству сосредоточиться на реализации поставленных перед собой задач, прежде всего, заявленных приоритетов. Дело в том, что никто не может с уверенностью сказать, сколько продержится правительство Лянкэ, но, если даже оно доведет свой мандат до конца, время, оставшееся в его распоряжении (примерно полтора-два года), не позволит ему осуществить все, что оно наметило. Поэтому в создавшейся ситуации кабинет министров должен сосредоточиться на реализации двух-трех приоритетных задач, в противном случае оно окажется в ситуации, когда придется констатировать, что оно старалось сделать многое, но не сумело ничего.

Первым большим вызовом правительству является саммит "Восточного партнерства" в Вильнюсе, который состоится осенью текущего года, пишет Tribuna. Юрий Лянкэ, который последние три с половиной года руководил министерством иностранных дел и европейской интеграции, лучше любого другого знаком с досье европейской интеграции Республики Молдова. Под его руководством молдавская дипломатия сумела успешно завершить переговоры по Соглашению об ассоцииации с ЕС (включая Соглашение о свободной, углубленной и всеобъемлющей торговле), равно как и переговоры по Соглашению о либерализации визового режима. Теперь остается лишь капитализировать усилия последних лет и убедить европейских партнеров Республики Молдова в том, что наша страна хорошо справилась с домашним заданием, что отрицательные последствия политического кризиса уже устранены, что Молдавия готова сделать самый важный шаг в своей истории в процессе сближения с ЕС.

Миссия Юрие Лянкэ в равной мере легка и трудна, продолжает Tribuna. Легка в силу того, что у него хороший имидж и много друзей в Брюсселе. Трудна, так как ЕС последнее время с подозрением относится к Республике Молдова ввиду того, что партнеры во власти являются нестабильными партнерами, которые сегодня могут зарегистрировать заметные достижения, а завтра способны вызвать политический кризис из ничего. Тем более что в свете событий последних месяцев ЕС стал намного внимательнее разглядывать аспекты, касающиеся борьбы с коррупцией, функционирования демократических институтов, способности властей внедрить адекватные экономические реформы.

Другим серьезным вызовом для правительства Лянкэ является приднестровское досье, пишет Tribuna. Не секрет, что в последние месяцы ситуация в этом направлении серьезно осложнилась, о чем свидетельствуют напряженность в Зоне безопасности, частые взаимные нападки и обвинения Кишинева и Тирасполя. Хотя переговоры в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) продолжаются, многие эксперты отмечают, что они стали более формальными, что в действительности происходит топтание на месте. В этом контексте следует отметить и другой важный аспект, а именно тот, что, чем больше будет Молдавия сближаться с ЕС, тем больше будет обостряться ситуация, связанная с приднестровским урегулированием. Ни Москва, ни Тирасполь не захотят, чтобы граждане левобережья Днестра (имеется в виду территория Приднестровской Молдавской Республики, на которую претендует Кишинев - прим. ИА REGNUM) искушались красивой жизнью в ЕС и свободным передвижением по Европе людей, обладающих молдавскими паспортами. С этой точки зрения, можно предположить, что будут приложены немалые усилия на то, чтобы отдалить Тирасполь от Кишинева и от ЕС, а это означает гораздо больший объем работы для правительства Лянкэ, которое должно будет сделать все возможное, чтобы не упустить ситуацию из-под контроля.

Третий большой вызов правительству Лянкэ потребует обеспечить стабильность экономики, улучшить налоговое администрирование, без чего вся социальная система может оказаться под ударом, продолжает Tribuna. Вызов этот тем серьезнее, чем ощутимее новая волна финансово-экономического кризиса в Молдавии, которая последнее время концентрировалась в большей мере на политических баталиях между лидерами и партиями и практически совершенно не готова противостоять ему. Тем более что сейчас, в отличие от предыдущих лет, Молдавия не может с уверенностью рассчитывать на поддержку Международного валютного фонда, с которым не сумела завершить даже предыдущий Меморандум о сотрудничестве, хотя это должно было произойти еще несколько месяцев назад.

Четвертый серьезный вызов вытекает из того обстоятельства, как новое правительство сумеет дистанцироваться от политического фактора и проявить себя как единая команда с едиными задачами, пишет Tribuna. Если же правительство станет ареной политической борьбы, шансы на то, что оно что-то осуществит и хоть какое-то время удержится у власти, весьма малы. Разумеется, перед новым кабинетом министров стоят и другие проблемы, но ввиду политического контекста и незначительного срока, отпущенного ему, если будут решены только означенные выше задачи, то и это будет большим успехом, подводит итог издание.

Что показал этот политический кризис и что ожидать от его преодоления? - пишет eNews. Во-первых, выстроенной, стабильной и перспективной партийной системы в Республике Молдова нет. Демократия с ее плюрализмом мнений, свободой слова, правами человека и верховенством закона, перед которым все равны, отсутствует. Граждане Молдавии отторгнуты от политических процессов в стране.

Во-вторых, сформированное правительство - это геополитический проект Запада, продолжает eNews. Преодоление кризиса проходило под лозунгом "не допустить досрочных выборов", на которых партии альянса потерпят поражение, что приведет к переориентации внешней политики Кишинева с Запада на Восток. Отсюда следует, что этот проект имел антироссийскую направленность, и он также игнорировал мнение граждан страны относительно политического бардака в стране. Хваленая западная демократия в лице всяких там фюле, эштон и им подобных решила не доверять народу правобережной Молдавии решать судьбу кишиневских правителей. И баста. Вместе с тем, западные кукловоды понимают, что народ Молдавии можно лишить права на досрочные выборы, но никто не может лишить его права на очередные выборы. Разве что установить диктатуру! Или до весны 2015 г. покончить с политическим проектом Республика Молдова? Думается, что ни одно, ни другое решение не будет приведено в действие за два года, оставшиеся до следующих выборов, уж слишком мало времени до них и очень грубо это можно сделать, а Запад любит такие штучки подслащивать демагогическим пиаром. А это означает, что Брюссель будет вынужден не только организовывать доставку денег для своей кишиневской марионетки, но и пойти на давно анонсированные им визовые послабления, предоставить "ассоциированное членство" (в уставных документах ЕС такое понятие отсутствует - прим. ИА REGNUM) и еще какие-то заморочки, которые никакого отношения к улучшению социального положения граждан нашей страны не имеют. Тем не менее, это ему надо будет сделать, чтобы дать какие-то электоральные карты в руки своим ставленникам.

Не следует ожидать продолжения проявления открытой вражды между первыми лицами в государстве: Николаем Тимофти, Игорем Корманом и Юрием Лянкэ, пишет eNews. Да, публичная вражда между партийными боссами (Плахотнюк, Лупу, Филат, Гимпу) будет вестись с еще большим ожесточением, ибо приближающиеся выборы будут диктовать им именно такое поведение. Но это не повлияет на поведение первых лиц государства. Запад этого просто не допустит. Брюссель будет более пристально отслеживать политические разборки в кишиневских коридорах власти и за их кулисами, и не исключено, что он может попытаться убрать кое-какого олигарха с политической сцены.

Слоган 2013 года "не допустить досрочных выборов" будет заменен Западом в 2015 г. на "сохранить в Кишиневе западный геополитический вектор", продолжает eNews. Трудно сказать, как Брюссель и Вашингтон будут решать эту проблему в условиях нарастающего недоверия к ним граждан правого берега Днестра. То есть вопрос стоит так: в чем конкретно будет выражаться их политика "разделяй и властвуй" и "кнута и пряника"? Скорее всего, будет использован целый набор пиар-инструментов, призванных хотя бы смягчить критическое отношение молдавского электората к западным политикам и структурам, улучшить имидж своих ставленников в глазах избирателя, легитимизировать у себя наших гастарбайтеров, зародить надежду на улучшение социального положения населения за счет каких-то временных подачек ныне живущим, за которые будут расплачиваться следующие поколения граждан республики. Все это должно ослаблять поддержку избирателями оппозиционных сил левого и левоцентристского толка.

Если более или менее можно предсказать тактику западных кукловодов и их подопечных в оставшееся до выборов время, то тактика их политических оппонентов - тайна за семью печатями, пишет eNews. Совершенно очевидно, что продолжать выступать с требованием досрочных выборов после 30 мая не только недальновидно, но и глупо. Также очевидно, что Запад не допустит повторения 25 февраля 2001 года (день победы Партии коммунистов на парламентских выборах - прим. ИА REGNUM). Перестает работать и внешняя неискренняя ориентация на Москву политиков, наломавших дров в отношениях с Кремлем, либо скомпрометировавших себя в самом Кишиневе.

Думается, тактика и стратегия политических оппонентов нынешней власти на предстоящих выборах может иметь успех, если они не столько будут критиковать официальную власть, сколько сумеют донести до избирателя свою социальную программу, трезвые и реальные проекты экономического развития страны, свое видение государственных интересов Республики Молдова, продолжает eNews. Цель - отразить в предвыборной программе интересы двух сегментов электората: тех, для кого идеология партий все еще является важной при выборе за кого голосовать, и тех, кого она уже достала за четверть века независимости страны. А это, левый, левоцентристский и правоцентристский избиратель, во-первых, и избиратель-государственник, во-вторых. Но у них есть нечто общее и особенно ценное, а именно: гражданская верность малой родине и большой Родине - Республике Молдова. Возможен вариант двух колонн: Партия коммунистов и Гражданский конгресс (созданная при Партии коммунистов "гражданская" инициатива - прим. ИА REGNUM). Возможен вариант с Гражданским конгрессом. Он способен нейтрализовать внешних кукловодов. Вариант только с ПКРМ не способен абсорбировать оба указанных электоральных сегмента. К тому же он - красная тряпка для западного быка и наших бычков, подводит итог издание.

Даже те эксперты, которые признают временный характер правительства и предсказывают новый раунд разборок в коалиции, считают, что в этом туре региональной борьбы проиграла Российская Федерация, пишет Europa Libera. С апреля 2009 года, когда в РМ началось отстранение ПКРМ от власти, Москва потерпела очередное чувствительное поражение. Русские почти открыто игнорировали правые власти, поначалу отвергая и Гимпу, и Филата, а после 2010 года - и Лупу. К 2012 году, когда проевропейский курс РМ достиг апогея публичности, оказалось, что российская политика попросту не находит адресатов в Кишиневе. Официальные приемы в посольстве и протокольные встречи еще не есть проявление практической политики. То, что российское посольство не сделало ни одного заявления за время кризиса, очень показательно. Подчеркнутая интеллигентность и отстраненность российских дипломатов явно не была оценена - молчание приняли за слабость. И вот результат.

Более того, когда Рогозин посетил Молдавию 9 мая, его выступление еще больше ослабило позиции России, потому что вмешательство ЕС воспринимается нормально, а речи российских чиновников сразу вызывают отторжение, продолжает Europa Libera. Это факт, с которым Россия должна считаться, коль скоро правая коалиция сохранилась у власти. Однако русские не были бы русскими, если бы не придумали что-нибудь. Разумеется, в первую очередь думается о Приднестровье.

Между тем, из хорошо информированных источников стало известно, что правая коалиция по рекомендации ЕС может установить фактическую границу Молдавии по Днестру, если будет подписан Договор о свободной торговле РМ-ЕС, пишет Europa Libera. Еще в конце 2012 года пошли разговоры о том, что Брюссель устал от приднестровского конфликта и готов на прецедент Кипр-2, то есть интеграцию части страны с замораживанием ситуации в "серой зоне". Помимо всего прочего, это будет означать резкое ослабление роли России в регионе, ведь Приднестровье больше не сможет быть якорем на ноге Молдавии. Теперь, как видим, эта стратегия начинает обретать реальные черты - первым шагом становится размещение постов миграционного контроля РМ вдоль Днестра, именно по рекомендации ЕС. Пространство для маневров России сужается. Третий сильный удар по российским интересам за последние четыре года - это уже тенденция, подводит итог издание.

Не успело новое правительство как следует приступить к работе, как на него уже со всех сторон посыпались шишки, пишет Timpul. Новое правительство, как и предыдущие, критикуют все: коммунисты и либералы, аналитики и журналисты, блогеры и комментаторы, унионисты и государственники, и т.д. Насколько молдаване разобщены в вопросах национальности, языка, политических цветов и веры, настолько же они едины в своей ненависти к власти. По мнению молдаван, именно власть виновна в ужасном экономическом кризисе в стране, в бескультурье, в отсутствии национальной идентичности. Мудрый человек сказал: каждый народ имеет такую власть, которую заслуживает. А молдаване, изо дня в день с ненавистью плюющие в своих власть имущих, заслуживают именно то, что имеют. Потому что они такие же, как и политики, в которых плюют, просто им не хватило удачи или амбиций для того, чтобы заняться политической карьерой.

Правители являются самым точным отражением общества, которым управляют, продолжает Timpul. Говорят, что наши политики - коррумпированные, трусливые, нетерпимые, невоспитанные лгуны. А разве все остальное общество не такое же? Рядовой молдаванин предпочтет дать взятку сотруднику дорожной полиции, чем согласится заплатить штраф, на экзамен он придет с конвертом вместо того, чтобы готовиться, даст денег врачу, будучи твердо уверенным, что полис медицинского страхования - это просто бумажка, а с деньгами врач будет лечить его лучше. Так что же мы удивляемся, что наши политики коррумпированы? Разве они все не из народа вышли? Из наших же рядов - румын, молдаван, русских, гагаузов и т.д.

Говорят, что наши политики нетерпимы по отношению к простому народу, пишет Timpul. А разве молдаване толерантны ко всему, что означает прогресс и новшества? Они выступают против чипов в паспортах, но хотят свободно путешествовать по Европе. Не выносят гомосексуалистов и ежедневно избивают собственных жен. О какой толерантности тут вообще может идти речь? Так что хватит критиковать власть, дорогие сограждане, потому что она вас же и представляет. Только тогда, когда все общество станет честнее, начнет работать, вместо того чтобы брызгать ядом, только тогда мы начнем жить лучше. Тогда же изменятся и политики - они станут лучше вслед за народом, из которого происходят. А до тех пор мы имеем то, что имеем: министров, избранных по политическим критериям вместо профессиональных навыков, серп и молот в законе (4 июня Конституционный суд Молдавии признал неконституционным принятый парламентом летом 2012 года запрет на использование коммунистической символики - прим. ИА REGNUM), коммунистов, снова ставших самой популярной политической партией в Молдавии - средневековом государстве, которое хочет в Европу, но не принимает европейский образ жизни, подводит итог издание.

Геополитика: "Кишиневский политический класс упорно не желает похоронить мертвеца евроинтеграции"

Все знают, что происходит, если покойника вовремя не похоронить, пишет "Панорама". Миазмы, испускаемые разлагающимся трупом, загрязняют окружающую среду, отравляют землю, воздух. Становится невозможно дышать, повсюду стоит гниющий запах смерти. Для жизни нет места. Это общая констатация, трюизм. Вспомнилась он лишь в связи с упорным нежеланием кишиневского политического класса "похоронить мертвеца". Сделать то, чего требует элементарный здравый смысл, когда уже ничего, никакие усилия никаких местных, да и неместных "реаниматоров" не в состоянии вернуть к жизни покойного - идею европейской интеграции Республики Молдова.

Тот факт, что эта идея мертва, сегодня очевиден в Кишиневе для всех, кто сохранил хотя бы остатки трезвомыслия, продолжает "Панорама". Понимают это и официальные адепты идеи, лидеры так называемых проевропейских партий, и активисты подкормленного "гражданского общества", и все прочие, кто продолжает бубнить про "европейский вектор" Молдавии. Хотя реальность в той же Европе уже давненько не даёт молдаванам на это счёт никаких оснований для иллюзий.

Раньше прочих, кстати, это понял никто иной, как новоявленный премьер Юрий Лянкэ, который, если не изменяет память, еще осенью 2009 года, как только сформировалось первое правительство недоброй памяти АЕИ, заявил в одном из интервью, что с точки зрения членства в ЕС поезд для Республики Молдова ушёл, пишет "Панорама". Всё, опоздали мы на него. А как можно по-другому интегрироваться в Европу, если не с перспективой членства, свеженазначенный министр иностранных дел и упомянутой интеграции искренне тогда не понимал. И правильно не понимал, дипломатическая выучка не позволяла. Это был первый и последний раз, когда Лянкэ взял на себя смелость озвучить правду. То ли его одёрнул старший партайгеноссе Филат - мол, ты нам всю малину портишь, то ли сам сообразил, что ляпнул лишнего, да только после этого наш комильфотный дипломат таких откровений больше себе не позволял. После этого он лишь врал, как продолжает врать сегодня, когда, уже став главой кабинета от Коалиции за проевропейское правление, умышленно морочит согражданам голову "европейской необходимостью".

Горькая правда для молдавских адептов европейской интеграции - для тех, которые из числа либералов & демократов - состоит в том, что Республика Молдова имела шансы успеть на упомянутый поезд, каким-то чудом вскочить на подножку его последнего вагона, пожалуй, еще где-то в середине нулевых, продолжает "Панорама". В те тучные с точки зрения экономической стабильности времена, когда эти господа были в оппозиции, а у власти в Кишиневе находилась ПКРМ. Руководство которой, надо признать, тоже весьма пыжилось успеть на тот поезд. Причём у коммунистических властей дело с "европеизацией" обстояло лучше, чем у нынешних. Нынешние власти вообще ничего не способны сделать, политические импотенты, единственная их "заслуга" на пути приближения к евростандартам - скандальный закон о равенстве шансов (в мае 2012 года парламент Молдавии вопреки позиции церкви и подавляющего большинства населения принял закон, защищающий права сексуальных меньшинств - прим. ИА REGNUM).

Но другая правда, не менее горькая - на сей раз уже для сторонников ПКРМ - в том заключается, что в Брюсселе даже в дурном сне не могли себе представить, чтобы страну, возглавляемую компартией, записать хотя бы кандидатом в члены ЕС, пишет "Панорама". Как бы лидеры ПКРМ ни старались этому Брюсселю угодить. Потому что вот так. Двуличные западные эмиссары вслух этого, конечно, не говорили, лишь одобрительно жали Воронину руку (ты давай, типа камрад, старайся), опять же политкорректность и всё такое прочее. А когда власть ПКРМ пала, в кандидаты на членство в Евросоюз уже и не записывали никого, кончилась запись. Короче, пролетела Республика Молдова мимо европейской интеграции как фанера над Парижем, не сложилось.

Идея умерла, и вернуть её сегодня к жизни не в силах никто, ни Фюле, ни Баррозу, ни даже всесильная фрау Меркель, продолжает "Панорама".. Так, морочат голову украинцам и молдаванам в преддверии Вильнюсского саммита каким-то никому непонятным "ассоциированным членством", да и то лишь потому, чтобы не вздумали на евразийскую интеграцию повестись. Но все понимают, и у них, и у нас, что это лишь игра в слова, не более.

Покойника давно бы похоронить следовало, да только страшно, пишет "Панорама". Нашей элите страшно. Потому что без идеи европейской интеграции все они, все эти премьеры, спикеры, депутаты, министры - ничто, пустое место. Интересно, найдется в Молдавии адекватная политическая сила, которая выступит в роли её могильщика? Пора уж, хоть дышать станет полегче, да и реальность начнёт восприниматься как таковая. Без пелены романтических иллюзий, от которых проку меньше даже, чем от козла молока. От того самого молдавского козла, который всё бегал за европейской морковкой, пока от голода не сдох, подводит итог издание.

Несмотря на то, что европейская "история успеха" Молдавии стремительно деградирует, хэппи-энд в Вильнюсе для Кишинева все еще не исключен, пишет Jurnal de Chisinau. Более того, кажется, на нем настоят. Мы наблюдаем странный спектакль. Кишинев, еще недавно считавшийся примером для подражания для всего "Восточного партнерства", споткнулся, как тот дурак, на виду у всех. Покончил с собой, запутавшись в собственных ногах. И все же, несмотря на свое поведение глупого юнца, ему не грозит отлучение. Напротив, его тащат за волосы из класса в класс.

Почему же ЕС не отворачивается от него, как следовало ожидать? - продолжает Jurnal de Chisinau. Почему европейские эмиссары, невзирая на очевидное недовольство тем, что происходит на молдавской политической сцене, не захлопнут перед носом Кишинева дверь? Почему не прекращают попытки изгнать из нас демонов ненависти, недоверия, мести, которые в изобилии водятся в заблудших душах кишиневских политических лидеров?

Тут нет никакого подвоха или секрета, пишет Jurnal de Chisinau. Если только недавно Республика Молдова должна была зарабатывать свое право на европейскую интеграцию потом и кровью, то теперь ее, неспособную уже идти своими ногами, несут на руках по праведному пути. Почему? Запад не бросит ее, чтобы не отдать в руки своего геополитического противника. Конкуренция между Западом и Россией уже прошла стадии разведки, репетиций и пинг-понга. В ход вовсю пошел кикбоксинг. Захваченная территория метится, в драке использутся и руки, и ноги.

Так или иначе, но Москва уже перестала скрывать свое недовольство, продолжает Jurnal de Chisinau. Она уже не говорит, как раньше, что не имеет ничего против вступления Молдавии в ЕС. Напротив. Она уверенно ступает на порог и требует пересмотра внешнего вектора. Вице-премьер России Дмитрий Рогозин не преминул надавить на Республику Молдова прямо на площади Великого национального собрания (9 мая Рогозин принял участие в праздновании Дня Победы в Кишиневе, выступив с короткой речью со сцены - прим. ИА REGNUM), призвав отказаться от европейского вектора в пользу Евразийского союза. Таким образом, сражение уже идет на поверхности, предохранители сняты. Проект "Евразия" открыто противостоит европейскому проекту. Очевидно, что у этого столкновения интересов есть своя демаркационная линия, пишет Jurnal de Chisinau. И нет никаких сомнений в том, что сегодня этот геополитический разлом проходит не по Карпатам, как ошибочно предполагал Хантингтон, а по Днестру. В этих условиях Запад резко сократил свои требования. И, несмотря на отставание по классам демократии и подготовке к ЕС, к Кишиневу относятся с невиданным снисхождением, заставляя выполнять домашние задания.

Кажется, на саммите в Вильнюсе на орбиту Брюсселя официально запустят кроме Республики Молдова еще три государства: Грузию, Украину и Армению, продолжает Jurnal de Chisinau. И все это, несмотря на то, что последние два были, вроде бы, уже исключены из списка ожидающих ассоциации с ЕС из-за вопиющих нарушений в области демократии. Для Кишинева так же, как и для других столиц стран "Восточного партнерства", за исключением Минска, конечно же, сейчас сложились благоприятные геополитические обстоятельства. Запад начал сопротивляться советизации и не допускает ни в коем случае распространения влияния России на страны, соседствующие с ЕС.

Кроме геостратегических расчетов, нельзя не учитывать и финансовые затраты, пишет Jurnal de Chisinau. Евроатлантическое сообщество уже инвестировало в Республику Молдова огромную кучу денег, в то время как русские не дали ни копейки. На сегодняшний день США и ЕС финансируют здесь около сотни проектов. Западные прямые ассигнования составляют четвертую часть государственного бюджета. Не говоря о различных грантах, пожертвованиях, кредитах и вливаниях в общественные фонды. Понятно, что никто не уступит подобные щедрые пожертвования в экономику и политику этой территории. Как бы там ни было, настоящий Альянс за европейскую интеграцию Республики Молдова находится в Брюсселе и Вашингтоне, а не в Кишиневе.

Что касается России, то оставшись без камуфляжа, она оказывается врагом наших европейских устремлений, продолжает Jurnal de Chisinau. Все встало на свои места. У нас есть внешний враг, который открыто выступает против нас. А все те, кто волей или неволей играет на руку русским внутри Республики Молдова, играют роль рукояти топора в руках Москвы, подводит итог издание.

Евроинтеграция так и не стала у нас национальной идеологией, пишут "Молдавские ведомости". Она остается политическим маркером и разменной монетой на выборах. Однако уже этой осенью власти страны пророчат нам если не подписание, то хотя бы парафирование Соглашения об ассоциации с ЕС и свободной торговле. Вместе с тем гражданское общество далеко не единодушно в этом вопросе. Опросы общественного мнения стабильно демонстрируют рост недоверия к проекту евроинтеграции и интерес населения к Евразийскому союзу.

Предстоящий в Вильнюсе саммит, как считается, обозначит веху в работе программы "Восточное партнерство" Евросоюза, продолжают "Молдавские ведомости". Значительных результатов от него ждут не только молдавские политики. Их украинские коллеги также рассчитывают на подписание Соглашения об ассоциации с ЕС.

Кишиневу ради подписания соглашений необходимо было выполнить целый перечень условий, пишут "Молдавские ведомости". Среди них деполитизация силовых ведомств и модернизация системы правосудия. Реформы в обоих направлениях замерли, отмечают молдавские эксперты. Но недавний политический кризис с угрозой досрочных парламентских выборов и перемены внешнеполитического курса может вынудить ЕС закрыть глаза на некоторые недочеты. "У нас в Молдавии уже миновала острая форма политического кризиса, нормально заработали парламент и правительство, - отмечает политический аналитик Роман Михаеш. - Даже ряд европейских политиков сделали обнадеживающие заявления относительно предстоящего саммита. Полагаю, Соглашения об ассоциации с ЕС и создании зоны свободной торговли все-таки будут парафированы". Главное, полагает Михаеш, чтобы правительство без скандалов проработало оставшееся до саммита время.

Вопрос о преимуществах подписания соглашений с ЕС остается пока открытым, продолжают "Молдавские ведомости". Особенно спорен вопрос о влиянии последствий саммита на молдавскую экономику. "Положительным эффектом станет модернизация отечественных производителей, - утверждает экономический эксперт института развития IDIS Viitorul Георге Костандаки. - Сейчас наши товары неконкурентоспособны по сравнению с европейскими. В связи с этим предусмотрен ряд мер повышения их качества". Эксперт отмечает, что молдавские производители пока находятся только на первоначальном этапе внедрения европейских стандартов качества. Подписание соглашений с ЕС наводнит рынок зарубежными товарами высокого качества, но по более низкой цене. В результате отечественное производство значительно сократится. "Молдавские товары в Евросоюзе не будут востребованы, - убежден Костандаки. - В то же время в самой Молдавии потребители предпочтут более дешевые европейские товары. Особенно это касается продовольствия. В Европе государство субсидирует фермеров по принципиально другому методу и в больших объемах, чем у нас". На стороне европейских производителей развитый агропромышленный сектор, налаженная инфраструктура. Их молдавские коллеги лишены и того, и другого. Единственный плюс в том, что власти страны вынуждены будут пересмотреть свой подход к субсидированию реального сектора экономики.

Не лучшим образом молдавская евроинтеграция скажется на Приднестровье, пишут "Молдавские ведомости". Экс-замминистра иностранных дел Валерий Осталеп недавно заявил, что после подписания соглашений на Днестре придется ставить таможню. "Сейчас целый ряд приднестровских товаров реализуется на территории Молдавии, но они не соответствуют стандартам качества ЕС, - подчеркивает Костандаки. - С подписанием соглашений приднестровским предприятиям, которые захотят продолжать реализовывать здесь продукцию, придется внедрять европейские стандарты".

Однако на модернизацию, поиск инструментов и развитие местных производителей нужно будет время, продолжают "Молдавские ведомости". Эксперты даже указывают примерный срок, когда евростандарты себя оправдают, - 20 лет. Но никто не исключает, что в поисках рынка сбыта молдавские производители еще сильнее активизируются на рынке СНГ. "Поблагодарить" власть производители смогут не раньше очередных парламентских выборов 2015 года. Главным аргументом Коалиции за проевропейское правление в этой кампании, как считают наблюдатели, будет именно подписание соглашений с ЕС, подводит итог издание.