Молдавское правительство 11 июня выступило с заявлением по поводу подписанного 10 июня президентом Приднестровья Евгением Шевчуком Закона "О государственной границе Приднестровской Молдавской Республики". ИА REGNUM приводит текст заявления полностью:

"Утверждение структурами Приднестровья т.н. "закона о государственной границе" является крайне неблагоприятным развитием событий. Данное решение противоречит как правовой основе и логике регулирования приднестровского конфликта, так и потребностям и реальным интересам населения обоих берегов Днестра (очевидно имеются в виду логика "регулирования" и потребности и интересы официального Кишинева, поскольку, в отличие от "Республики Молдова", правовая основа существования ПМР была выработана в результате ряда всенародных референдумов, на последнем из которых - 17 сентября 2006 года - более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM). Власти Республики Молдова констатируют, что вместо того, чтобы способствовать продвижению свободы передвижения лиц и оборота товаров, а также открытости и прозрачности в регионе, подобными решениями приднестровские структуры создают новые барьеры и препятствия политического, административного и экономического характера, усугубляя, таким образом, самоизоляцию региона.

То, что представители Приднестровья пытаются прямо назвать "границей", является ничем иным, как временной административной линией, юридически закреплённой вследствие Соглашения о принципах мирного регулирования вооружённого конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова, подписанного 21 июля 1992 года между Молдавией и Россией (статьи 2 и 4 которого кишиневские власти постоянно нарушают, требуя вывода российских миротворцев и Оперативной группы российских войск, находящихся на территории ПМР - прим. ИА REGNUM). В данном контексте серьёзную тревогу вызывает то, что, невзирая на существующие документы и договорённости, в последнее время Приднестровье приняло решение пойти по пути односторонних действий и конфронтаций, открыто игнорируя принципы и механизмы Зоны безопасности (Соглашения, подписанные за годы молдавско-приднестровского урегулирования, постоянно нарушает официальный Кишинев, начиная с упомянутого Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. В частности, Молдавия нарушает право ПМР на свободу внешнеэкономической деятельности, закрепленное в Меморандуме 1997 года, совместно с Украиной с 2006 года осуществляя блокаду Приднестровья, а также постоянно отрицает юридическое равноправие ПМР в переговорном процессе, закрепленное во всех документах переговорного процесса и подтвержденное всеми участниками формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели) в 2012 году. Принципы и механизмы Зоны безопасности также на протяжении ряда лет нарушаются именно Кишиневом, который постоянно устраивает там провокации с участием силовых структур - прим. ИА REGNUM). Подобная позиция является открытым пренебрежением усилий Молдавии и международных партнёров, предпринимаемых в целях поддержания конструктивного диалога в духе укрепления климата доверия.

Подобные действия чётко демонстрируют существование тайных интересов, отличных от тех, которые разделяет правительство Молдавии и всё международное сообщество - мирное регулирование конфликта путём разработки особого статуса приднестровского региона в качестве неотъемлемой части Республики Молдова, суверенного государства и единой территории (ПМР, созданная в 1990 году (за год до "Республики Молдова"), как было отмечено выше, категорически не разделяет интересы Молдавии и "международного сообщества", и никакой тайны из этого не делало и не делает - прим. ИА REGNUM). Категорический отказ Приднестровья обсудить в рамках переговоров в формате 5+2 любые политические, институциональные, а также касающиеся безопасности аспекты приднестровского конфликта являются очередным доказательством данного факта (согласно утвержденной в июле 2012 года в Вене повестке дня переговоров в формате "5+2", которую неоднократно призывали и пытались нарушить Молдавия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США, третья переговорная "корзина" - вопросы политики, безопасности, статуса ПМР - не наполнена содержанием и не подлежит обсуждению до тех пор, пока не будут решены вопросы из первой и второй "корзин" - "социально-экономические вопросы" и "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека" - прим. ИА REGNUM).

Молдавия призывает международных партнёров, участвующих в процессе переговоров в формате 5+2, воспользоваться предлагаемыми их статусом прерогативами и выразить официальную позицию по поводу решения приднестровских структур с позиции дальнейшего продвижения процесса регулирования приднестровского конфликта. Кроме этого власти Молдавии начнут консультации с посредниками и наблюдателями по вопросу разработки совместных позиций для повышенного мониторинга ситуации в административном плане, а также для предотвращения любых действий силовых структур Приднестровья, которые могли бы изменить наземную ситуацию и породить напряжения.

В то же время в целях обеспечения безопасности в регионе необходимо, чтобы приднестровские структуры прекратили односторонние действия и вернулись к практике обсуждения любых вопросов, представляющих интерес для жителей обоих берегов Днестра, исключительно за столом переговоров".

ИА REGNUM напоминает, что односторонние действия по ужесточению таможенно-миграционного контроля на границе с ПМР, начала именно Молдавия, объявив в апреле текущего года о намерении установить стационарные пограничные посты в шести населенных пунктах вдоль границы с ПМР. Объявлено это было после того, как в конце марта глава делегации ЕС в Молдавии Дирк Шубель заявил, что для либерализации Евросоюзом визового режима для граждан Молдавии необходимо обеспечить безопасность не только западной, но и восточной границы, а "при неразрешенном конфликте на Днестре это непросто". Стоит отметить, что с 2009 года таможенные органы Молдавии требуют от жителей ПМР, обладающих гражданством России и Украины, наличия вида на жительство при перемещении по территории Молдавии, а в случае его отсутствия изымают паспорта и привлекают приднестровцев к административной ответственности. В ответ на обращение приднестровской стороны в МИД России по данному поводу заявили, что располагают информацией о подобных случаях, и пообещали тщательно разбираться со всеми случаями жалоб граждан РФ на ущемление их прав. Однако преследование российских и украинских граждан молдавскими властями продолжается до сих пор. Отметим, что в Приднестровье проживают около 180 тыс. граждан России и около 100 тыс. граждан Украины. О том, что устанавливаемые Кишиневом погранично-таможенные посты могут быть использованы именно против проживающих в ПМР граждан Украины и РФ заявили в КГБ ПМР и МИД Приднестровья. При этом Молдавия заверяет, что вводимый контроль не будет распространяться на жителей Приднестровья "вне зависимости от паспорта, которым они обладают", однако не сообщает, как именно она будет отличать приднестровцев с паспортами Украины и России от иностранцев.