Первой причиной падения показателей внешней торговли Белоруссии с начала 2013 года явилось сокращение объемов поставок нефтепродуктов за границу, что связано с ликвидацией в прошлом году "растворительно-разбавительной" схемы. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM 7 июня выразила заведующая сектором проблем участия России в мирохозяйственных процессах Института экономики РАН Дарья Ушкалова.

Вторым фактором, повлиявшим на сокращение белорусской внешней торговли, по мнению эксперта, стало постепенное исчезновение в Белоруссии девальвационного эффекта. "Как мы помним, в Белоруссии в 2011 году произошла девальвация. Это оказало очень важное положительное воздействие на динамику ее экспорта. Если мы сравним ситуацию с серединой 2011 года, то реальный эффективный курс белорусского рубля укрепился на 15-17%. Безусловно, это снижает конкурентоспособность белорусских товаров и, естественно, сокращает возможности по наращиванию белорусского экспорта. Этот фактор достаточно важен", - подчеркнула она.

В качестве еще одной причины Ушкалова отметила сокращение спроса на некоторые виды белорусской продукции на рынках стран Таможенного союза, в частности, России. Прежде всего, по ее словам, речь идет о спросе на товары по статье "машины и оборудование" - грузовые автомобили, седельные тягачи, сельскохозяйственную технику и др. Это, по мнению эксперта, связано с ухудшением экономической динамики в самой России. Четвертым фактором, как считает она, явилось снижение мировых цен на целый ряд экспортируемых Белоруссией товаров, в частности, на калийные удобрения.

Как считает экономист, на падении объемов внешней торговли Белоруссии могло отразиться и снижение общего уровня таможенно-тарифной защиты в результате присоединения России к ВТО.

"Но, тем не менее, если мы посмотрим на общую структуру экспорта Белоруссии, то мы увидим, что сокращение вывоза некоторых видов товаров оказало достаточно существенное воздействие. Вряд ли мы можем напрямую связать сокращение экспорта в страны ЕС со снижением общего уровня таможенно-тарифной защиты", - подчеркнула Ушкалова.

Определенное воздействие имеет и, по мнению эксперта, фактор запуска в 2012 году Россией Балтийской трубопроводной системы "БТС-2". "Если мы посмотрим на структуру экспортных поступлений в Белоруссию, мы увидим, что в этом году сократился экспорт нефти и нефтепродуктов. Он очень существенно упал. Тут имеют значение объемы закупок из России, они, действительно, сократились. Конечно, речь идет и об условиях, на которых Белоруссия экспортирует нефтепродукты", - убеждена эксперт.

Вместе с тем, она подчеркнула, что дело здесь не только в нефтяном вопросе. "Конечно, легко было бы здесь свести все к нефтяному вопросу, но речь идет не только о нем. Сводить все к нефтяному вопросу не следует. Да, действительно, по итогам первого квартала, объем экспорта в европейские страны сократился на 40%, и важно понимать, что большую часть экспорта Белоруссии в ЕС составляют энергетические товары. Однако очень настораживает тенденция к сокращению вывоза белорусских товаров в страны Таможенного союза и СНГ", - сказала она, добавив: "Но здесь есть как негативные, так и позитивные тенденции. Как я уже сказала, некоторые статьи белорусского экспорта действительно сократились, в то время как, например, их поставки продовольственных товаров стабильны", - заявила она.

Напомним, по данным Белстата, за январь-апрель 2013 года внешний товарооборот Белоруссии составил $26,6166 млрд, тогда как за аналогичный период 2012 года данный показатель находился на уровне $31,8558 млрд. За данный период республика сократила экспорт до $12,8029 млрд и импорт до $13,8137 млрд, сальдо сформировалось отрицательным: - $1,0108 млрд. Год назад товарный экспорт Белоруссии составлял $16,5708 млрд и импорт до $15,285 млрд, а сальдо было положительным: $1,2858 млрд.

Отметим, что, согласно договорённостям в рамках ТС и ЕЭП, Белоруссия не может экспортировать в Евросоюз выработанные из российской нефти нефтепродукты (добываемую у себя "речицкую" нефть республика продаёт в сыром виде в ЕС) без уплаты экспортных пошлин в российский бюджет. Тем не менее, под видом "растворителей", "разбавителей" и "смазок" такой экспорт осуществлялся около года, и по требованию российской стороны с осени 2012 года был прекращен. Реализация данной схемы пополнила госбюджет Белоруссии, подорвала доверие Москвы к Минску, и поэтому, считает посол РФ в Белоруссии Александр Суриков, не был подписан баланс на 2013 год по поставкам российской нефти в Белоруссию, а подписываются лишь квартальные балансы. Коллегия ЕЭК решением №99 от 24 апреля "О классификации сложного органического растворителя по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" постановила считать сложный органический растворитель нефтепродуктом.

В свою очередь, Минэкономики Белоруссии заявило 5 июня, что из-за запуска Россией Балтийской трубопроводной системы "БТС-2" снизился транзит российской нефти через Белоруссию.