В Государственном Эрмитаже в рамках перекрестного года России в Голландии и Голландии в России сегодня, 7 июня, открылась выставка "Корпоративное единство. Голландский групповой портрет Золотого века". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, экспозиция составлена из групповых портретов XVI-XVII веков из Амстердамcкого музея.

По словам куратора выставки, главного научного сотрудника Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Ирины Соколовой, сложно представить себе более голландское явление в искусстве, чем групповые портреты Золотого века, в которых отразился несокрушимый гражданский дух нации, гордившейся завоеваниями новой независимой Республики.

На выставке представлено двенадцать большеформатных композиций, которые крайне редко покидали стены Амстердамского музея. Как рассказала Ирина Соколова, транспортировка таких экспонатов требует особой осторожности: "Они перевозились специальными машинами, оборудованными различными датчиками, например, системой поддержания температурно-влажностного режима".

Выставленные работы являются произведениями таких выдающихся амстердамских художников, Дирка Якобса, Говерта Флинка, Николаса Элиаса Пикеноя, Бартоломеуса ван дер Хелста. Портреты представляют три характерных типа композиций - портреты попечителей благотворительных учреждений (сиротских приютов, богаделен, госпиталей), сцены анатомических уроков с участием известных медиков и изображения членов стрелковых корпораций.

Рассказывая о первом типе портретов, Соколова подчеркнула особую социальную функцию, которую выполняли регенты и регентши богоугодных заведений. Облаченные в строгие черные одежды попечители, исполненные благочестия и достоинства, всегда предстают на портретах за служебными занятиями.

Другая специфическая форма изображений, которая известна под названием "Уроки анатомии" возникла в XVII веке как отражение острого интереса к познанию физической структуры человека, повлекшего за собой небывалый прогресс медицины. Портреты голландских медиков носят мемориальный характер. Во многих из них присутствует таблица с упоминанием имен изображаемых лиц.

Особое место в групповых портретах голландских художников занимает гражданская милиция. Начиная с середины XVI столетия, изображения трех стрелковых корпораций Амстердама - лучников, арбалетчиков и аркебузиров - становятся важной темой живописи. Как подчеркнула Соколова, за пределами Нидерландов образцы этого вида живописи встречаются крайне редко. Однако экспозицию дополняют два полотна из собрания Эрмитажа находятся, исполненных крупным амстердамским живописцем Дирком Якобсом.

В частности, на выставке впервые за 2 года демонстрируются вместе парные картины Дирка Якобса - это Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков (9 стрелков роты Е), который хранится в Эрмитаже, и Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков (12 стрелков роты Е) и Амстердамского музея. История создания этих двух портретов необычна. Она отражает ту сложную ситуацию, которая затронула в XVI веке все слои населения Нидерландов. Как пояснила куратор выставки, речи идет о противостоянии католиков и протестантов. То обстоятельство, что на эрмитажном портрете отражена не вся рота, а только девять ее воинов, свидетельствует, по мнению специалистов, о разногласиях между приверженцами разных религиозных течений.