Заправка транспортных средств газовым моторным топливом вошла в перечень обязательных услуг, оказываемых на АЗС в России. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, сообщает пресс-служба правительства 3 июня. Эксперты оценивают перспективу неоднозначно, отмечая, что рынку газомоторного топлива необходимо оказывать поддержку и в части налоговой политики¸ акцизов, стимулировать не только инвесторов, но и потребителей.

Напомним, что ускорить разработку комплекса мер по стимулированию использования газа в качестве моторного топлива поручил правительству РФ президент Владимир Путин в ходе совещания 14 мая в Сочи. Накануне Дмитрий Медведев заявил о переводе на газомоторное топливо 50% общественного транспорта в России.

По данным Газпрома по состоянию на 2011 год, российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается более чем в 86 тыс. единиц. В 60 регионах РФ действуют 255 АГНКС, из которых 206 находятся в собственности "Газпрома". Наибольшее по стране потребление КПГ отмечается в Ставропольском и Краснодарском краях, Свердловской, Челябинской и Ростовской областях, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Определены 11 пилотных регионов для развития программы перевода на газомоторное топливо общественного транспорта.

Опрошенные корреспондентами ИА REGNUM эксперты и чиновники в российских регионах в большинстве поддерживают решение о переводе транспорта на газ, однако высказывают серьезные опасения о неготовности инфраструктуры к таким преобразованиям.

Успешных примеров немного. В Якутии на газ вид топлива переведено 85% автопарка и сейчас планируется переводить сельхозтехнику. В Новгородской области более половины автобусов работает на метане, что позволяет сдерживать цены на проезд в общественном транспорте на уровне 16 рублей. В Кабардино-Балкарии на газ переведено 95% общественного транспорта, причем эта работа велась последние 8 лет. В Белгородской области из-за высокого транспортного налога несколько лет назад автомобилисты начали активно переводить машины на газ, то же делали и владельцы маршрутных такси. "У нас в регионе работает на газу более 90% маршрутных такси, сеть ГЗС разветвленная, заправиться можно без проблем в любой точке крупного города и области, так что проблем быть не должно", - говорит председатель "Союза автомобилистов Белогорья" Леонид Каплий.

Ситуация в остальных далека от оптимистичной: о нехватке заправок заявляют практически в каждом субъекте РФ. Так, в Оренбурге с лета 2012 года из 170 машин муниципального автопарка 53 автобуса переоборудованы для работы на метане. Затраты на переоборудования окупились за 4 месяца, рассказывает начальник городского управления пассажирского транспорта Максим Фазуллин. Можно было бы закрепить успех переводом остальных машин автопарка, но в городе всего одна газовая заправка, работающая с метаном, находится она на окраине и построена в 1970 году. Из-за нехватки заправок уменьшился и поток граждан, желающих установить газовое оборудование на своём автомобиле.

В правительстве Воронежской области тоже говорят, что положительный опыт перевода транспорта на газ есть, но не хватает инфраструктуры. По словам замруководителя департамента промышленности и транспорта области Олега Белякова, в регионе сейчас около 400 автозаправочных станций, в том числе семь - автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Относительно новая - только одна, построенная в 2009 году частным инвестором. По мнению Белякова, необходимо синхронизировать два процесса - строительство инфраструктуры (сети АГНКС) и увеличение числа автомобилей, использующих КПГ в качестве топлива. Инвесторы, готовые строить АГНКС, хотели бы видеть значительное число потребителей, а автомобилисты - множество заправок, чтобы переводить свой транспорт на новый вид топлива.

В мэрии Липецка отмечают также необходимость огромных финансовых вложений в модернизацию транспорта. Составляют городской автопарк автобусы ЛиАЗ 5256 с дизельным двигателем, перевести на газовое топливо их невозможно. Необходимы доработки двигателя, топливной аппаратуры, кузова автобуса. К тому же, придется реконструировать производственно-техническую базу (систему вентиляции, устанавливать датчики, системы сигнализации). Автобусы на газообразном моторном топливе требуют особого вида обслуживания - а значит, предстоят затраты на обучение персонала и так далее, и тому подобное.

Чиновники Югры заявляют и об еще одной проблеме: технические условия для развития газозаправочной инфраструктуры есть, "но экономика - не сходится". По словам губернатора Югры Натальи Комаровой, по 8 автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям, принадлежащим дочерним предприятиям ОАО "Газпром", фактическая загрузка составляет в среднем 17,8% от проектной мощности".

Брянская область задумывалась над массовым переводом некоторых видов транспорта на газомоторное топливо с 2011 года, но программы по этой теме нет, а готовность инфраструктуры низка. В начале года были закуплены пять автобусов "ЛиАЗ", работающих на газомоторном топливе. Это первые автобусы такого типа в Брянске, но вот пускать их можно только по определённым маршрутам - в связи с тем, что в городе действует только одна АГНКС для заправки метаном, а именно на этом виде топлива работают такие автобусы.

Только через год дойдет газомоторное топливо до отдаленных регионов страны: на Камчатке первая газозаправочная станция появится не раньше 2014 года. При этом, по словам председателя Автомобильного союза Камчатки Константина Слыщенко, местные автомобилисты приветствуют инициативу перевода машин на газ. На Сахалине первые газовые АЗС появятся тоже в 2014 году - а до 2019 года здесь планируется построить десять автомобильных газовых заправок в девяти населенных пунктах острова.

В ряде регионов к инициативе российского правительства отнеслись настолько настороженно, что побоялись комментировать. Глава министерства транспорта и автодорог Самарской области отказался рассуждать о возможностях региона, связанных с решением правительства РФ о переводе общественного транспорта на газомоторное топливо. Пресс-секретарь областного Минпрома Любовь Шрамко заявила, что министр Иван Пивкин "пока не готов рассуждать на эту тему". С большей политкорректностью отозвались на запрос на Ямале: по словам главы комитета по экономике Заксобрания ЯНАО Николая Яшкина, "в нашем регионе эта идея непросто поддерживается. Но всё будет максимально делаться для того, чтобы поручение президента реализовать".

Нашлись и те, кто оценил новое требование правительства резко отрицательно, сочтя ожидаемый эффект неадекватным затратам. Возможно, переход общественного транспорта на другой вид топлива не окажется таким выгодным, заявил корреспонденту ИА REGNUM советник главы города Перми Юрий Исаев. Свое мнение он аргументировал опять-таки недостаточным развитием инфраструктуры, а также колоссальными затратами на переоборудование подвижного состава.

"Странным" считает решение перевести половину общественного транспорт на газовое топливо заместитель председателя правления Пермского землячества Евгений Сапиро. "Почему 50% переводить на газ? Для эксперимента - много. Для повседневного, массового использования - мало", - отмечает он.

Заправляться газом неудобно и неэкономично, заявляет официальный представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) в Свердловской области Кирилл Форманчук. Кроме инфраструктурных, он указывает и на экономические недочеты: газ "стоит дешевле, но потребляет машина его больше. Кроме того, у газа меньше скорость горения, и из-за этого срок жизни двигателя уменьшается".

В Москве после майского инцидента, когда взрыв газового баллона стал причиной ранений двоих человек, решили пока не выводить такие автобусы на линию. Вместо газовых автобусов сейчас работают машины на дизеле, и власти обещают, что ущерба экологии они не нанесут.

Экологические и экономические преимущества перевода транспорта на газ очевидны, однако следует учесть и перспективу сокращения налоговых доходов бюджета, предостерегает министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский. С увеличением числа потребителей газового топлива, уменьшается число потребителей бензина, а, следовательно, и поступление акцизов с его продажи, поясняет он. Наряду с планируемыми затратами федерального бюджета на перевод транспорта на газ данное решение окупится лишь в долгосрочной перспективе.

Что же касается общественного мнения, то относительно перевода транспорта на газ оно пока остается нечетким. Опрос ИА REGNUM, проведенный 15-20 мая, показал, что готовы пересесть на автомобиль, работающий на газе, 41,3% респондентов, 48,5% - не готовы, а еще чуть более 10% пока не приняли окончательного решения.