Компания "АрменТел" является монополистом в сфере телекоммуникаций Армении. 90% акций "АрменТел" принадлежат греческой компании ОТЕ, остальные 10% - правительству Армении. После неоднократных предупреждений о крайне неудовлетворительном выполнении со стороны "АрменТел" обязательств, взятых на себя в соответствии с монопольной лицензией, выданной правительством Армении, в предусмотренном той же лицензией порядке 29 августа 2003 правительство Армении инициировало и провело открытое собрание, на котором руководству "АрменТел" была предоставлена возможность развеять выдвинутые обвинения. С согласия сторон председателем собрания был назначен имеющий существенный опыт в проведении таких мероприятий глава Комиссии по ценным бумагам Эдуард Мурадян. Уже по завершении собрания, оно было оценено руководством ереванского офиса Всемирного банка как справедливое и включавшее должные механизмы для предоставления сторонам равных возможностей. Заслушав обе стороны, а также ряд свидетелей, Эдуард Мурадян 26 сентября 2003 года вынес решение, носящее для правительства страны рекомендательный характер. Представители "АрменТел" при обнародовании решения председателя собрания не присутствовали. Эдуард Мурадян, в частности, предложил правительству лишить "АрменТел" абсолютной монополии на предоставление услуг в сфере мобильной связи, а также услуг международного выхода в интернет и передачи данных. Помимо этого, компании предписывается до 3 марта 2005 выполнить ряд мероприятий для обеспечения должной плотности телефонной сети в Армении. В части инвестиционной программы, по рекомендации председателя собрания, "АрменТел" обязан предоставить полноценную и исчерпывающую информацию относительно предусмотренных на первом этапе инвестиционной программы капиталовложений, а затем помесячно предоставлять аналогичный отчет, до тех пор, пока уровень инвестиций не достигнем оговоренных в лицензии 200 млн. долл. Правительство республики на заседании 8 октября 2003 приняло рекомендации председательствующего на собрании и поручило министрам транспорта и связи и юстиции Армении разработать проект изменений в лицензию монополиста. Подробности - в интервью министра юстиции Армении Давида Арутюняна ИА REGNUM.

Г-н министр, Вы по поручению правительства республики уже в течение ряда лет обеспечиваете правовую сторону взаимоотношений правительства и телекоммуникационного монополиста. За этот период под Вашим руководством проводились как переговоры, так и выдвигались иски, ответчиком по которым выступал "АрменТел". Некоторые из руководства компании не устают твердить, что правительство намерено разгромить "АрменТел". Нынешний шаг правительства поверг монополиста в определенный нокдаун: по мнению экспертов, в "АрменТел" не ожидали, что правительство будет действовать столь решительно и целеустремленно. Какова та цель, что оправдала столь кардинальные средства?

Отмечу, что как проведение открытого собрания, так и намерение правительства лишить "АрменТел" некоторых монопольных прав преследует единственную цель - обеспечить должное развитие телекоммуникационной сферы республики, в том числе гарантировать юридическим лицам и гражданам доступ к качественным услугам. Я неоднократно подчеркивал, что целью правительства ни в коей мере не является и никогда не являлось разгромить "Арментел", либо избавиться от этой компании. Правительство республики намерено, основываясь на решении председателя открытого собрания, разработать оптимальную формулу решения проблемы, которая позволит не только лишить "АрменТел" определенных монопольных прав, но и обеспечить в Армении условия для должного развития системы связи.

В своих обвинениях правительство утверждало, а, по сути, по ходу собрания доказало, что руководство "АрменТел" из-за нерасторопного менеджмента тормозит развитие мобильной связи в Армении. Не нанесло ли эта нерасторопность материального ущерба республике и, если нанесла, возможно ли применение санкций против компании для компенсации ущерба?

Материальный ущерб Армении, конечно же, нанесен. Однако на данный момент, мы не намерены оценивать размеры этого ущерба и, честно говоря, финансовая компенсация потерь не является сегодня для нас первоочередной задачей. Приоритет номер один - обеспечить территорию республики нормальной связью. Именно этим мы и занимаемся в настоящее время. Конечно же, это не значит, что мы никогда не приступим к рассмотрению, с позволения сказать, "ущербной" части деятельности "АрменТел", но на данном этапе это представляется сложным.

Представители "АрменТел" не раз утверждали, что их стратегической задачей являлось развитие стационарной, или, скажем так, проводной телефонии. Именно этим они оправдывают проволочки с развитием системы мобильной связи в республике.

Во-первых, развитие проводной телефонной связи вовсе не освобождает "АрменТел" от обязательств по столь же усердному развитию и мобильной связи: это два разных обязательства и одно нисколько не заменяет другое. Во-вторых, еще два года назад компания заявляла, что изменяет приоритеты и переносит акцент на мобильную связь. Таким образом, уже два года, являясь приоритетом номер один, система мобильной связи в Армении остается недоразвитой.

Почему правительство предпринимает активные действия именно сейчас, а не, скажем год или два назад, ведь уже тогда было очевидно, что мобильная связь в республике крайне низкого качества?

На то есть две причины. Во-первых, нельзя принимать радикальные меры сразу и изначально. Необходимо было - и мы предоставили монополисту возможность - исправить ситуацию. Во-вторых, многие количественные и качественные показатели, зафиксированные в лицензии, относились к концу пятого года деятельности компании, то есть, формально нарушения были зафиксированы к концу пятого года. Конечно, было немало оснований для того, чтобы еще год назад заявить, что при подобных темпах развития "АрменТел" не достигнет обещанного результата к концу пятилетнего срока. Но, опять же, говоря строгим и формальным юридическим языком, мы в полном праве применять санкции только по истечении пяти лет от начала реализации программы.

Какова вероятность того, что после принятия постановления правительства "АрменТел" приостановит инвестиции, как об этом заявил его руководитель в ходе открытого собрания?

Конечно же, теоретически компания может продолжить невыполнение иных взятых на себя обязательств, на что последуют адекватные шаги правительства. Мы уже продемонстрировали, что впредь не намерены терпеливо ждать, наблюдая за тем, как оператор не выполняет взятых на себя обязательств. Если руководству "АрменТел" вздумается уклониться от выполнения иных обязательств, мы вновь будем настаивать на применении санкций.

Как Вы прокомментируете угрозы одного из руководителей "АрменТел" Гиоргиуса Василакиса, заявившего, что он распорядится о подготовке иска в арбитраж, и там против правительства Армении будет выступать греческая компания ОТЕ. При этом на всю Европу будет объявлено об отношении армянских властей к иностранным инвесторам: "АрменТел" развернет компанию и постарается лишить республику инвестиций, во всяком случае, из Греции...

Для юристов не существует понятия "угроза", есть понятие - "правовой шаг". Руководство "АрменТел", конечно же, вправе делать заявления. Оно вправе делать политические заявления и обращаться за защитой своих интересов с суд. В целом, громкие заявления - обычное явление и вполне допустимый прием при любом споре. Да, "АрменТел" вправе обратиться к независимому арбитру, который рассмотрит, насколько обосновано применение санкций, однако решение арбитра может быть обжаловано в судебных инстанциях Армении неудовлетворенной им стороной. Что касается греческой компании ОТЕ, то она, конечно, вправе обратиться в Центр капитальных инвестиций в Вашингтоне. В этом случае подлежат рассмотрению несколько иные аспекты вопроса. Мы подготовимся и адекватно ответим. Мы оценили риски и те потери, которые несет республика вследствие некачественной связи и выбрали тот курс, которого придерживаемся в настоящее время. Что касается иностранных инвесторов, то правительство Армении занялось вопросом "АрменТел" во многом под их же нажимом. Иностранные инвесторы заявляют (а их деятельность подтверждает), что существующий уровень развития сферы телекоммуникаций в Армении препятствует новым инвестициям и, более того, в некоторых случаях, приводит к отзыву из страны инвестиций, сделанных ранее.

А как быть с тем, что хозяйствующий субъект, в данном случае "АрменТел", нарушающий условия монопольной лицензии и по сей день предоставляющий сервис сомнительного качества, сам является плодом иностранных инвестиций?

Независимо от того инвестор ты или нет - ты должен чтить законодательство республики. "АрменТел" наказан именно потому, что не делал этого. Шаг правительства направлен не против иностранного инвестора, а наоборот - во имя поддержания уровня инвестиционной привлекательности страны и создания условий для роста объема иностранных инвестиций.

Сегодня ходят разговоры о том, что лишившись монополии на отдельные виды связи, OTE покинет армянский рынок. Также, говорят, что эту нишу займут либо российский "РосТелеком", либо компания "Карабах Телеком". Как, на Ваш взгляд, развернутся дальнейшие события?

"РосТелеком" и "Карабах Телеком", согласно имеющейся у нас информации, действительно вели с ОТЕ определенные переговоры на предмет инвестиций в "АрменТел", или же о покупке части его акций. Правительство, в свою очередь, намерено изменить лицензию так, чтобы должные условия и возможности для работы в Армении были предоставлены и другим операторам. Что касается развития сегмента мобильной связи, то, полагаю, на данный момент с точки зрения нашего рынка одного дополнительного оператора достаточно. Это мое личное мнение. Безусловно, необходима оценка экономических аспектов вопроса и мы обратимся к соответствующим экспертам, которые дадут эту оценку. Предпочтение же будет отдано той компании, которая предложит более выгодную для республики программу... А останется ОТЕ на армянской рынке или нет - это вопрос не к правительству.

Г-н министр, представители монополиста утверждают, что "АрменТел" понес существенные убытки - около 10 млн долларов в год - в результате массового использования третьими субъектами IP-телефонии в коммерческих целях. Обращалась ли компания по этому поводу в суд?

Как выяснилось, "АрменТел" расценивал подобные факты в качестве нарушения своих монопольных прав и прибегал к так называемой самопомощи - то есть защите своих прав своими собственными, что называется, подручными средствами. И, как следствие, руководство компании волевым решением физически отключало от сети собственных абонентов, подозреваемых в предоставлении услуг в области IP-телефонии на коммерческой основе. Абоненты же, естественно, обжаловали противоправные действия монополиста в суде и, как правило, доказывали свою правоту в ходе процесса. Как выяснилось в дальнейшем, в ходе судебного разбирательства по дюжине идентичных дел, представители "АрменТел" вообще и не заикались о том, что эти абоненты-истцы были отключены из-за того, что промышляли IP-телефонией. Почему сам "АрменТел" не действовал в установленном законом порядке и не обращался в суд первым, реализуя свои намерения на основе решений суда, мне неизвестно.

И все таки, как Вы думаете, почему представители "АрменТел" не явились выслушать окончательное решение председателя, хотя по ходу длившегося почти неделю собрания активно высказывались и старались защитить свои интересы?

Я не склонен делать предположений. Отсутствие представителей "АрменТел" имеет официальное объяснение: они сами же сообщили, что находятся в Тбилиси и присутствовать не могут...