В ОАО ОКБ "Гидропресс" (входит в машиностроительный дивизион Росатома - Атомэнергомаш) состоялась VIII международная научно-техническая конференция "Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР". Конференция проводится при участии госкорпорации "Росатом", ОАО "Концерн Росэнергоатом", топливной компании Росатома "ТВЭЛ", НИЦ "Курчатовский институт". В конференции принимают участие специалисты из 98 организаций и 15 стран. В течение четырех дней работы форума представители российских и зарубежных конструкторских, проектных организаций, научно-исследовательских институтов, атомных электростанций обсудят вопросы, связанные с безопасностью эксплуатации АЭС с ВВЭР, результатами расчетно-теоретических и экспериментальных работ, направленных на повышение безопасности, модернизацию и продление эксплуатационного срока службы АЭС с ВВЭР.

"После Фукусимы стресс-тесты на АЭС проводились по трем направлениям, - рассказал вице-президент Института ядерных исследований Ржеж (Чехия) Йозеф Мишак. - Первое - экстремальные внешние риски, то есть возможность влияния чрезвычайных внешних воздействий. Фактически, определялось, при какой внешней нагрузке станция разрушится. Раньше задача была совсем другая. До сих пор мы привыкли, что мы доказывали критерии, а сейчас мы показываем - при каком внешнем воздействии может быть уничтожена станция. Второе направление - это последующая потеря функций безопасности, то есть изучение влияния полного обесточивания реактора, полной потери источников энергии плюс других источников охлаждающей среды".

"Третьим направлением было управление тяжелыми авариями - как станции ведут себя при такой аварии, - отметил он. - Если, несмотря на то, что мы сделали, чтобы предотвратить аварию, тяжелая авария с расплавлением активной зоны все-таки произойдет, мы рассматривали, какие у нас есть средства, чтобы справиться с аварией - как технические, так и человеческие ресурсы. Это кардинально отличается от того, что мы делали в прошлом, когда мы доказывали, что то, что требуется, выполняется. В случае повреждения станции с большим реактором, мы определяли, какой запас времени у нас есть, чтобы предотвратить угрозу для населения. В этом случае реакторы ВВЭР, в которых есть большие внутренние запасы, большое количество внутреннего гидроносителя и малая мощность, должны быть очень выгодны с этой точки зрения. Естественно, что ВВЭР-440 показал большие успехи при проведении стресс-тестов".

"Я входил в управляющий совет, проводивший эти стресс-тесты, и познакомился с председателем французской комиссии, и когда я спрашиваю, какой самый безопасный реактор в мире, он знает, что надо ответить - ВВЭР-440. Это шутка, но фактически так и есть. Проверка показала, что такие реакторы выдержат любое внешнее воздействие больше одного дня - это намного больше, чем у кипящих реакторов, - пояснил эксперт. - Кроме того, что у реактора ВВЭР 440 большие запасы внутреннего гидроносителя, также приняты решения по управлению тяжелыми авариями. В том числе управление по устранению водорода, охлаждение расплавленного кориума, а также внешняя угроза для населения. Что касается реакторов ВВЭР-1000, они аналогичны западным реакторам, но все-таки у них есть преимущество из-за больших запасов гидроносителя и парогенератора. Значит, они чуть-чуть получше, чем западные реакторы, но фактически не так сильно отличаются".

"Оценка безопасности проводилась не для того, чтобы сказать - эти реакторы хорошие, а вот эти плохие. Все реакторы хорошие, иначе им бы не дали лицензию, если бы они не выполнили все требования. Стресс-тесты проводились для того, чтобы определить возможности дальнейшего усовершенстования реакторов. Конечно, возможностей всегда много. Из всего европейского сообщества было 4 группы рекомендаций, всего было около 50 рекомендаций по усилению против воздействия чрезвычайных внешних факторов, как повысить надежность источников питания, включая мобильные источники питания, и как управлять тяжелыми авариями. Значит, смысл не в том, чтобы доказывать, хорошие ли реакторы, прошли или не прошли, а найти, какие реальные улучшения могут быть сделаны, - отметил он. - Все эти стресс-тесты были проведены на основании того, что мы видели на Фукусиме, но в тестах мы пошли намного дальше, чем было до этой аварии. На Фукусиме не землетрясение уничтожило станцию, а наводнение. В большинстве наших стран у нас наоборот дефицит воды, а не избыток. Если говорить о конкурентных преимуществах ВВЭР-440 - это большой запас внутренней инерционности, относительно маленькая мощность, большой запас по времени. Мы надеемся, что сотрудничество с Россией будет продолжаться, у нас исторически сложились отношения в атомной сфере. Я ездил в Москву более 10 раз в 1970-80-е годы, когда мы с Курчатовским институтом и Гидропрессом вместе обсуждали эти реакторы и уже тогда знали, что характеристики и перспективы у этих реакторов хорошие".