До 2005 года из ОАО "Российские железные дороги" будут выделены самостоятельные бизнес-структуры. Об этом заявила заместитель министра путей сообщения Анна Белова на прошедшей 10 октября конференции, посвященной проблемам реформирования железнодорожной отрасли. "Выделение конкурентных видов бизнеса из ОАО "РЖД" произойдет на втором этапе структурной реформы железнодорожного транспорта, то есть в течение 2003-2005 годов", - заявила она. Это касается таких видов деятельности, как специализированные грузовые перевозки, капитальный ремонт и производство путевой техники, подвижного состава и запасных частей, производство продукции для железнодорожного транспорта, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обслуживание пассажиров, торговля, общественное питание, услуги населению и иная деятельность, относящаяся к конкурентному сектору экономики.

Получат дальнейшее развитие конкуренция на рынке грузовых перевозок, а также пассажирского дальнего и пригородного сообщения.

Сегодня в распоряжении независимых компаний уже находится свыше 200 тыс. грузовых вагонов, это составляет примерно 1/3 парка ОАО "РЖД".

Кроме того, на первом этапе реформы железнодорожного транспорта, МПС России выдало лицензии в сфере пассажирских перевозок следующим компаниям: ЗАО "Транспортная компания "Гранд Сервис Экспресс" (г.Москва), ЗАО "Окдайл" (г.Санкт-Петербург), ООО "Транслайн" (г.Санкт-Петербург), ООО "Сочинская транспортная компания" (г. Сочи, Крснодарский край), ОАО "Экспресс-пригород" (г.Новосибирск).

В настоящее время практически решен вопрос о выдаче лицензий на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом еще четырем организациям: "Омск-пригород" (г.Омск), "Алтай-пригород" (г.Барнаул), "Кузбасс-пригород" (г.Кемерово), "ТрансГруппАС" (г.Москва).