Кубат Рахимов: Железная дорога из ЦА в Китай без участия России - нарушит баланс интересов

Москва, 1 Июня 2013, 13:50 — REGNUM  В случае реализации проект железной дороги по маршруту "Таджикистан-Киргизия-Казахстан-Россия" займет около семи - десяти лет, но при этом очень важно, как отнесутся к проекту Россия и Казахстан. Об этом, комментируя соответствующее предложение Киргизии и Таджикистана в ходе неформального саммита в Бишкеке в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии, директор компании Smart Business Solutions Central Asia Кубат Рахимов.

ИА REGNUM: Насколько реалистичен вариант строительства железной дороги "Таджикистан-Киргизия-Казахстан-Россия"?

Поскольку я твердый сторонник необходимости инфраструктурной проекции геополитических интересов, я вместе со своими коллегами и соратниками интересовался ходом принятия решений по выбору маршрута и обоснования железной дороги "Россия - Казахстан - Киргизия - Таджикистан". В первый раз это предложение прозвучало из уст президента Киргизии Алмазбека Атамбаева 14 мая в ходе заседания Национального совета по устойчивому экономическому развитию республики. И уже потом этот проект был предложен президенту Таджикистана Эмомали Рахмону и выработано совместное предложение глав Киргизии и Таджикистана президентам России и Казахстана.

Теперь о проекте. О выборе маршрута ККТ ЖД (казахско-киргизско-таджикской железной дороги) можно еще спорить, но в целом мне импонирует, что впервые Киргизия может что-либо предложить самостоятельно в рамках интеграционных процессов. Это очень важный момент, ибо скептиков и критиков всегда больше, нежели чем тех, кто предлагает конструктивные решения.

ИА REGNUM: Будет ли Таджикистан играть по правилам, предложенным Киргизией?

Для Таджикистана сейчас наступил очередной этап развития. Наверное, самый сложный после окончания гражданской войны. С одной стороны, отношения с ключевым соседом - Узбекистаном, во многом не решены, особенно в части гидроэнергетики, углеводородов и транспортных коммуникаций. С другой - Таджикистан весьма уязвим от действий достаточно непредсказуемого южного соседа. Я имею в виду Афганистан. Одним из вариантов выхода из узбекской транспортной блокады Таджикистан рассматривает железную дорогу ТАТ (Таджикистан-Афганистан-Туркменистан). Но это, на мой взгляд, паллиативное решение. Более того, этот проект прямо связан с планами по Новому Шелковому Пути мадам Клинтон. И очень странно, что этот проект поддерживает российская группа Юрия Крупнова! А проект ККТ в версии, предложенной на саммите ОДКБ 28 мая 2013 года в Бишкеке, все же соединяет (пусть через территорию Киргизии) Душанбе с казахстанскими и российскими железными дорогами и уже через них обеспечивает выход Таджикистана как на внешние рынки, так и на общий рынок Таможенного Союза, в который Таджикистан вроде как стремится.

ИА REGNUM: Существуют ли альтернативные направления строительства транспортных коридоров в регионе?

Да, есть еще один вариант, ранее предлагавшийся моей аналитической группой. В нашем случае железная дорога из Казахстана (Тараз) идет через Таласскую область Киргизии и выходит к створу строящейся с участием России Камбаратинской ГЭС-1 с выходом на Джалал-Абад и Ош. Далее железная дорога из Киргизии идет не в Душанбе, а через Баткенскую область Киргизии в Согдийскую область Таджикистана. Понятно, что 3 млн. жителей Согдийской области - это даже не половина населения всего Таджикистана, однако через Худжанд возможны коммуникации по по привычным уже мультимодальным коридорам внутри Таджикистана. К тому же Худжанд и Душанбе соединяет, по сути, новая и безопасная автомобильная дорога. Так что вариантов много, важно начать движение к выбору наиболее оптимального.

ИА REGNUM: Сколько предложенный Киргизией проект может стоить и потянет ли сам Таджикистан такие затраты?

Сам Таджикистан, увы, не сможет позволить себе такие расходы. Хотя, надо отдать должное: в отличие от Киргизии, Таджикистан в сложные годы независимости смог завершить ряд железнодорожных проектов, начатых еще в советские годы. Маршрут от Душанбе до границы с Киргизией (Карамык) прорабатывали на уровне ТЭО иранские компании и проектные институты. Но они это делали в рамках выхода на границу с Китаем через территорию Киргизии.

В этой связи очень интересно, что в выступлении Алмазбека Атамбаева от 14 мая прозвучал тезис о том, что вместо связки "Узбекистан - Китай" Киргизия хочет предложить, помимо евразийской интеграционной железной дороги "Россия-Казахстан-Киргизия-Казахстан" еще и выход Таджикистану (а также Ирану и Афганистану) на Китай. Но вряд ли это предложение вызовет большой энтузиазм у коллег по ОДКБ, весьма ревниво относящихся к активизации Китая в среднеазиатском регионе. Впрочем, у Китая всегда был один универсальный "золотой ключик" - гранты и кредиты на льготных условиях. Захотят ли Кремль и Акорда ввязываться в дорогостоящий инфраструктурный проект на территории Киргизии и Таджикстана? Какими будут источники финансирования? Пока вопросов больше чем ответов. Но, повторю, сейчас важна постановка вопроса - и Киргизия, и Таджикистан понимают, что без связки с сетью казахстанских и российских железных дорог - выход только через Китай может нарушить хрупкий баланс интересов в регионе.

ИА REGNUM: Все-таки конкретизируйте цифры, пожалуйста. А также скажите, сколько времени надо на реализацию такого проекта?

Так как проект ККТ обозначен весьма крупными мазками, то какое-то время уйдет на определение маршрутов, проведение пред-ТЭО, выбор окончательного маршрута и разработку ТЭО. Думаю, что версия, предложенная партнерам по ОДКБ на саммите 28 мая, будет стоить не менее $4-5 млрд. В то же время, подчеркну, что наш проект ККТ через Таласскую, Джалал-Абадскую, Ошскую и Баткенскую области Киргизии с выходом на существующую железную дорогу в Согдийской области Таджикистана, обошелся бы дешевле, порядка $1,8 - 2,7 млрд. Это связано с тем, что мы строили свой маршрут с учетом рельефа местности и минимизировали количество сложных инженерных объектов в высокогорных условиях. Но и проект, предложенный в ходе саммита ОДКБ имеет свои плюсы: так как маршрут проходит через ряд весьма интересных месторождений, то у него больше шансов на окупаемость за счет их разработки. К тому же, он соединяет столицы - Бишкек и Душанбе.

По времени предложенный в ходе саммита проект до момента полной реализации займет не менее семи - десяти лет, но ряд участков смогут показать и доказать свою эффективность уже в ближайшие годы, например, ветка от станции Балыкчи в Иссык-Кульской области Киргизии, до крупного угольного месторождения Кара-Кече в Нарынской области. Также будет хорошо, если предпроектную стадию удастся пройти за год-полтора. Само по себе строительство будет не очень быстрым, так как практически по большей части маршрута сложные высокогорные условия.

ИА REGNUM: При каких условиях это проект может стать жизнеспособным?

Сейчас проект железной дороги Казахстан-Киргизия-Таджикистан обретает черты проправительственного и официального - но при этом в Киргизии пока нет специализированного проектного железнодорожного института, кроме того, налицо распыление немногочисленных кадров в этой области. Думаю, что для подготовки ТЭО надо проводить весьма серьезную работу и привлекать зарекомендовавшие себя российские и казахстанские проектные институты.

Моя аналитическая группа активно предлагала проекты, альтернативные строительству железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан, начиная с лета 2011 года. За это время у нас накопилась приличная база данных, включая ранние разработки ТЭО железных дорог в Киргизии, возможности создания энергогорнометаллургических кластеров в привязке к месторождениям полезных ископаемых, гидроэнергетическим проектам, потенциалу обогащению руды и переработки на местах в готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Но пока проект в любом случае находится на стадии концепции, поэтому сейчас важна поддержка со стороны России и Казахстана. Если такового понимания не будет на уровне концепции и пред-ТЭО, если Киргизия и Таджикистан не найдут должных аргументов в пользу строительства данной железной дороги, то нет смысла ее выводить даже на уровень дорогостоящего ТЭО.

Впрочем, лично я и мои коллеги все же видят смысл в рассмотрении и одобрении проекта строительства железной дороги, которая соединит Россию с Казахстаном, с одной стороны, и Киргизию с Таджикистаном - с другой.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
09.12.16
ГД примет бюджет-2017: Бюджет стагнации переходящий в бюджет обрушения?
NB!
09.12.16
Госдума обсудит отмену депортации из России бывших граждан СССР
NB!
08.12.16
Новояз США о глобальных вызовах и тенденциях Запада в XXI веке
NB!
08.12.16
Встреча «АЗ» — «Зенит» закончилась победой голландцев
NB!
08.12.16
В чем причины фиаско российского авианосца «Адмирал Кузнецов» в Сирии?
NB!
08.12.16
Губернатора Петербурга просят объяснить передачу «Зенит-Арены» за 1 рубль
NB!
08.12.16
Трамп позвонил президенту Финляндии обсудить Россию и Арктику
NB!
08.12.16
«Украинская постправда» и жители Украины
NB!
08.12.16
США и Китай. 2017 год точно не будет в Америке китайским
NB!
08.12.16
Как убивали и расчленяли нашу страну. Надо знать, чтоб никогда больше!
NB!
08.12.16
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк IV
NB!
08.12.16
«Серые банкиры» обналичили в Крыму 2,6 млрд рублей
NB!
08.12.16
Кадыров опроверг сообщения СМИ: «В Чечне нет батальонов «Восток» и «Запад»»
NB!
08.12.16
Путин: Волосы дыбом встают от несуразиц в правоохранительной сфере
NB!
08.12.16
«Смысл «дела Павловца» — чтобы белорусы боялись симпатизировать России»
NB!
08.12.16
Владимир Путин поручил защитить детей от тюремной субкультуры
NB!
08.12.16
Севастополь продаст госсобственность, чтобы выровнять доходы бюджета
NB!
08.12.16
Известен потенциальный оператор миллиардного «мусорного» рынка Ленобласти
NB!
08.12.16
Госдума не намерена запрещать госслужащим владеть недвижимостью за рубежом
NB!
08.12.16
«Приватизация «Роснефти» — личный триумф Путина» — Financial Times
NB!
08.12.16
Кремль о призыве к новым санкциям против РФ: «Вместо помощи — угрозы»
NB!
08.12.16
Реакция на ледяной коллапс: наказание виновных и покупка спецмашин