Статус-кво в зоне нагорно-карабахского конфликта играет роль одного из ключевых факторов, обеспечивающих сохранение режима перемирия. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM выразил эксперт фонда "Сивилитас" Татул Акопян, комментируя сделанные на брифинге 31 мая заявления главы пресс-службы аппарата президента НКР Давида Бабаяна о том, что за 20 лет статус-кво доказал свою жизнеспособность.

По словам Акопяна, эти заявления официального Степанакерта можно интерпретировать с разных точек зрения. "В нынешних условиях Азербайджан не возобновляет военные действия уж никак не из соображений гуманизма или, тем более, по доброй воле. Дело в том, что существующий географический (подчеркиваю) статус-кво сам по себе позволяет 5-10 тыс. человек обороняться от трех-четырех азербайджанских дивизий. Это естественное препятствие для азербайджанской военной агрессии", - заявил Акопян, добавив, однако, что вместе с этим не нужно считать статус-кво вечным. Акопян предостерег, что в один прекрасный день статус-кво может исчезнуть, а может трансформироваться в статус-кво иного рода.

"Изменение статус-кво - серьезный вызов, так как чревато непредсказуемыми последствиями. Сложившаяся ныне ситуация несет в себе элементы хоть какой-то стабильности, относительной предсказуемости. В этом смысле Давид Бабаян просто описал тот расклад, который сегодня имеется. Если в годы войны, скажем, в 1991-м вы бы показали карту существующего сегодня статус-кво в зоне нагорно-карабахского конфликта любому фронтовику, он ахнул бы и счел вас сумасшедшим. Теперь то же самое - пошатнется баланс, и мы не знаем, что будет через 10 лет. Это возможность и риск одновременно", - сказал он, в итоговой оценке статус-кво склонившись к определению "палка о двух концах".

Одновременно Татул Акопян указал на важность переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. По мнению собеседника, с их помощью удается в значительной степени снизить риск возобновления военных действий. "Кроме того, в рамках переговоров в определенные моменты удавалось в достаточной степени сблизить позиции сторон. Ведь за столом друг против друга президенты говорят далеко не то, что доступно публике. Поверьте, Ильхам Алиев не идет на переговоры со словами "Карабах наш без вопросов, и если надо, мы его завоюем". Есть все основания полагать, что за столом переговоров стороны готовы идти на значительные уступки", - заметил представитель "Сивилитас".

Что касается той части выступления Бабаяна, где он дает скромно-одобрительную оценку заявлениям главы МИД России Сергея Лаврова по поводу необходимости смены статус-кво, Татул Акопян предложил оценивать их с точки зрения прагматизма. "Мы говорим о выступлении главы внешнеполитического ведомства самой большой страны мира - России, которая играет роль посредника в карабахском урегулировании и от которой зависит Армения. Глава пресс-службы аппарата президента Нагорного Карабаха не в том положении, чтобы реагировать как-то иначе. А по поводу истерики, которую вызвали слова Лаврова в Армении, скажу следующее: она надумана. Ему что, нужно было заявить что-то наподобие "Физули и Агдам - армянские районы, о чем нам говорить?". Напомню, что на известном Лиссабонском саммите 1996 года высшие дипломатические российские мужи во главе с тогдашним президентом Борисом Ельциным все как один встали на сторону Азербайджана. Лавров просто выразился достаточно сдержанно", - резюмировал Акопян.

Напомним, 31 мая на брифинге в Ереване глава пресс-службы аппарата президента НКР Давид Бабаян заявил, что сложившаяся за 20 лет в результате переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта ситуация - вариант, доказавший свою жизнеспособность и позволяющий исключить возвращение к 1988 году. Бабаян прокомментировал недавние заявления министра иностранных дел России Сергея Лаврова о необходимости смены статус-кво в зоне конфликта, указав на их соответствие с логикой официального Степанакерта. "Мы тоже хотим смены статус-кво, это так. Но стороны конфликта представляют это иначе: для Баку это возвращение к 1988 году, для Степанакерта - официальное признание НКР Азербайджаном и наоборот", - заявил он.