"Это была заранее спланированная акция, направленная на дискредитацию руководства г. Астрахани", - так прокомментировали в мэрии состоявшееся в областной администрации совещание по проблемам и перспективам развития общественных пассажирских автоперевозок. "Мэрии стоило бы заниматься не изобретением велосипеда, а улучшением и совершенствованием того, что уже наработано", - считают областные чиновники. С таким выводом согласились и приглашенные на совещание руководители ряда ветеранских и других общественных организаций, представлявшие интересы льготных категорий пассажиров.

Суть проблемы, отмечает газета "Волга", в том, что в администрации области принципиально возражают против предпринимаемых мэрией попыток пересмотреть существующую уже четыре года схему организации и выполнения городских пассажирских перевозок. Она проста: областное управление "Астраханьтрансавто" формирует маршрутную сеть, заключает договоры с перевозчиками и контролирует их, а администрация выделяет необходимые субсидии на покрытие убытков от работы транспорта, осуществляющего некоммерческие (социальные) перевозки. Такая схема действовала на основании соглашения, недавно расторгнутого по инициативе астраханской мэрии. Как заявил на совещании начальник отдела городского транспорта и связи администрации Астрахани Вячеслав Бормотов, город намерен самостоятельно формировать маршрутную сеть. Подчеркнув значительную роль областных властей в обновлении подвижного состава, он тем не менее считает, что прерогатива областной администрации - перевозки областного значения, мэрия же должна полностью заниматься городскими. По его словам, неоправданное увеличение с ведома "Астраханьтрансавто" парка коммерческого автотранспорта провоцирует хаос и неразбериху в перевозках пассажиров, что в конечном счете сказывается на их безопасности. Поэтому городские власти пытаются упорядочить рынок автоперевозок.

В частности, с помощью московских специалистов проведен аудит пассажиропотоков, позволяющий разработать максимально эффективную единую маршрутную сеть. Заключаются договоры на конкурсной основе с перевозчиками всех форм собственности. Причем преимуществом пользуются те из них, кто перевозит льготников. Создается фонд поддержки и обновления муниципального транспорта, куда будут перечисляться средства, полученные за оказание услуг медицинского и технического контроля. При этом главный транспортник города ссылался на федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления", а также на принятый в октябре 2000 г. бывшим Областным представительным собранием закон "Об автомобильных пассажирских перевозках в Астраханской области", регламентирующий разграничение органов исполнительной власти и местного самоуправления в вопросах организации и осуществления пассажирских автоперевозок.

Принципиально иную точку зрения высказал начальник транспортного отдела обладминистрации Владимир Худяков. По его мнению, с увеличением на 30 единиц количества общественного транспорта потребности пассажиров удовлетворяются, жалоб от населения стало значительно меньше. Для покрытия убытков от работы общественного транспорта из областного бюджета было выделено в этом году 20,9 млн. рублей - на 6 млн. больше, чем в прошлом. Однако за последние два месяца финансирование резко сократилось, что и стало причиной увеличения проездных тарифов с расчетом на то, что автопредприятия увеличат свои доходы и обеспечат стабильную работу транспорта. Хотя, как было отмечено на совещании, результат от повышения тарифов пока что нулевой. В. Худяков считает, что настойчивое желание администрации Астрахани самостоятельно заниматься организацией работы городского пассажирского транспорта не подкреплено ни структурным, ни техническим, ни финансовым обеспечением. Постановление мэра Астрахани от 5.07.2001 г. по регулированию пассажирских перевозок далеко несовершенно с правовой точки зрения и нуждается в существенной доработке. Поэтому было бы целесообразно не ломать действующую систему перевозок, чтобы не пострадали в первую очередь пассажиры и государственные пассажирские автопредприятия.

Со своей стороны область предпринимает ряд мер по улучшению социально значимых перевозок. В частности, планируется введение договорных отношений автопредприятий с органами местного самоуправления и долевое дотирование работы транспорта из областного и местного бюджетов, а в течение ближайших двух лет - приобретение на конкурсной основе 35 автобусов (15 - для Астрахани). Хотя встреча не предусматривала принятия каких-либо решений, вопрос вряд ли исчерпан. Горадминистрация намерена отстаивать свои права на уровне Совета Федерации и представителя Президента по Южному федеральному округу. В свою очередь обладминистрация попытается закрепить свои позиции с помощью областного депутатского корпуса. Как подчеркнул заместитель губернатора Сергей Терсков, "мы были изначально против разработанного депутатом А. Немцевым и принятого бывшим ОПС областного закона "Об автомобильных перевозках" и предлагали альтернативный вариант, но депутаты настояли на своем". Поэтому неслучайно совещание состоялось сразу же после утверждения обновленного состава Государственной думы Астраханской области.