Снос Кругового депо приостановлен, прокуратура продолжает проверку (Москва)

Москва, 29 мая 2013, 17:29 — REGNUM  29 мая на стройплощадке у памятника архитектуры Кругового депо Николаевского (Ленинградского) вокзала в Москве состоялось рабочее совещание с участием представителей Северной транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, дирекции по комплексной реконструкции и строительству (ДКРС) ОАО "РДЖ", Мосгорнаследия, общественного движения "Архнадзор".

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в "Архнадзоре", на совещании было констатировано, что Мосгорнаследием не представлен официальный документ департамента культурного наследия Москвы о согласии с актом государственной историко-культурной экспертизы по проекту "приспособления" объекта культурного наследия к современному использованию. "Северная транспортная прокуратура продолжает проверку правомерности выдачи Мосгорнаследием разрешения на производство работ по этому проекту, предусматривающему снос 9 из 22 секций здания, - отметили градозащитники. - Работы по сносу приостановлены до утра пятницы, 31 мая".

Напомним, 27 мая ОАО "Российские железные дороги" начало снос Кругового депо Николаевского (Ленинградского) вокзала в Москве - выявленного памятника архитектуры, построенного выдающимся архитектором Константином Тоном в 1846-1851 годах (проезд Комсомольской пл., 3/30). В течение нескольких часов разрушены своды семи паровозных стойл из девяти, предназначенных к сносу. Всего, согласно проекту, уничтожается 2/5 здания.

27 мая снос был остановлен Северной транспортной прокуратурой по заявлению координатора "Архнадзора". "На строительной площадке не оказалось ни одного документа, санкционирующего снос, - констатировали градозащитники. - Особый цинизм ситуации в том, что сносные работы согласованы Мосгорнаследием под вывеской реставрации памятника и его "приспособления к современным условиям". Проект реставрации Депо существует отдельно от проекта приспособления. Первый предусматривает сохранение всего памятника, второй - снос 9 стойл из 22-х. И оба согласованы Мосгорнаследием! Вероятно, на всякий случай".

Во-вторых, отмечают градозащитники, Мосгорнаследие согласовало несовместимые, по их мнению, акты государственной историко-культурной экспертизы - акт доктора искусствоведения Андрея Баталова о целесообразности включения Кругового депо в Реестр объектов культурного наследия - и акт В.А. Виноградова, А.Б. Тренина, О.В. Савельева на проект "приспособления" памятника. В первом акте предмет охраны памятника описывает здание целиком, и Мосгорнаследие утвердило его. Проект "приспособления", предусматривающий снос, прямо противоречит предмету охраны, но Мосгорнаследие согласилось и с этим.

"Эксперты Виноградов, Тренин и Савельев прямо пишут в своем акте, что проект противоречитутвержденному предмету охраны, но его надо одобрить ввиду нужд железнодорожногостроительства, а также потому, что проект утвержден Градостроительной комиссией правительства Москвы. Напомним, это межведомственная комиссия, решения которой не могут противоречить требованиям законодательства, - пояснили в "Архнадзоре". - Эксперты Виноградов, Тренин и Савельев прямо пишут в акте, что статья 38 федерального закона "Об объектах культурного наследия..." запрещает или ограничивает движение транспортных средств по территории памятника, если это несет угрозу его существования. И пишут далее: раз эти два "постулата" противоречат друг другу, следует предпочесть нужды железной дороги".

Также Виноградов, Тренин и Савельев отмечают, что "при изменении градостроительной ситуации" все можно будет восстановить. "По этой логике можно снести любой памятник, - констатировали в "Архнадзоре. - Экспертиза Виноградова, Тренина и Савельева содержит и прямо недостоверные утверждения. Например, утверждение, что "Многие своды разобраны и заменены на плоские перекрытия". На самом деле до начала сноса сохранились сводчатые перекрытия над всеми паровозными стойлами".

Статья 29 федерального закона "Об объектах культурного наследия..." утверждает принципом историко-культурной экспертизы презумпцию сохранности памятника при любой намечаемой хозяйственной деятельности, напомнили в "Архнадзоре". Статья 44 того же Закона гласит, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования производится без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. "Совершенно очевидно, что и проект, и одобряющий его акт "экспертизы" Виноградова - Тренина - Савельева противоречат закону. Однако департамент культурного наследия согласовал проект", - резюмировали градозащитники.

Общественники уже направили в Замоскворецкий суд Москвы заявление и ходатайство с требованиями признать незаконным решение Мосгорнаследия о согласии с с экспертизой, позволяющей приспособление к современному использованию выявленного объекта культурного наследия "Круговое депо Николаевской железной дороги, 1846-1851 гг., арх. К.А. Тон, Р.А. Желязевич, кон. 1860-х гг., XX в.", а также разрешеие на проведение работ на объекте. По мнению градозащитников, суд должен обязать епартамент культурного наследия Москвы назначить повторную экспертизу проекта и обеспечить остановку работ по частичному сносу памятника.

С предожением отозвать экспертизу Виноградова, Тренина и Савельева градозащитники обратились в Минкульт, а также предложили министерству и мэру Москвы Сергею Собянину проверить законность действий Мосгорнаследия при согласовании проекта "приспособления" Кругового депо, вплоть до проверки соответствия занимаемой должности руководителя департамента культурного наследия Москвы Александра Кибовского.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.