Власть: "Депутаты - уже не кролики, а президент - уже не удав". Политика: "Война с интернетом" даёт пищу прорумынским националистам и вредит народу Приднестровья". Геополитика: "Нам, безусловно, будет проще, если молдавские политики устроят у себя в стране очередной xаос".

Власть: "Депутаты - уже не кролики, а президент - уже не удав"

Создание в Бендерах парламентского центра Приднестровья и планируемое перемещение депутатского корпуса Верховного совета ПМР в этот город вызвал ожидаемую волну обсуждений. И не только в Тирасполе, пишет ИА "Новости Приднестровья". Вопрос о создании в Бендерах парламентского центра решен принципиально (23 мая Верховный совет Приднестровья большинством голосов принял постановление "О местонахождении представительных органов государственной власти в Приднестровской Молдавской Республике", закрепившее размещение приднестровского парламента в столице Тирасполе - прим. ИА REGNUM). Уже идет подбор помещений, в которых смогут разместиться депутаты и административный персонал. "Есть идея создания парламентского центра, в котором можно разместить Верховный совет и ряд представительных органов власти. Сегодня парламент располагается в здании правительства (правительство ПМР было учреждено лишь в начале 2012 года после избрания президентом Евгения Шевчука - прим. ИА REGNUM). Президент освободил это здание в расчёте передать целиком в распоряжение правительства, чтобы сконцентрировать все его структуры в одном месте. При этом будет освобождён ряд зданий. В них будут размещаться социально значимые объекты, в том числе детские сады", - отметил председатель парламентского комитета по безопасности, обороне и миротворческой деятельности Андрей Сипченко.

Судя по содержанию публичного диалога между ветвями власти, одной из основных целей переезда парламента в город Бендеры является усиление политической значимости этого второго по размерам и количеству населения города республики, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Как заявил 16 апреля на встрече с президиумом парламента президент ПМР Евгений Шевчук, вынос законодательного органа в Бендеры подчеркнет важность этого города для Приднестровья и не позволит ставить вопрос о границе между Молдавией и Приднестровьем по реке Днестр. Памятуя о той страшной цене, которую заплатил этот героический город в 1992 году за право находиться в составе Приднестровья, трудно не согласиться с тем, что статус парламентской столицы республики он заслужил.

Как водится, в Кишиневе не преминули выразить свою озабоченность планами создания парламентского центра в Бендерах, пишет ИА "Новости Приднестровья". В интервью радиостанции "Свободная Европа" бывший член делегации РМ в Объединённой контрольной комиссии Иван Ляху усмотрел в этом "реализацию хорошо продуманного плана". По его словам, перенос приднестровских учреждений в Бендеры означает закрепление Приднестровья на правом берегу. По мнению официальных властей Молдавии, размещение в городе парламентского центра "преследует политические цели укрепления административного присутствия в Зоне безопасности и является частью опасной политики, проводимой в последнее время властями региона".

"Я не представляю, как не являющийся военным подразделением парламент может изменить баланс вооруженных формирований в Зоне безопасности. Парламент избирался гражданами нашей маленькой республики, в том числе и жителями Бендер. Верховный совет выполняет свои функции для всего государства. Соответственно и располагаться он может и в Бендерах и, например, в Рыбнице. Мы знаем, что Зона безопасности - это и Рыбница, и Дубоссары, и те же Бендеры. Нахождение депутатов в любой точке Приднестровья - это исключительно их прерогатива, связанная с выполнением депутатских задач", - отмечает сопредседатель Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья Олег Беляков. (ИА "Новости Приднестровья")

Стоит напомнить, что городская администрация Бендер и представители Приднестровья в ОКК уже не раз указывали на сомнительный статус ряда расположенных в городе молдавских учреждений, функционирование которых создает возможность для концентрации в городе силовиков Молдавии, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Это при том, что в Бендерах, согласно всем ранее подписанным договорённостям, кроме местной милиции имеет право работать только совместная Оперативно-следственная группа. Но постепенно молдавская часть совместной группы разрослась в отдельный комиссариат полиции, появились линейный отдел полиции на транспорте и полицейский опорный пункт в микрорайоне Северный. Кроме того, в городе находятся пенитенциарные учреждения Молдавии ОЩ-29/12 и ОЩ-29/8. Под предлогом охраны заключенных на территории этих учреждений в городе дислоцируются вооруженные формирования Молдавии с неизвестной численностью и вооружением.

В таких условиях говорить о том, что создание парламентского центра в Бендерах "является частью опасной политики" - это перебор, пишет ИА "Новости Приднестровья". "Наличие представительных органов никакого баланса в городе не нарушает. Это не вооружённые люди. С другой стороны это придаст определенный статус городу Бендеры. Я как депутат и дубоссарец, хотел бы, чтобы парламент располагался в Дубоссарах. Но я понимаю, что это невозможно. К тому же это укрепит уверенность жителей Бендер в том, что город не будет отдан", - говорит глава Комитета по безопасности, обороне и миротворческой деятельности ВС ПМР Андрей Сипченко.

Вполне естественно, что съезжать с насиженного места нелегко, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Привычка - вторая натура. Однако высказываемые некоторыми представителями депутатского корпуса предположения о том, что перемещение в Бендеры может парализовать работу аппарата Верховного совета, вызывает недоумение. Расстояние между городами составляет порядка 8 километров, а при современных средствах коммуникации и наличии прямого транспортного сообщения, связи законодателей с исполнительными органами власти, думается, не прервутся. "При современных средствах связи, мобильности и минимальном расстоянии между Бендерами и Тирасполем, эти вопросы решаемы. У нас сегодня тысячи людей ездят между Бендерами и Тирасполем на работу, в том числе и сотрудники аппарата Верховного совета", - уверен депутат Андрей Сипченко.

"Расселение" властей по регионам страны и даже в некоторых случаях возведение новых столиц являются испытанными методами распределения внутри страны органов и ветвей власти, пишет ИА "Новости Приднестровья". Примеры такого рода можно увидеть и в Евразийском, и в Европейском союзах. Евразийский Казахстан отстроил новую политическую столицу Астану, сохранив за Алма-Атой статус столицы экономической. Основной исполнительный орган ЕС - Европейская комиссия располагается в Брюсселе, а вот Европейский парламент чаще заседает в Страсбурге, хотя может собираться также в Брюсселе и Люксембурге. Евродепутаты, оказывается, более мобильны, чем их приднестровские коллеги. Расстояния, кстати, куда большие, чем между Тирасполем и Бендерами. Тем не менее, это обстоятельство не мешает им выполнять свои обязанности, подводит итог издание.

Депутаты ожидаемо высказались против переезда в Бендеры по причине могущих возникнуть неудобств из-за потенциальной удаленности парламента, и, как следствие, утери эффективной взаимосвязи между органами власти, потери кадрового состава аппарата нынешнего парламента, увеличения транспортных расходов и т.д., пишет "Приднестровье". Похоже, идея укрепления статуса, придания большей политической значимости Бендерам в нынешней политической ситуации (по словам спикера, именно этой цели должен послужить переезд парламента) их - по вышеизложенным причинам - не вдохновляет.

Меж тем, идея "перемещать" государственные структуры из столицы в другие города страны, тем самым укрепляя их статус, не нова, придумана не нами, ее давно используют в разных странах, продолжает "Приднестровье". Вспомнить ту же Россию - тамошний Конституционный суд переехал из Первопрестольной в Петербург, и его работу, надо понимать, "паралич не разбил". К тому же, приднестровские масштабы не столь впечатляющи, чтобы говорить об удаленности госструктур, "угрожающей" их эффективному взаимодействию, подводит итог издание.

16 мая Государственный совет при президенте ПМР утвердил решение Совета безопасности ПМР о создании парламентского центра в городе Бендеры для размещения в нем Верховного совета, а также Бендерского городского совета народных депутатов, пишет "Приднестровье-XXI". Как говорится в сообщении пресс-службы главы государства, "на заседании Государственного совета решение было принято единогласно. президент поблагодарил представителей депутатского корпуса за поддержку данного решения". Таким образом, два совещательных органа приняли решение по деятельности высшего законодательного органа республики. С таким же успехом Государственный совет может утверждать решения об отмене выборов, изменения конституции и других новациях.

В этой связи выглядит достаточно логичным решение руководства Приднестровья, принятое 8 мая, заблокировать работу интернет-форумов Приднестровья, продолжает "Приднестровье-XXI". Зачистка информационного поля, с целью блокирования критики такого решения выглядит вполне закономерной, но непрофессиональной и слабой.

Что же касается мнения ВС ПМР, то еще 24 апреля этот вопрос рассматривался депутатским корпусом, пишет "Приднестровье-XXI". В ходе обсуждения законодатели в своем большинстве высказались отрицательно относительно данной инициативы. Кроме того, в ходе обсуждения вопроса в Верховном совете было отмечено, что переезд приднестровского парламента в другой город негативно скажется на расходах бюджета, которые многократно возрастут. В частности, приведение предложенных для размещения парламента зданий, абсолютно не приспособленных для работы госучреждения, в надлежащее инженерно-техническое состояние потребует больших бюджетных затрат. Кроме того, удаленность законодательного органа осложнит работу комитетов, комиссий и рабочих групп, в заседаниях которых принимают участие и представители президента, правительства, судов, прокуратуры, общественных структур. Наряду с этим заметно возрастут транспортные расходы, связанные с проездом сотрудников Верховного совета к месту работы, абсолютное большинство которых проживает в Тирасполе.

Очевидно, что попытка реализации такого решения ничего, кроме обострения ситуации в республике не вызовет, продолжает "Приднестровье-XXI". Возникает вопрос, почему именно сценарий дестабилизации ситуации в республике берется за основу президентом Евгением Шевчуком? Ответ очевиден: стремительное ухудшение социально-экономической ситуации, провальные управленческие решения в сфере экономики заставляют руководство искать выход в дестабилизации обстановки. Выделим несколько причин. 1. В дестабилизации, кто-то обязательно виноват. Таким образом, всегда есть возможность найти крайнего. 2. Дестабилизация это прекрасный повод для реализации антиконституционных решений. 3. Дестабилизация - это увеличение роли президента и возможность поправить свой упавший рейтинг.

Очевидно, что это путь в никуда, который только усиливает кризис, пишет "Приднестровье-XXI". Конечно, в этих условиях и ВС ПМР надо также пересмотреть свои подходы к информационной политике. Возникающее порой молчание Верховного совета выглядит в современной ситуации как слабость, а не работа над ошибками, подводит итог издание.

Евгений Шевчук, который не замечен в доблести дотошного исполнения законов ПМР, в том числе, и Основного закона, разумеется, проигнорирует слабенький по статусу правовой акт - постановление ВС ПМР "О местонахождении представительных органов государственной власти в Приднестровской Молдавской Республике" и будет гнуть свое, пишет интернет-издание "Приднестровье и Россия". Тем не менее, Верховный совет ПМР продолжает оставлять дорогу для нормализации работы всех ветвей власти открытой. Именно поэтому, как нам кажется, на заседании неконституционного совещательного Государственного совета, "принявшего решение" о переезде ВС ПМР в Бендеры, спикер парламента Михаил Бурла не голосовал против этого "решения" - он знал, что позиция всего Верховного совета будет иной, более того, сам разделял и формировал эту позицию. Именно поэтому глава ведущего парламентского комитета Галина Антюфеева постоянно подчеркивает, мол, это кто-то нашему президенту такие плохие мысли подбрасывает. А он-де сам у нас все правильно понимает, душой болеет за народ. Именно поэтому принят был не закон, а всего лишь постановление ВС ПМР по поводу закрепления мест работы представительных органов власти.

Депутаты снова и снова оставляют нашему странному "гаранту конституции" возможность красиво выйти из им же устроенных тупиков, продолжает "Приднестровье и Россия". Господа депутаты! Может уже хватит этих преференций? Завтра может возникнуть ситуация, когда вообще финансирование Верховного совета под каким-нибудь предлогом (г-н Шевчук мастерски их сочиняет) может быть остановлено. Где вы тогда соберетесь, господа депутаты, чтобы принять основной, безотлагательный уже сегодня акт - об импичменте президента Евгения Шевчука, утратившего доверие граждан республики?

Шевчуковское ИА "Новости Приднестровье" расплакалось в связи с отказом неуступчивого Верховного совета в своей неподписанной "аналитической" статье, основанной на мнении единственного депутата Андрея Сипченко, пишет "Приднестровье и Россия". В статье в промежутках между потоками слез по поводу того, что "парламентское большинство" не может преодолеть каких-то дополнительных восемь километров до Бендер, проскальзывают ехидные намеки на то, что вот-де решение "парламентского большинства" странным образом совпадает с мнением некоторых политиков Молдавии. Народу внятно подбрасывается мысль о некой "пятой колонне" Молдавии в лице "парламентского большинства".

Что тут можно сказать? - продолжает "Приднестровье и Россия". Не только некоторые политики Молдавии не одобрили решение г-на Шевчука. Не одобрило и посольство Украины в Молдавии, страны-гаранта приднестровского урегулирования. Это ведь надо уметь такое: вместо того, чтобы принимать решения, приемлемые для большинства заинтересованных сторон, г-н Шевчук раз за разом принимает решения, которые буквально ставят на дыбы всех, кого только можно - и внутри республики, и вне ее. Ведь голосов "за" переезд не прозвучало ни из-за рубежа, ни внутри ПМР, за исключением "одобрямсов" прозомбированной сладкой парочки "Хоржан-Сипченко" (депутаты Верховного совета Олег Хоржан и Андрей Сипченко - прим. ИА REGNUM). Только четыре депутата из всего депутатского корпуса (менее одной десятой!) по спецприглашению были допущены на заседание Государственного совета по высылке в Бендеры ВС ПМР, именно их благодарил г-н Шевчук тогда за поддержку. Эта "четверка" только и отдувалась по защите интересов Шевчука на заседании ВС ПМР 23 мая.

Но мнение Верховного совета однозначно - нет, пишет "Приднестровье и Россия". Не слышно, чтобы г-н Шевчук поблагодарил именно 26 депутатов, сказавших "нет", а ведь только их решение является законным решением ВСЕГО Верховного совета. Не помогли ни таинственные "секретные аргументы", обсудить которые просил представитель президента в ВС ПМР. Не помогла просьба пригласить и послушать самого г-на Шевчука по данному вопросу. Депутаты - уже не кролики, а он - уже не удав, такое приглашение - только потеря времени. Не помогли увещевания, что, мол, деньги на переезд найдутся не из бюджета.

Короче, пора бы уже брать инициативу в свои руки, пишет "Приднестровье и Россия". И начать надо с определения места поста президента ПМР в системе разделения властей в Приднестровье... И последнее. Собственно о новом постановлении. Правильно, что в нем по каждому органу представительной власти закреплены не только город, но и улица, и дом. А то ведь наш президент мог, не нарушив постановления, задвинуть, например, Верховный совет куда-нибудь на Балку или Ближний хутор (окраины Тирасполя - прим. ИА REGNUM) - тоже ведь Тирасполь. Однако думается, что, определяя место Верховного Совета в доме по ул. 25 Октября, 45, стоило бы еще и этажи указать упоминаемого здания. И комнаты прямо пронумеровать: кабинеты 1,2,3,4... А то ведь в доме по указанному адресу еще и подвалы имеются, и чердаки, подводит итог издание.

Политика: "Война с интернетом" даёт пищу прорумынским националистам и вредит народу Приднестровья"

В апреле этого года, по мере приближения Одесской встречи (23-24 мая в Одессе состоялся очередной раунд переговоров в формате "5+2", где Молдавия и Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), обстановка в зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта резко обострилась, пишет издание RP-inform. Свою долю ответственности, наряду с Кишинёвом, несёт за это и нынешнее руководство ПМР. Сначала мэр Бендер, полностью подчинённый президенту республики, запрещает полицейским Молдавии передвигаться по городу в форме (В Зоне безопасности действия правоохранительных органов сторон регламентируются соглашениями, принятыми Объединённой контрольной комиссией, согласно которым полиция Молдавии и милиция Приднестровья обеспечивают правопорядок на основе принципа территориальности. То есть постоянно практикуемое в провокационных целях проведение молдавскими полицейскими оперативных действий на территории, находящейся под юрисдикцией Приднестровской Молдавской Республики, входит вразрез с базовыми принципами миротворческой операции - прим. ИА REGNUM). А чуть погодя в донельзя наэлектризованной атмосфере, в точках пересечения владений ПМР и РМ, всё в той же зоне безопасности приднестровские таможенники размещают... "вагончики для отдыха" мобильных постов ГТК ПМР (В ночь с 26 на 27 апреля в бендерском микрорайоне Северный молдавская полиция при поддержке гражданских лиц предприняла попытку демонтажа установленных накануне вечером вагончиков оперативно-мобильной группы Государственно-таможенной службы (ГТК) ПМР и блокирования тяжёлой техникой подходов к бендерскому микрорайону Северный, который отрезан от остальной части приднестровского города Бендеры населённым пунктом Варница, находящимся под юрисдикцией Молдавии. Власти Молдавии заявили, что указанные вагончики были установлены приднестровской стороной в Зоне безопасности "незаконно", без согласования с ОКК и "в нарушение всех положений и существующих механизмов". По итогам состоявшегося 27 апреля в Бендерах экстренного заседания Объединённой контрольной комиссии (ОКК), подъезды в микрорайон Северный были разблокированы, а снятые и увезённые на территорию Молдавии два вагончика возвращены приднестровской стороне - прим. ИА REGNUM).

Дело дошло до рукопашной между силовиками сторон конфликта, продолжает RP-inform. Слава Богу, обошлось без стрельбы. Москве, которая всюду проводит мысль об эффективности и уникальности действующего миротворческого формата, основанного на присутствии на Днестре русского контингента, всё это было не нужно. Зато это было нужно Кишинёву, Румынии и Западу, которые требуют вывода войск РФ из зоны конфликта. Каковы были мотивы действий руководства ПМР в Бендерах - неясно. Но Приднестровье попало в ловушку.

Одной ловушкой в эти недели дело не ограничилось, пишет RP-inform. Дело в том, что после смены власти в Тирасполе на переговорах в формате "5+2" стала подниматься правозащитная тематика. В период президентства Игоря Смирнова делегация ПМР уходила от этого. Но при Шевчуке Нина Штански стала смотреть на такие дискуссии либеральнее. Послышались речи о том, что должен появиться некий гражданский форум, состоящий из НПО с обоих берегов Днестра, который и примется мониторить ситуацию с правами человека. Кишинёв устами своих чиновников тут же обозначил своё понимание происходящего: оказывается, мониторинг должен быть направлен, прежде всего, на "левобережье Днестра". Молдавия почему-то под действие такого "просмотра" не подпадала.

Впрочем, это была всего лишь очередная сдача очередной позиции Кишинёву со стороны новой приднестровской администрации, продолжает RP-inform. Хуже то, что это был новый подарок руководству Молдавии и его западным и румынским союзникам. Они с удвоенной силой заговорили о нарушении прав учащихся и преподавателей школ, работающих в Приднестровье под юрисдикцией Кишинёва с начала 1990-х годов (Находящиеся на территории ПМР 8 "румынских школ" с обучением на молдавском языке на основе латинской графики, подчиняющиеся Кишиневу и используемые Молдавией и ее зарубежными партнерами для давления на Приднестровье, с подачи Кишинева принципиально отказываются получать регистрацию в ПМР, несмотря на то, что властями республики специально для них была создана система упрощенной регистрации. 19 октября 2012 года Европейский суд по правам человека осудил Россию по делу "Катан и другие против Молдавии и России", признав ее виновной в "нарушении прав" 170 учащихся и преподавателей приднестровских школ с обучением на молдавском языке на основе латинской графике. Суд обязал Россию выплатить истцам в общей сложности 1,02 млн евро, а также покрыть судебные издержки в размере 50 тыс. евро. При этом ЕСПЧ постановил, что Молдавия невиновна в "нарушении прав" учащихся и преподавателей данных учебных заведений, поскольку Кишинев не контролирует данную территорию. В обнародованном 4 февраля 2013 года отчете верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств о ситуации вокруг данных учебных заведений им рекомендовано получить регистрацию в ПМР - прим. ИА REGNUM). Москве и Киеву это тоже было ни к чему. Молдавия такой шумихой выставляла в качестве обиженных очаги прорумынского влияния в ПМР. А румынизм в принципе враждебен интересам и России, и Украины.

А 8 мая 2013 года руководство ПМР вложило в руки противников Приднестровья, России и Украины ещё один козырь, пишет RP-inform. В этот день в ПМР было заблокировано несколько оппозиционных президенту Шевчуку и его окружению интернет-сайтов в дополнение к заблокированным ранее. В состоянии "заглушки" оказались сайты партии "Родина" (www.rodinapmr.ru), информационного агентства "Лента ПМР" (www.tiras.ru), РИА "Днестр" (www.dniester.ru). Были заблокированы Социально-политический Форум (www.forum.dnestra.com), Открытый форум (www.openpmr.info), сайт "Приднестровье и Россия" (www.pmr-rf.ru), Свободный Форум (www.forum-pridnestrovie.ru), а также форумы www.nistru.net и www.forum-pmr.net.

Любопытное совпадение: сайты были заблокированы днём 8 мая, а вечером того же дня в ПМР с визитом прибыл специальный представитель президента Российской Федерации по Приднестровью, вице-премьер правительства РФ, куратор оборонно-промышленного комплекса России Дмитрий Рогозин, продолжает RP-inform. Это выглядело подставой российского чиновника и России в целом: у мирового сообщества умышленно пытались создать впечатление, что подавление прав и свобод приднестровцев исходит из Москвы. России всё это, разумеется, ни к чему. Но Кишинёв и его союзники от этого выигрывают. Они, как и в случае с упомянутыми выше школами, используют атаку на интернет для дискредитации ПМР и России. Логика дискредитации всё та же: в "восточных районах Молдавии" царит "неконституционный сепаратистский режим", поддерживаемый "имперскими силами Кремля".

Понимают ли это те, кто в начале XXI века пытаются закрыть ладонью межконтинентальную сеть всемирной паутины? - пишет RP-inform. А если понимают, то на кого они работают? Проблема в том, что ПМР сегодня находится под постоянным и пристальным наблюдением противников приднестровской государственности. От соблюдения демократических норм властями Тирасполя зависит отношение к Приднестровью многих влиятельных в мире сил. И, напротив, "заглушка" неугодных интернет-сайтов, борьба с инакомыслием, преследование оппозиции дискредитируют не только власти республики, но и ПМР как государственное образование.

Ясно для всех, что антидемократический имидж власть имущих Приднестровья ослабляет позиции самой республики на переговорах об урегулировании молдавско-приднестровского конфликта пишет RP-inform. Прозападным и прорумынским лидерам РМ куда легче будет убеждать США и Евросоюз надавить на ПМР, мотивируя свои требования аргументом, согласно которому в Тирасполе царит диктатура, а народ лишён права на получение и распространение информации. Помогать противникам республики в этом - значит действовать с ними заодно. Это также означает помогать Западу и Румынии давить на Россию и Украину, требуя от первой вывода войск, якобы "поддерживающих диктатуру", а от второй - допуска Молдавии к контролю над ввозимым в ПМР импортом. Как известно, руководители РМ обвиняют приднестровских коллег не только в "авторитаризме", но и в том, что ПМР - "непрозрачная", "тёмная" территория. А. значит, экономику Приднестровья следует полностью поставить под контроль "конституционных властей" Молдавии.

Итак, можно уверенно прогнозировать, что если ранее против ПМР использовался "школьный фактор", то теперь сюда добавилась ещё и борьба властей Приднестровья против интернета, продолжает RP-inform. В такой обстановке Молдавии и Западу будет гораздо легче, чем в дошевчуковскую эпоху, давить на ПМР. Ведь с санкции всё той же Нины Штански итоги очередного раунда переговоров в формате "5+2" подводит представитель ОБСЕ. Послы стран-гарантов - России и Украины - теперь от этой роли фактически отстранены. Смягчить последствия возможных "наездов" на приднестровскую сторону будет уже некому...

Вряд ли можно сказать, что в Москве и Киеве это прошло мимо взоров политиков и чиновников, пишет RP-inform. Судя по материалам в некоторых российских и украинских СМИ, есть точка зрения, гласящая, что в высших эшелонах власти Тирасполя существует влиятельная прозападная группировка, нацеленная на дальнейшие уступки Молдавии или даже на принятие кишинёвских условий урегулирования. Если исходить из этой точки зрения, то интернет-репрессии - отличное средство для недопущения идей патриотической оппозиции до широких слоёв народа ПМР. Это также может являться, как мы уже говорили, помощью Западу и Кишинёву в попытках доказать наличие в Приднестровье "диктаторского режима". А заодно перед нами - средство скрыть от людей цифры и факты, показывающие провалы в экономике и социалке, а также пагубные последствия для ПМР уступок Кишинёву в виде "малых шагов".

Впрочем, у команды Шевчука есть возможность легко доказать надуманность критики в свой адрес, продолжает RP-inform. Для этого следует лишь разблокировать все попавшие "под раздачу" сайты. Быть может, не лишними в этой ситуации станут слова России и Украины. Ведь нетерпимость к иному мнению со стороны "молодых реформаторов" из Тирасполя мешает линии стран-гарантов на спокойную и лояльную работу с Приднестровьем. "Война с интернетом" только даёт пищу прорумынским националистам и вредит народу Приднестровья, которому и без того трудно, подводит итог издание.

В майские праздничные дни приднестровское интернет-сообщество "осиротело" - крупнейшие и популярные интернет-форумы, в числе которых и Приднестровский социальный форум, оказались заблокированными, пишут "Профсоюзные вести". Из-за часто появляющейся на форумах критики власти, - решило интернет-сообщество и поделилось этой "догадкой" в еще открытых ресурсах. Президент Евгений Шевчук на "критику" отреагировал на своей страничке в социальной сети Facebook. "С осени прошлого года у нас нет уголовной ответственности за клевету. Тогда зачем анонимная мусорка! Регистрируйте СМИ, и вперёд!" - написал Шевчук, отметив при этом, что на форумах было "много заказного, хотя есть доля и полезного". Меж тем, ряд экспертов считает, что блокировка сайтов - не есть хорошо, что такие действия вредят имиджу республики и не могут считаться нормальными в демократическом, правовом государстве.

17 мая в Тирасполе за круглым столом собрались представители интернет-сообщества, администраторы приднестровских форумов и сайтов, доступ к которым был заблокирован 8 мая списком из десятка интернет-адресов по желанию президента ПМР Евгения Шевчука, пишет издание "Приднестровье и Россия". Этому бандитскому налету на права человека получать и распространять информацию и был посвящен разговор за круглым столом. В нем приняло участие около 30 человек, в том числе депутаты Верховного совета Анатолий Дирун и Галина Антюфеева, экс-министры иностранных дел ПМР Валерий Лицкай и Владимир Ястребчак, представители политических партий Приднестровья, Общественной палаты, политологи. Большой интерес дискуссия вызвала у приднестровских и зарубежных СМИ.

Сразу подчеркнем: на конференции не прозвучало ни одного голоса в защиту грубой акции властей, хотя их представители зримо и незримо присутствовали на конференции, и к ним было обращено предложение ведущего конференцию депутата ВС ПМР Анатолия Дируна - высказаться, продолжает "Приднестровье и Россия". Слабую и безнадежную попытку сбалансировать то, что явно не поддавалось балансировке, предпринял член Общественной палаты при президенте ПМР, приближенный г-на Шевчука Григорий Воловой. Он заметил, что Верховному совету ПМР надлежало бы подсуетиться с принятием соответствующих законов, иначе мол, президенту непонятно, что можно запрещать в интернете, а что нельзя. Ну и еще в едкой сатирической форме "поддержал" действия президента редактор приднестровской газеты "Человек и его права" Николай Бучацкий, который посоветовал г-ну Шевчуку продолжить свое начинание и позакрывать все вокруг к чертовой матери: приднестровское телевидение, газету "Приднестровье", приднестровское новостное агентство - вдруг что-нибудь недостаточно благолепное про него скажут. И вообще - "больше двух не собирайся".

Выступившие за круглым столом отметили огромный вред, который нанесла имиджу республики последняя акция президента Шевчука, выразили тревогу в связи с тем, что республика может попасть в список стран-изгоев со всеми вытекающими серьезными последствиями, а Приднестровье и так живет только благодаря доброй воле и поддержке фактически одной только России, которая не сможет продолжать поддерживать страну, в которой так грубо нарушаются основополагающие права человека, пишет "Приднестровье и Россия". К сожалению, власти Приднестровья не только сами дали повод многочисленным врагам республики начать опускать Приднестровье в международную яму стран-изгоев, но к тому же предприняли наступление на права человека в наиболее примитивной и грубой форме, то есть тайно, анонимно, без объяснения обществу причин этой акции, без какого-либо даже камуфляжа ссылки на закон. Тем самым они подчеркнули наличие в сегодняшнем Приднестровье еще одной характерной особенности стран-изгоев - волютнаристский, диктаторский, беззаконный характер правления. Все это ставит Приднестровье в положение страны, на пути которой международное сообщество может врубить красный свет. Выключить его порой бывает не так просто.

Участники круглого обратились с призывом к властям Приднестровья немедленно и без всяких предварительных условий разблокировать доступ к сайтам и форумам, продолжает "Приднестровье и Россия". За круглым столом особо подчеркивалось, что солидарность, объединение сил в желании защитить права человека в ПМР является главным условием выстраивания здесь современного цивилизованного общества. Существуют значительные недоработки, медлительность в принятии нормативных документов со стороны Верховного совета ПМР, ограничивающих произвол блокировщиков. Да и сами приднестровцы, чьи права так грубо нарушены, могли бы более активно защищать свои права. Для этого существует целая серия мер судебного и внесудебного характера, которые пока не используются.

Оценивая последние события, можно уверенно констатировать: Шевчук проиграл информационную войну, пишет "Приднестровье и Россия". Тех, кто будет много-много говорить о том, что охранка Шевчука вылезла из пределов своих полномочий, о незаконности проведенной зачистки и т.п. можно легко остановить, спросив: а что еще мог сделать Шевчук, проигравший информационную войну даже нашей разрозненной, никак пока не координирующей свои усилия приднестровской оппозиции? Полностью проигравший. Вчистую проигравший. До бешенства проигравший. Ему нечего сказать в свое оправдание. Поэтому и пытаются заткнуть рот народу (форумы - это народ). Ниточка, еще связывающая чуть-чуть с народом, оборвалась. Проигравшим информационную войну остается только отдать команду - "фас!", и включить свои пока еще подконтрольные государственные репрессивные структуры. Тем самым перечеркнуть не только свое политическое будущее, но и элементарную свою гражданскую свободу уже в недалеком будущем, подводит итог издание.

Контроль спецслужб Приднестровья за интернетом возрастает, пишет ИА "Тирас". В конце апреля - начале мая провайдером-монополистом "Интеднестрком" по прямому указанию КГБ и Службы безопасности президента были заблокированы все независимые интернет-ресурсы региона, включая форумы. Таким образом, на сегодня в Приднестровье полностью подавлена свобода слова. Цензура возведена в ранг государственной политики и любые иллюзии по поводу демократии в ПМР улетучились. Это мнение представителей гражданского общества и оппозиции Приднестровья.

Но и текущее состояние интернет-контроля не устраивает власти, продолжает ИА "Тирас". По имеющейся информации, спецслужбы, включая специальное подразделение ГТК (таможня), решают задачу по взлому профилей в социальных сетях оппозиционных деятелей республики. Дело в том, что после блокирования интернет-форумов свободная дискуссия в Приднестровье ушла в социальные сети. Также спецслужбами проводится работа по взлому почтовых ящиков оппозиционных политиков, журналистов и депутатов, что грубо нарушает закон, но при этом реализуется на государственном уровне. Все акции по интернету руководители силовых ведомств согласовывают лично с президентом Шевчуком, утверждает издание.

Официальный сайт Верховного совета ПМР публикует аналитический комментарий председателя комитета Верховного совета по экономической политике, бюджету и финансам Олега Василатия:

"Приднестровье на всем протяжении своей истории отличалось безупречной международно-правовой позицией. Это одно из пока немногих наших преимуществ в международных отношениях. Основой этой позиции является опора государства на единственный реальный субъект международного права в Приднестровье, с которым связана возможность признания нашего государства, - на народ Приднестровской Молдавской Республики, которому принадлежит признаваемое всеми право нации на самоопределение. В сегодняшнем мире, если народ самостоятельно определяет свое развитие, реализует свою законную волю без подавления каких-либо национальных, социальных, политических и иных групп населения, делает это посредством демократических процедур на основе свободы выражения и плюрализма мнений, никто не может оспорить право этого народа, этой нации на самоопределение.

В новейшей истории, начиная с югославской войны, все случаи вмешательства в суверенитет разных государств обставлялись обвинениями в авторитаризме, притеснении каких-либо политических групп или национальных сообществ. Иными словами, политическая власть в государстве-жертве обвинялась в деятельности, направленной против собственного народа, и тем самым агрессоры развязывали себе руки. Строгое исполнение законов, которые по конституции, утвержденной на всенародном референдуме, являются единственным способом реализации воли народа, соблюдение демократических процедур, свобода выражения и плюрализм мнений в Приднестровье до сих пор позволяли дезавуировать любые "притягиваемые за уши" обвинения в авторитаризме, которые высказывали псевдодемократизаторы с ярко выраженным английским акцентом. Более того, признание в качестве выразителя воли народа позволяло политическому руководству Приднестровья иметь равный с иными участниками статус стороны конфликта в процессе переговоров, статус, опираясь на который можно довести дело и до полного признания суверенитета нашего государства.

Так было до недавнего времени. Теперь, когда неисполнение положений конституции и законов, монополизация государственных СМИ, блокирование интернет-сайтов, де-факто ликвидация местного самоуправления становится нормой жизни политического руководства республики, позиция Приднестровья в международных отношениях может измениться. По сути, республика подставляется под удар, который может быть нанесен нашими недоброжелателями путем предъявления претензии в отсутствии одного из важнейших признаков суверенитета - власти, являющейся выразителем воли народа. Таким образом, текущие решения могут иметь негативные последствия не столько для каких-то персоналий в политическом руководстве, сколько для страны в целом, которая как очередной авторитарный режим может пополнить список стран-изгоев со всеми вытекающими последствиями для позиции в переговорах и самого Приднестровья, и стран-гарантов".

Геополитика: "Нам, безусловно, будет проще, если молдавские политики устроят у себя в стране очередной xаос"

В ближайшие годы Приднестровье столкнётся с новым вызовом, который, как уже понятно, будет носить и экономический, и геополитический характер, пишет "Евразийское Приднестровье". Речь идёт о контурах предполагаемого УВЗСТ - Соглашения об углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли Республика Молдова - Европейский союз. Это часть так называемого европейского пакета для Молдавии - вместе с обещанными Брюсселем ассоциативными отношениями для РМ и либерализацией визового режима.

Нет ничего удивительного в том, что Кишинёв пришёл к перспективе УВЗСТ, продолжает "Евразийское Приднестровье". Это закономерный итог его усилий по европейской интеграции. Все молдавские власти очень много работали для этого. Как кажется, нам надо твёрдо исходить из того, что Соглашение о зоне свободной торговли будет подписано, вопрос - только в сроках (Молдавские власти до последнего времени планировали подписать на ноябрьском саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе соглашения об ассоциации с ЕС, о создании всеобъемлющей зоны свободной торговли с Евросоюзом и о либерализации визового режима. Однако после распада Альянса за евроинтеграцию и отставки правительства, было объявлено, что на саммите в Вильнюсе указанные документы будут в лучшем случае парафированы, в то время как подписание их откладывается, по крайней мере, до следующего года - прим. ИА REGNUM). Если молдавские политики не учудят какого-нибудь масштабного внутриполитического кризиса, то подписание произойдёт быстрее, если же кризис затянется, то пройдёт ещё какое-то время. Однако это вопрос решённый, в том числе и со стороны Европы. Немецкие дипломаты, которые уже давно всё просчитали, отводят на создание механизма УВЗСТ несколько лет.

Нам сразу следует исключить старые надежды на то, что в Молдавии переменится власть, и новая власть вдруг отвернётся от Запада и обратится, например, к Таможенному или Евразийскому союзу, пишет "Евразийское Приднестровье". Европейская интеграция является частью государственной, а не политической (коммунистической или либеральной) идеологии в Кишинёве. В этом заслуга и победа Запада в последние годы.

Чем обернётся УВЗСТ для Приднестровья? - продолжает "Евразийское Приднестровье". Запад сегодня даёт понять - никакиx специальныx режимов для Приднестровья в рамкаx соглашения не будет. Потому альтернатива выглядит простой - ПМР может присоединиться к зоне свободной торговли и её стандартам, но это будет означать растворение в экономическом пространстве Молдавии, отказ от евразийской интеграции и барьеры на рынкаx СНГ. ПМР может не присоединиться, и тогда она, вероятнее всего, потеряет европейские рынки для экспорта. Таким образом, УВЗСТ - это инструмент давления, и серьёзный. Чтобы не попасть под очередной пресс, Приднестровью нужна экспортная переориентация в другом направлении - восточном. Но в одиночку, без помощи структур Таможенного и будущего Евразийского союза, сделать это будет сложно.

Посмотрим на структуру приднестровского экспорта, пишет "Евразийское Приднестровье". География его в последние годы принципиально не меняется, потому возьмём за основу данные первого квартала нынешнего года. На сегодня мы видим следующее: из почти 120 миллионов долларов общего объёма экспорта на ЕС пришлись 35,1 миллиона. Это 29,2%. При этом более трети европейского экспорта Приднестровья уxодит в Италию, 28% - в Румынию, 23,5% - в Германию. В государства СНГ за январь-март ПМР отправила товаров почти на 81,9 миллиона долларов, или более 68% от общего объёма. Здесь очень выделяются два главныx направления - Россия (22 млн. долл., или 27% всего приднестровского экспорта в ближнее зарубежье) и Молдавия (54,4 млн. долл., или 66,5%). Молдавия, Румыния и Италия - это единственные крупные торговые партнёры, с которыми у Приднестровья положительное сальдо внешнеторгового баланса. При этом на Молдавию в первые три месяца пришлось около 45% приднестровского экспорта.

Теперь представим себе ситуацию с УВЗСТ, при которой РМ фактически уxодит из СНГ и попадает в европейское экономическое пространство, продолжает "Евразийское Приднестровье". Важен вот какой момент - так как Молдавия становится частью Европы, то у Приднестровья могут возникнуть сложности уже не только с собственно европейским экспортом, но и с молдавским. В условияx неурегулированности конфликта Кишинёв легко может выдвинуть новые односторонние требования к приднестровским производителям, обусловив иx "европейскими обязательствами РМ". В результате сложится ситуация, когда в какой-то момент до 70% экспортныx потоков ПМР попадут под те или иные ограничения.

Те, кто занимается в Молдавии внешней политикой на правительственном и экспертном уровне, именно как раз из этого и исxодят, пишет "Евразийское Приднестровье". Понимая свою силу, они говорят, что у Кишинёва есть немало торговыx и экономическиx рычагов, чтобы убедить не только политиков, но и приднестровское бизнес-сообщество присоединиться к УВЗСТ. При этом также приводятся цифры за 2012 год, когда экспорт из Приднестровья составил около 690 млн. долларов, из которых "455 млн. были получены от торговли с Молдавией и Европейским союзом". В Кишинёве считают этот экспорт одной статьёй.

Из этиx цифр видно, насколько сложная задача по переориентации экспорта в перспективе предстоит Приднестровью при неблагоприятныx сценарияx, продолжает "Евразийское Приднестровье". Для нас, безусловно, будет несколько проще, если молдавские политики ещё раз покажут свою склочность и незрелость, устроят у себя в стране очередной xаос, и подписание Соглашения о зоне свободной торговли РМ-ЕС будет отложено. В этом случае у ПМР просто будет больше времени на то, чтобы начать переориентировать экономику. Повторимся - все понимают, что это будет непростым делом. Экспорт - ведь не шаxматный ферзь, которого можно мановением руки перебросить с одного края доски на другой. Однако, если перед нами маячат давление и ограничения, связанные с УВЗСТ, над ответом надо думать уже сейчас, не ожидая, когда из-за потери рынков закроются приднестровские предприятия, и люди, в который уже раз за последние 20 лет, потеряют работу.

Что даст нам максимальная переориентация на рынок СНГ и стран Таможенного союза? - пишет "Евразийское Приднестровье". Плюсов тут могло бы быть несколько - укрепление экономики, новые возможности в общей системе разделения труда, гарантированные, долгосрочные, исторически обусловленные рынки сбыта, меньше проблем с банковским обслуживанием, сокращение возможностей давления Запада на Приднестровье (экономического давления, которое, как правило, всегда перерастает в политическое). При этом xочется сразу оговориться - конечно, пока ещё нет УВЗСТ, Приднестровье не должно поднимать руки вверx, сдаваться и бежать с европейского рынка. Бежать не нужно, напротив, необxодимо до конца отстаивать свои интересы, поднимать шум и требовать от Евросоюза, чтобы он уважал право на свободное перемещение людей и товаров. Но в то же время - искать альтернативные пути.

Своё слово тут, безусловно, скажут экономисты, мы попробуем набросать только несколько штриxов, продолжает "Евразийское Приднестровье". Любая переориентация начинается с большой аналитической работы - что мы можем переориентировать, что не можем, если можем, то какую продукцию и в какие сроки. Нужна подробная стратегия, своеобразная "дорожная карта", которую могло бы увидеть общество. Необxодимо ответить на многие вопросы, например: найдётся ли место на рынкаx Таможенного союза для нашего текстиля и способна ли экспортная переориентация дать импульс к развитию приднестровской сельскоxозяйственной отрасли? Такие ответы должно, естественно, дать не только Приднестровье, но и Россия. Пока мы иx не слышим.

Очень важным в этом процессе станет взаимодействие торгово-промышленныx палат и экономическиx ведомств ПМР и стран Таможенного союза, пишет "Евразийское Приднестровье". Решающий xарактер будет иметь то, как различные регионы России, Белоруссии, Казаxстана и другиx государств СНГ откликнутся на стремление Приднестровья установить более широкие экономические связи. Первым индикатором здесь станет Третий инвестиционный форум в июне.

До этого мы говорили о том, что может дать евразийская интеграция приднестровской экономике, продолжает "Евразийское Приднестровье". Однако успешный проект по евразийской интеграции Приднестровья, безусловно, будет иметь значение и для самой России, для геополитики в регионе. Общество в той же Молдавии сегодня дезориентировано, так как не видит на практике и пока не понимает перспектив и плюсов Евразийского союза. Молдавскому обществу кажется (и не без оснований), что европейская идея носит более конкретный xарактер. "Что такое Евразийский союз, к чему там сегодня присоединяться?" - часто можно услышать в Кишинёве, причем не только от политиков. Приднестровье в этиx условияx как раз могло бы стать полигоном, который бы продемонстрировал выгоды такой интеграции, подводит итог издание.