Мэр столицы Гагаузии Комрата Николай Дудогло заявляет, что с момента, когда гагаузы в 1994 году отказались от курса на независимость и согласились на автономию в составе Молдавии, "иногда стыдно ехать в Приднестровье, поскольку гагаузов уже на таможне встречают и говорят, что мы предатели". Как сообщило гагаузское издание "Гагауз-инфо", об этом Дудогло, являющийся лидером местной организации Демпартии Молдавии, заявил в ходе регионального партийного форума демократов в Гагаузии.

Дудогло пояснил, что такое отношение к гагаузам со стороны приднестровцев вызвано и тем отношением со стороны Кишинева, которое допускает к себе Комрат. Политик призвал провести съезд депутатов Гагаузии всех уровней, на котором должен быть поднят вопрос закрепления в конституции Молдавии права Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утери республикой своего суверенитета. "Это очень больной вопрос. У нас чуть что - все пугают, что завтра придут румыны и не знаю кто еще, и гагаузов не будет. Давайте поднимем этот вопрос на самом высшем уровне", - заявил Дудогло.

"Когда мы согласились [на статус автономии в составе Молдавии] - вопрос внешнего самоопределения Гагаузии стоял, и это был один из самых главных вопросов. Потому сегодня этот вопрос нужно очень четко ставить. Раз появились комиссии, что хотят отнимать статьи, которые дают развитие Гагаузии, ее будущее - в опасности", - подвел итог Николай Дудогло.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, в подготовленных без участия гагаузской стороны и представленных в середине мая Комрату материалах кишиневской правительственной рабочей группы по разработке изменений в законодательство, регулирующее правовой статус Гагаузской автономии, предлагается пересмотреть закон 1994 года "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", ликвидировать права и полномочия Гагаузской автономии, в частности лишить Гагаузию право на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости. Народное собрание (парламент) Гагаузии приняло на этот счет специальное постановление, в котором осудило планы молдавских властей и заявило, что их реализация может привести к осложнению общественно-политической ситуации не только в Гагаузии, но и в целом в республике. Депутаты также заявили о возможности проведения референдума о выходе из состава Молдавии и возврата к независимой Гагаузской Республике. 22 мая министр юстиции Молдавии Олег Ефрим подписал указ о приостановлении деятельности рабочей группы, которая возобновит свою работу, когда в Молдавии будет утвержден полноценный кабинет министров.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента в тот период времени висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.