Вице-губернатор: Будущее - за метаном, и новгородцы это поняли ещё три года назад

Великий Новгород, 28 мая 2013, 09:34 — REGNUM  Согласно постановлению правительства РФ, подписанному премьер-министром Дмитрием Медведевым, не менее 50% общественного транспорта в России планируется перевести на газ. О том, как к этому готова Новгородская область, в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал заместитель губернатора Новгородской области Юрий Маланин.

ИА REGNUM: Юрий Сергеевич, какова на сегодняшний день готовность региона к выполнению этого постановления правительства?

Новгородская область - одна из пионеров в этом отношении не только в Северо-Западном федеральном округе, но и в целом в Российской Федерации. На данный момент на территории Новгородской области с газом работают 38 автозаправок, из них 37 используют СУГ (сжиженный углеводородный газ), то есть пропан-бутан, и только одна - сжиженный природный газ, метан. Будущее же - как раз за метаном.

ИА REGNUM: Почему?

Если бы у меня был выбор как у потребителя, я бы, конечно, выбрал сжиженный природный газ только по одной причине: безопасность. Он легче воздуха, и в случае аварии и разгерметизации газового баллона он просто-напросто с достаточно большой скоростью улетучивается в воздух. Пропан-бутан, напротив, намного тяжелее воздуха и, соответственно, взрывоопасен. Вторая причина - чисто экономическая. Расход газа автомобилями на сжиженном природном газе уменьшается на 5-10%, а с учётом того, что он практически в три раза дешевле бензина, то экономия - очень значительная, и то оборудование, которое стоит в автомобилях, окупается очень быстро. При использовании пропан-бутана, наоборот, расход газа увеличивается на 15-20%. Его стоимость, конечно, ниже бензина (где-то на 60-70%), он экологичней, но, конечно, не настолько безопасен и эффективен, как сжиженный природный газ.

ИА REGNUM: Так сколько же сейчас автобусов в регионе работают на газомоторном топливе?

В Великом Новгороде из 246 пассажирских автобусов большой и особо большой вместимости 140 уже "бегают" на метане. То есть практически 57% общественного транспорта города уже работают на газе, и первый такой автобус у нас появился в 2009 году.

ИА REGNUM: То есть уже за три года до нынешнего постановления правительства РФ Новгородская область поняла, что перевод общественного транспорта на газ - это эффективно и выгодно?

Да, мы уже тогда поняли, что это перспективно. Прежде всего, потому, что мы можем реально сдерживать темпы роста тарифов на пассажирские перевозки. Посмотрите, сколько стоит проезд в городских автобусах в соседних регионах (Пскове, Вологде, Питере) - практически везде либо под 20 рублей, либо уже за 20 рублей зашкаливает. И рост тарифов продолжается, его не остановить, потому что нет государственного регулирования цен на топливо. У нас же получается сдерживать рост тарифов (в Великом Новгороде с марта 2013 года проезд в городских автобусах стоит 16 рублей - ИА REGNUM). Второй плюс - это экологическая чистота. Как по этому пути было не идти? Вот мы и пошли, три года назад.

ИА REGNUM: Со столицей области - Великим Новгородом - понятно. А как обстоит дело с общественным транспортом в районах?

В целом, в Новгородской области сейчас на сжиженном природном газе работают 160 автобусов из 580 (то есть 27,6% от всего транспорта). Помимо тех 140 автобусов, что ходят по областному центру, ещё 20 обслуживают, в основном, Новгородский район. Потому что заправка у нас одна - в Великом Новгороде, и охватить она может лишь ближайшую территорию.

ИА REGNUM: Есть ли перспективы дальнейшего развития?

Разумеется! Все три перевозчика, которые работают в Великом Новгороде, приобретают в лизинг новые автобусы уже на газомоторном топливе, то есть вопрос решается уже без содействия власти. Более того, автоперевозчики сами готовы инвестировать в строительство новых газовых заправок - так, новую АЗС намерено построить за собственный счёт новгородское ПАТП-1, сейчас решается вопрос с выделением земельного участка под строительство. Таким образом, через 6-8 месяцев в регионе появится ещё одна заправка, на которую мы даже не рассчитывали. Более того, насколько мне известно, тот же перевозчик уже начал закуп оборудования для перевода уже частных автомашин на газомоторное топливо.

ИА REGNUM: Речь также идёт о метане?

Да, именно о сжиженном природном газе. Ту сеть заправок, которая работает на пропан-бутане, мы развивать не будем. Ведь, как я уже сказал, будущее за сжиженным природным газом.

ИА REGNUM: А в других районах Новгородской области?

В результате переговоров с одной из дочерних структур "Межрегионгаза" у нас достигнуты договорённости о строительстве ещё двух заправок. Одна из них появится в крупном райцентре - городе Боровичи, где автобусов достаточно много. Другая будет построена либо в Новгороде, либо в Новгородском районе, вопрос по площадке пока решается. Заправки будут строиться за счёт "Газпрома". Кроме того, мы сейчас прорабатываем с "Газпромом" вопрос о строительстве завода по сжижению газа в Крестецком районе Новгородской области. И этот проект, если нам удастся его осуществить, открывает области большие перспективы.

ИА REGNUM: Что даст этот завод региону?

На данный момент газификация области составляет всего 54%. И мы идём пока по тому же пути, что и другие регионы. Что значит газифицировать, например, удалённый Холмский район? "Тащить" туда магистральный газопровод (300-400 млн рублей), при этом на конце этой трубы у Новгородской области возникнут обязательства перед "Газпромом": необходимо будет подписать план-график синхронизации, протянуть межпоселковые газопроводы и подключать всё, что можно. Но когда доходишь до конечного потребителя, житель говорит: "А у меня нет 100 тысяч рублей, даже с учётом 50-процентной льготы". А крупных промышленных потребителей в таких районах, как правило, пока тоже нет. И такая ситуация - во всех наших отдалённых, малонаселённых и пока не газифицированных территориях. Год назад губернатор Новгородской области Сергей Герасимович Митин принял решение пойти другим путём, который пока никто не избрал в России. Завод, размещённый в Крестцах, то есть равноудалённо от всех районов, позволит нам газифицировать отдалённые селения и без "газпромовской трубы": мы строим только межпоселковые газопроводы внутри поселений, размещаем там специальную ёмкость для хранения газа и просто подвозим на автомобилях газ из завода в Крестцах - объём, которого хватит на квартал. Таким образом, построив завод по сжижению газа, мы получаем возможность сделать качественный прыжок в будущее и газификацию области резко подвинуть вперёд.

ИА REGNUM: Юрий Сергеевич, свой личный автомобиль Вы готовы перевести на газомоторное топливо?

Мой сын два года назад перевёл свой автомобиль на газ - правда, на пропан-бутан, потому что метана тогда у нас ещё не было. Он доволен. У меня автомобиль и так экологически чистый - гибрид. Конечно, личных автомобилей, работающих на метане, у нас сейчас единицы. Но если бы была разветвлена сеть подобных АЗС - и не только в Новгородской области, но и в соседних регионах - у людей бы вопросов, думаю, не возникало.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.