Москомархитектура внесла в Дирекцию московского транспортного узла предложение построить в Перово и Царицыно два новых вокзала, которые будут обслуживать пассажиров высокоскоростных магистралей и поездов дальнего следования. Как пишут "Известия", РЖД также рассматривает возможность строительства одного или двух крупных вокзалов для поездов дальнего следования в "новой Москве".

Новые вокзалы нужны в первую очередь для обслуживания высокоскоростных поездов (примерно в 2 раза быстрее "Сапсанов"), отмечают в дирекции. Три основных направления, по которым планируется пустить поезда со скоростью до 400 км/ч, - Москва - Санкт-Петербург, Москва-Адлер, Москва-Екатеринбург. "Восточный" вокзал будет располагаться на пересечении Рязанского направления (большинство маршрутов сегодня отправляется с Казанского вокзала) и Горьковского направления (поезда идут в этом направлении с Курского вокзала) Московской железной дороги - там, где сейчас находится станция Перово. "Южный" вокзал может быть размещен на пересечении Курского и Павелецкого направлений, в районе станции Царицыно. Еще одна задача новой инфраструктуры - разгрузка существующих вокзальных комплексов, уточнили в дирекции.

По словам заведующего отделением перспективного моделирования перевозочного процесса ОАО "Институт экономики и развития транспорта" Валентина Мурашова, сейчас рассматриваются несколько вариантов размещения вокзалов для высокоскоростных магистралей (ВСМ): в том числе обсуждается строительство нового вокзала в районе станции "Каланчевская" и масштабная реконструкция Курского вокзала, на месте которого может быть возведено многоярусное здание по подобию центрального вокзала в Берлине: один этаж будет отдан под пригородные поезда, другой - под поезда дальнего следования, третий - под высокоскоростные.

На ВСМ предполагается переключать также часть поездов дальнего следования, отметил Мурашов. От объема переключений и спроса на эти перевозки будет зависеть необходимая площадь вокзалов. На спрос может повлиять и то, где вокзал расположен - на окраине или в центре. Предварительно стоимость строительства трех ВСМ оценена в более чем 4 трлн рублей. Модель финансирования сейчас определяется.

Также РЖД планирует построить один или два вокзала в "новой Москве", где в настоящее время нет ни одного вокзала для поездов дальнего следования. Есть предложение соединить Киевское и Курское направление, между которыми находится "новая Москва", новой веткой, и на ней построить такой вокзал, или же построить по вокзалу на обоих направлениях, добавил Мурашов.

По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, было бы логично построить вокзальные комплексы в рамках государственно-частного партнерства, причем инвесторами могут быть и "Скоростные магистрали" (дочерняя компания РЖД), и московские компании.