Посол Республики Армения в Ираке Мурад Мурадян согласился ответить на вопросы корреспондента ИА REGNUM относительно ситуации на Ближнем Востоке в целом, а также о судьбе многочисленной армянской общины, разбросанной по странам региона.

ИА REGNUM: Г-н посол, как сегодня живет армянская община Ирака, имеющая многолетнюю историю и богатое наследие? Какие проблемы испытывают армяне в поствоенном Ираке, и какие, на ваш взгляд, необходимы меры для их поддержки?

Действительно, армянская община в Ираке насчитывает многовековую историю. Более того, она является одной из старейших, крупнейших и влиятельных христианских общин в Ираке. Численность армянской общины в разные времена колебалась под влиянием различных политических событий, как в стране, так и в регионе. Она достигала 100 тысяч в начале 20 века - после Геноцида армян в Османской империи в 1915 году, а до свержения Саддама Хусейна здесь жили 30-35 тысяч армян. В настоящее время в Ираке насчитывается до 15 тысяч армян. В основном, они проживают в Багдаде, а также в городах Басра, Мосул, Киркук, Эрбиль. В стране действуют 15 армянских церквей. Есть школы, молодежные, женские благотворительные организации с более, чем 80-летней историей. Общинная жизнь вообще организована на высоком уровне.

Что касается проблем армянской общины, то они те же, что и для всей страны - безопасность, высокий уровень коррупции, отсутствие рабочих мест, очень низкий социально-экономический уровень жизни. Посольство оказывает посильную помощь армянской общине, в том числе в вопросах ускоренной выдачи выездных виз в Армению, оформления вида на жительство. Зачастую ходатайствуем перед правительством Армении для желающих получить гражданство нашей страны. В местных проблемных вопросах обращаемся к иракским властным структурам. Совместно с организациями общины организуем различные мероприятия.

ИА REGNUM: На каком уровне пребывают межгосударственные отношения Армении с Ираком? Каковы перспективы их развития?

Посольство Армении в Багдаде было открыто в 2010 году, а в 2012 году - посольство Ирака в Ереване. В сентябре 2012 года официальная делегация Ирака во главе с вице-премьером Рауш Нур Шауэйси, в составе восьми министров центрального правительства Ирана, нанесла визит в Армению. В ноябре того же года состоялся ответный визит армянской правительственной делегации во главе с вице-премьером Арменом Геворкяном в Ирак. Тогда же армянские бизнесмены приняли участие в 39-ой Международной выставке в Багдаде.

Создана межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, которую возглавили вице-премьеры двух государств. Подписано более шести договоров и соглашение между правительствами. В феврале Армению посещала делегация министерства здравоохранения Ирака для изучения армянской инфраструктуры здравоохранения, были подписаны протоколы о сотрудничестве. Министерство экономики Армении направило делегацию в Курдистан, где планируется открытие торгового представительства Армении в Эрбиле.

Товарооборот между Арменией и Ираком в 2012 году составил $25 млн. Надеемся, что по итогам 2013 года этот показатель нам удастся удвоить. Между двумя странами существует огромный потенциал взаимовыгодного сотрудничества практически во всех направлениях - экономике, гуманитарной и культурной сферах.

ИА REGNUM: Можно ли сегодня говорить в принципе о едином и целостном Ираке? Насколько центральное правительство в Багдаде контролирует процессы в стране? Каким образом изменилась ситуация после свержения и казни Саддама Хусейна? Удается ли суннитам, шиитам и курдам находить общий язык в единой иракской власти?

Конечно, это одни из наиболее острых вопросов, актуальных все последние десять лет после свержения Саддама Хусейна. Многие международные организации, США, экспертные и исследовательские группы рассматривают в качестве одного из вариантов обеспечения безопасности и мира в стране разделение Ирака по конфессиональному признаку. Однако перспектива такого разделения имеет наряду с плюсами и много минусов. Последствия могут быть самые противоречивые.

По новой Конституции от 2005 года, Ирак - федеративная парламентская республика, основанная на консенсусе трех основных этнических и религиозных общин: шиитов, суннитов и курдов. Премьер-министр осуществляет общее руководство, кабинет сформирован на коалиционной основе, хотя, как показала работа центрального правительства последних лет, она недостаточно эффективна. Нередки конфликты между основными партийными группами, бойкот работы правительства парламентом, обвинения друг друга в узурпации и некомпетентности.

Последний американский солдат покинул Ирак в декабре 2011 года. Есть разные оценки результатов пребывания американских военных в Ираке. Они обеспечивали определенную стабильность с одной стороны, а с другой - на них смотрели, как на оккупантов и считали причиной террора в стране. Только в апреле этого года в результате взрывов и терактов в Ираке погибли более 720 человек, тысячи людей получили ранения.

Можно понять отношение рядового гражданина ко всему происходящему. Люди живут в условиях отсутствия постоянного электроснабжения (в отдельных регионах свет включают на 3-4 часа), некачественной питьевой воды, регулярных взрывов и терактов, не говоря уже об экологических проблемах, отсутствии элементарных условий медицинского обслуживания, образования, качественного питания. В целом, страна, обладающая богатейшими углеводородными запасами, древнейшей историей, культурой и традициями, на данном историческом этапе обеспечивает низкие условия жизни для своего населения.

ИА REGNUM: На Ближнем Востоке происходят исторические, но и вместе с тем трагические события. Каким образом война в Сирии сказывается на Ираке?

Все события, которые сегодня происходят на Ближнем Востоке, однозначно оказывают большое влияние на Ирак, что обусловливает как политику иракских властей к проблемам Сирии и других государств региона, так и позицию во многих международных организациях - ООН, ЛАГ и других. Ирак справедливо протестует против вмешательства внешних сил, особенно той отрицательной роли, которую играет Турция в сирийском конфликте.

ИА REGNUM: Многие аналитики прогнозируют неминуемое возникновение в регионе нового государства под названием Курдистан. Насколько реалистичен этот прогноз, особенно на фоне процесса турецко-курдского примирения? Нет ли у вас ощущения, что Турция выталкивает курдскую проблему со своей территории в соседние страны и регионы, в частности в тот же Ирак, где курдская автономия - наиболее состоятельная по своему человеческому потенциалу и контролирует к тому же богатейшие нефтегазовые ресурсы?

В настоящее время Курдистан является одним из самостоятельных регионов Ирака. Правительству Курдистана удалось за короткий период добиться значительных успехов в развитии региона - в обеспечении безопасности, установлении торгово-экономических отношений со многими государствами, строительстве жилья, гостиниц, осуществлении инфраструктурных проектов, обеспечивающих значительно более высокий уровень жизни для почти 5-миллионного населения региона.

Правительство Курдистана осуществляет международное сотрудничество достаточно самостоятельно. Многие государства (более 30) открыли генеральные консульства в Эрбиле. Разделение полномочий между центральным правительством Ирака в Багдаде и региональной властью в Курдистане осуществляется в рамках как Конституции страны, так и различных соглашений. Хотя время от времени возникают проблемы. Стоит напомнить, что когда режим Саадама Хусейна был подвергнут международному эмбарго, то давление на Багдад осуществлялось в том числе и путем вмешательства американцев через Турцию в Курдистане.

Роль Турции в обострении отношений между центральным правительством Ирака и руководством автономии в Курдистане вообще достаточно велика. Турция пытается с помощью этого решать собственные экономические и политические проблемы. В частности, на этом фоне турецкая сторона пытается закрепить за собой функцию транзитного государства для Курдистана и позицию основного торгово-экономического партнера.

ИА REGNUM: Как сегодня строятся отношения Ирака с Ираном? Насколько реальной вы считаете перспективу войны Запада и Израиля против Ирана?

Отношения Ирана и Ирака развиваются достаточно стабильно. Во всех направлениях наблюдается рост сотрудничества. Иран является одним из основных торгово-экономических партнеров Ирака. Конечно, наличествуют еще проблемы, связанные с последствием ирако-иранской войны, которые решаются путем работы различных межправительственных комиссий. Две страны объединяют свои железные дороги. Иран помогает Ираку электроснабжением, участием во многих энергетических проектах.

Что касается военной акции против Ирана, то на сегодняшний день считаю такую перспективу маловероятной. Особенно, на фоне существующих кровавых конфликтов в регионе и их последствий. Думаю, у политиков хватит мудрости и терпения не создавать еще один центр насилия с далеко идущими последствиями.

ИА REGNUM: В силу вашей работы, вы должны владеть оперативной информацией о состоянии армянской общины в Сирии. Опишите пожалуйста ситуацию, в которой оказалась сирийская армянская община. Каким образом ей можно помочь, в состоянии ли оказать такую помощь Армения?

Положение сирийских армян, как и других христианских общин этой страны, катастрофически тяжелое. Они в этом конфликте пытаются сохранить нейтралитет. Это очень чувствительный вопрос. Более 100-тысячная армянская община проживала в основном в Алеппо, который стал центром ожесточенных боев. Правительство Армении осуществило целый ряд мероприятий по оказанию помощи сирийским армянам, в том числе выдачу виз и гражданских паспортов, выделение гуманитарной помощи, перевозку и размещение детей в Армении и т.п.

ИА REGNUM: Если бы вас попросили дать короткий политологический прогноз относительно возможного будущего ближневосточного региона, то на какие акценты вы бы обратили внимание?

1. Насилие и конфликты на Ближнем Востоке в ближайшие годы будут продолжаться, и они, к сожалению, будут перекидываться на соседние страны - на все пространство так называемого Большого Ближнего Востока.

2. Сегодня наблюдается рост напряжения между тремя крупными державами по разделению сфер влияния в регионе: Ираном, Саудовской Аравией и Турцией. При этом, если конфликт между Ираном и Саудовской Аравией имеет религиозный характер, обусловленный наличием противоречий между шиитами и суннитами, то политика современной Турции зиждется на идеологической основе неоосманизма. Турция сегодня смотрит не только на Ближний Восток, но и на Северную Африку. Такая политика разрушительна для всего региона.

3. Я не исключаю в будущем появление новых государств на Ближнем Востоке.