В Чебоксарах продолжается затяжная война маршрутчиков. При этом из открытой фазы противостояния она вылилась в бумажный обстрел жалобами во все инстанции на действия городских чиновников. На уровне столичной власти решение этой проблемы перешло в ручной режим, роль регулировщика взял на себя лично глава администрации Алексей Ладыков и инициировал проведение в столице Чувашии "транспортного хурала" - с участием органов власти, надзорно-контролирующих структур, перевозчиков и представителей общественных организаций, передаёт корреспондент ИА REGNUM. При этом градоначальник заверяет, что муниципалитет "хочет не передела рынка, а порядка на дороге и обеспечения безопасности граждан".

С банальных уличных выяснений, которые были в прошлом году, маршрутная проблема передислоцировалась на переговорную публичную площадку. Модератором стал, как отметил один из участников, "кардинально озабоченный этой проблемой" Алексей Ладыков, предлагая решать вопрос не в одностороннем властно-административном формате, а во встречно-справедливом. И подчёркивая "прозрачность и открытость процедур" - эта фраза уже практически превратилась в слоган, вызывая разную реакцию.

Маршрутная проблема в Чебоксарах тянется с 2011 года. Всего в Чебоксарах действуют 33 маршрута, из них в настоящее время только по 10 заключены пятилетние договора. По остальным маршрутам проведённый в этом году конкурс провалился: ни один из перевозчиков не был допущен к участию, главные претензии у города свелись к оформлению конкурсной документации и предоставлению микроавтобусов не той вместимости. В итоге по 23-м маршрутам продолжают работать временные перевозчики, которые не несут полноценной ответственности за оказываемые услуги. "Нет договора - нет обязательств, не с кого спросить", - обеспокоены власти.

Показателем запутанности ситуации является то, что сегодня даже среди временных договоров есть просроченные. "Мы надеялись провести конкурс, долго согласовывали конкурсную документацию, и поэтому их пролонгировали. Может быть, это не совсем правильно. Мы осознаём это, и сегодня хотим эту проблему решить", - признавал свои ошибки Алексей Ладыков.

За двухлетний период безвременья "юридически все поднаторели". "Мы сегодня столкнулись с практикой, когда решения администрации обжалуются перевозчиками. В итоге судебные тяжбы идут с 2011 года. И сейчас много жалоб, много обращений. Порой вы дублируете свои обращения во все инстанции", - обратился к участникам встречи Алексей Ладыков. И особо подчеркнул, что совместными усилиями всех заинтересованных структур "намерены усилить обеспечение порядка в сфере пассажирских перевозок".

"Уже в течение ряда лет мы никак не можем по нормальной схеме провести конкурс, и определить перевозчика, всё время возникают какие-то проблемы. Давайте сами себе скажем, что хватит уже заниматься всяческого рода претензиями. Уже просто невозможно!", - кипела душа у начальника управления УГАДН по Чувашии Юрия Титова.

При этом и сами перевозчики предельно критично оценивали нынешнее состояние отрасли пассажирских перевозок. В частности, было отмечено, что "творится вакханалия", причина - "желание отдельных личностей участвовать в переделе рынка", ради чего они "готовы жертвовать безопасностью перевозок и человеческими жизнями". И в конкурсе - много "псевдозаявителей с фиктивными договорами аренды", "у которых нет не только ни кола, ни двора, но даже необходимой культуры и уважения к заказчику, только одни амбиции". "Сыр-бор творится, всё меряется деньгами. Ничего не интересует, кроме денег", - эмоционально признавали третьи. "Конкурс показал, что есть дирижёр", - откровенно говорили другие, называя одну из транспортных фирм-участников, которая "в налоговую сдает нулевую декларацию, а в штате компании всего один человек". "Кто внимательно копнёт в конкурсную документацию, поймёт, что один и тот же автобус - в заявках многих заявителей", - обращали внимание другие. Говорилось и "о рвачести до денег, которая осуществляется как временными перевозчиками, так и всеми, кто стремится оторвать чужой маршрут, не обеспечивая безопасность, а просто получая сливки с этого маршрута".

В мае администрация Чебоксар планирует объявить повторный конкурс, однако власти не исключают, что и по его итогам начнётся сутяжничество. "Итоги будущего конкурса, учитывая активное обжалование, могут вступить в законную силу после решений комиссии, а могут через год, полтора и даже два - на то время, пока идут судебные тяжбы. В этих условиях мы будем продолжать назначать каждые полгода временных перевозчиков на основании рекомендаций рабочей группы, которая будет рассматривать заявки перевозчиков", - сказал Алексей Ладыков. В прокуратуре Чувашии подчёркивают правомерность назначения временных перевозчиков до проведения конкурса, и отмечают, что эта процедура является "полностью компетенцией" администрации города.

Центром обсуждения стал разработанный порядок назначения на маршруты временных перевозчиков и состав рабочей комиссии, которая будет рассматривать заявки предпринимателей, и рекомендовать тех или иных перевозчиков в качестве временных. "Мы делаем акцент на лучшие условия для пассажиров, на необходимое количество автобусов, на количество сидений не менее 18. Это может быть болезненным вопросом для некоторых перевозчиков, но тем не менее мы принимаем такое решение, так как предприниматели, обслуживающие сегодня маршрут, могут работать годами, не заключая основной договор, не выполняя условий, а только обжалуя действия администрации и конкурсных комиссий", - пояснил Алексей Ладыков.

В ходе обсуждения проекта документа позиция высказывалась самая противоположная. Одни перевозчики убеждены, что основным критерием должно стать наличие в собственности производственной базы. Противники указали на ограничение конкуренции, отметив, что из 16 "старых перевозчиков" своей базой обладают не больше пяти. Было высказано мнение, что один лицензиат должен назначаться только на один маршрут. Поступило также предложение выдавать лицензии водителям и отбирать их при многократном нарушении правил дорожного движения.

Больше всего претензий в адрес администрации свелось к отсутствию критериев отбора в предложенном порядке определения временного перевозчика. "Все сегодня юристы, и все будут цепляться за слова. Мы не можем поставить в порядок определения временного перевозчика критерии, потому что это будет уже конкурс. А итоги конкурса вы опять начнёте обжаловать. И опять зайдём в никуда", - аргументировано отстаивал позицию города Алексей Ладыков.

"Закон даёт право назначать временного перевозчика на усмотрение администрации. Мы можем назначить любого, но мы не хотим ломать рынок. Мы вас специально для этого собрали, чтобы услышать ваши предложения. Как это прописать - вопрос непростой. Мы прописали порядок назначения так, как видим, и рабочая группа будет принимать решение", - снимал все претензии градоначальник.

Бурное обсуждение развернулось вокруг ситуации, когда отдельные предприниматели подают документы на разные маршруты, но при этом в заявках фигурируют одни и те же машины. "Получается по факту, что с определённым количеством автомобилей можно участвовать во всех лотах и по сути выигрывать. А в итоге этих машин на всех маршрутах не будет. Ведь если есть 100 автомобилей, то они не могут разорваться на 500", - сказал Алексей Ладыков. И поддержал предпринимателей, которые жаловались на то, что некоторые для доказательства наличия автопарка "покупают соответствующие бумажки у водителей". "Поэтому в конкурсной документации вы должны приложить договора аренды. Это уже документ. Если документы будут подделаны, то будут приняты определённые меры", - предупредил градоначальник.

Готовность регулировать такие процессы изнутри заявили и сами перевозчики. "Пока мы не найдём общий язык на рынке, мы будем друг у друг кормёжку из-под рта вырывать". Были озвучены и предупреждения в отношении тех, "кто будет отдавать автобусы в руки сразу 10 предпринимателей для участия в конкурсе".

"Мы не хотим передела рынка, мы хотим порядок на дороге. Главное для нас - безопасность дорожного движения. Вам самим нужно установить внутренние правила, - обратился к перевозчикам глава администрации Чебоксар. - Если вы обговорите правила, то мы готовы слушать. Но у вас нет единения. Лебедь, рак и щука - кто больше урвал, как вы сами говорите. И кто хочет больше урвать. Мы предлагаем конструктив. Если конструктива не будет, будем назначать временных перевозчиков", - предупредил Алексей Ладыков.

Отметим, что завершилась встреча аплодисментами, что даёт надежду на тот самый конструктив, к чему уже долгое время взывают городские власти.

По данным столичной мэрии, в Чебоксарах в целом объём перевозок автобусами малой и средней вместимости составляет 36% от всего объёма перевозок, это 45 млн пассажиров в год.