"Приднестровье может стать площадкой сотрудничества Евразийского и Европейского союзов": обзор СМИ Приднестровья

Москва, 16 мая 2013, 01:07 — REGNUM  

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Кого-то в Молдавии не устраивает усиление борьбы с контрабандой с приднестровской стороны". Власть: "Парламентарии выступили открытыми противниками процесса гармонизации законодательств ПМР и РФ". Евразийская интеграция: "Приднестровье имеет достаточный потенциал, чтобы стать одной из площадок сотрудничества Евразийского и Европейского союзов".

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Кого-то в Молдавии не устраивает усиление борьбы с контрабандой с приднестровской стороны"

В конце апреля в зоне безопасности произошёл очередной инцидент с участием представителей силовых ведомств Молдавии и Приднестровья, пишет "Приднестровье". В ночь с 27 на 28 апреля молдавская полиция попыталась демонтировать временные бытовые помещения, предназначавшиеся для оперативно-мобильной группы ГТК ПМР. Как отметил в интервью журналистам руководитель таможенной службы Приднестровья Геннадий Кузьмичёв, создание групп было продиктовано участившимися в преддверии пасхальных праздников случаями провоза через границу с Молдавией контрабандных грузов. В частности, по словам председателя ГТК ПМР, была задержана крупная партия спирта - около 20 тонн. При этом Геннадий Кузьмичев особо подчеркнул, что речь отнюдь не идёт о стационарных постах, как это пыталась представить молдавская сторона, а именно о бытовках для отдыха таможенных групп. Бытовки не были оборудованы, в отличие от таможенных постов, ни компьютерной техникой с соответствующей базой данных, ни камерами видеонаблюдения.

Более того, микрорайон Северный, где были установлены временные помещения для отдыха приднестровских таможенников, - часть приднестровского города Бендеры, продолжает "Приднестровье". Меж тем, молдавские СМИ вовсе не смутил этот факт, для того, чтобы сделать, мягко говоря, странный вывод - "приднестровская сторона, воспользовавшись политическим кризисом в Кишинёве, вторглась на территорию Молдавии". Примечательно, что как раз стационарные приднестровские таможенные посты в микрорайоне Северном уже существовали. Они были установлены в 2004 году в ответ на создание Молдавией таких же постов в Варнице - пригороде Бендер, находящемся под юрисдикцией Молдавии. Правда, ввиду того, что существование данных постов как с молдавской, так и с приднестровской стороны было признано нецелесообразным, простояли они всего три месяца.

Здесь стоит отметить, что микрорайон Северный отрезан от остальной территории Приднестровской Молдавской Республики с юга Варницей, а с севера - населённым пунктом Гура-Быкулуй, пишет "Приднестровье". Анклавностью микрорайона в ту ночь и воспользовалась молдавская сторона, принимая решение о демонтаже бытовок, - полиция Молдавии заблокировала с помощью большегрузных автомобилей все подъезды к нему. Забегая вперёд, отметим, что приднестровской таможенной службе всё-таки удалось перебросить (по Днестру) дополнительные силы к месту инцидента. Первоначально же более чем двум сотням переодетых в гражданскую одежду молдавским полицейским противостояло всего до десятка приднестровских таможенников. Несмотря на численный перевес, попытки полиции взять приступом бытовку на южной оконечности микрорайона Северный (со стороны Варницы) успехом не увенчались. На место происшествия, как отметил в беседе с представителями СМИ сопредседатель Объединённой контрольной комиссии от Приднестровья Олег Беляков, без задержек выехали военные наблюдатели четырёх сторон (Россия, Приднестровье, Молдавия и Украина), а затем и члены ОКК. Конфликт удалось потушить, как оказалось впоследствии, до утра.

На 12:00 следующего дня в Бендерах было назначено экстренное заседание ОКК, во время которого молдавская полиция решила повторить попытку демонтажа бытовки, на сей раз уже другой - на северной оконечности микрорайона, продолжает "Приднестровье". Дабы не накалять и без того сложную обстановку, приднестровское руководство приняло решение отвести с линии соприкосновения с молдавской полицией сотрудников ГТК. В итоге вагончик был снят и увезён на территорию Молдавии. Благодаря вмешательству Объединённой контрольной комиссии имущество приднестровской таможенной службы было возвращено владельцу.

Казалось бы, на этом можно считать инцидент исчерпанным, пишет "Приднестровье". Тем не менее, осталась масса вопросов к Кишинёву. Во-первых, напомним, что это далеко не первый за последнее время инцидент в районе Северного. Как ранее уже сообщалось, дошло до похищения молдавскими полицейскими в Бендерах приднестровского гражданина. Данное обстоятельство навевает мысли, что подобными действиями молдавская сторона пытается расширить своё влияние в Бендерах. Во-вторых, как отметил в интервью журналистам руководитель приднестровской делегации в ОКК Олег Беляков: "Если молдавской стороне что-то могло показаться опасным, то она должна была незамедлительно нас проинформировать, вынести вопрос на обсуждение Объединённой контрольной комиссии. В её рамках мы должны расставить все точки над "i".

Градус отношений между жителями Бендер и сотрудниками полиции стал значительно выше, сообщает Первый приднестровский телеканал. За последние недели в Управление внутренних дел за защитой своих прав обратились четыре человека. Все заявители возмущенны, почему их привлекают к административной ответственности хранители правопорядка другого государства.

На улице Дзержинского находится УВД г. Бендеры, метров через сто - комиссариат полиции, продолжает Первый приднестровский телеканал. По словам милиционеров, их соседи ведут себя так, как будто эта улица находится не в Бендерах, а в черте какого-нибудь города Республики Молдова. И работать полицейские стали соответствующим образом: по-домашнему и по-хозяйски. Начали раздавать свои визитные карточки и вежливо предлагать услуги хранителей порядка, позже осмелели и принялись выписывать штрафы, а недавно приднестровские пограничники пресекли попытку похищения человека. Сотрудники правоохранительных органов Молдавии пытались вывезти за пределы республики гражданина Приднестровья.

Когда горожане один за одним стали жаловаться на полицейских, в городской администрации решили: нужно принимать меры, иначе такая псевдоправоохранительная деятельность не прекратится, отмечает Первый приднестровский телеканал. И глава Бендер запретил полицейским в форме появляться в городе. Юрий Гервазюк, глава госадминистрации г. Бендеры: "Я согласен с гражданами города, что нахождение на нашей территории полиции другого государства не может быть приемлемым". После распоряжения главы сотрудники полиции ведут себя скромнее. Сейчас сотрудники приднестровской милиции, если и встречают на улице коллег из Молдавии в форме, объясняют: так делать нельзя. А если разговор продолжается на повышенных тонах, милиционеры тут же вызывают членов Объединенной контрольной комиссии.

Тем временем в ночь на 27 апреля в Бендерском микрорайоне Северный произошел очередной инцидент, сообщает Первый приднестровский телеканал. Приднестровские таможенники на своей территории для своих же сотрудников установили вагончики. Для того, чтобы те могли поесть, отдохнуть или просто переждать дождь. Молдавскую полицию такой ход событий не устроил. Назвав эти бытовки новыми контрольно-пропускными пунктами, силовые структуры Молдавии сняли и увезли приднестровские вагончики.

Члены ОКК собрались на экстренное заседание, продолжает Первый приднестровский телеканал. Но, ещё не начав совещание, стороны решили выехать в м-н Северный. Там делегациям удалось договориться о возвращении Республикой Молдова приднестровского имущества. В тот же день 2 увезенных вагончика вернули на территорию Приднестровья. Вагончики - это собственность таможенного комитета. И именно он вправе распоряжаться своим имуществом, как посчитает нужным. Но с одним условием - любое действие должно быть согласовано с ОКК.

Напомним, эти вагончики были выставлены в м-не Северный для борьбы с контрабандой, отмечает Первый приднестровский телеканал. Олег Беляков, сопредседатель ОКК от ПМР: "Таможенный комитет как боролся с контрабандой, так и должен бороться. Если это кому-то сильно мешает, если создан прецедент для того, чтобы заблокировать действия приднестровской стороны по выявлению контрабанды - это одна сторона вопроса. Значит, мы говорим о том, что определенные заинтересованные круги Молдавии таким образом решили воспрепятствовать борьбе с контрабандой".

Олег Беляков также отметил, что сама ситуация и процессы, которые имели место быть, слишком политизированы, продолжает Первый приднестровский телеканал. На правом берегу кого-то, видимо, не устраивает усиление борьбы с контрабандой с приднестровской стороны. В то же время, сама РМ всячески пытается укрепить свою пограничную составляющую. Олег Беляков, сопредседатель ОКК от ПМР: "Мы сегодня видим реальное усиление постов РМ. Мы неоднократно говорили, что начиная с Раскайцы, Грибовцы, Кайнары, везде идет усиление и выставление дополнительных вагончиков правоохранительных органов РМ. На наши требования объяснить, пока ни один из вагончиков не убран. И что нам таким же способом выдвигать свои правоохранительные органы на территорию РМ, и совершать противоправные действия, цеплять их кранами и вытаскивать на свою сторону? Наверное, это не тот путь, по которому нужно идти". Ставить точку в этом вопросе пока слишком рано, несмотря на то, что сейчас ситуация в м-не Северный находится под контролем, подводит итог телеканал.

Чем ближе лето, тем жарче становится атмосфера отношений сторон в зоне безопасности, которая все больше становится зоной напряжения, пишут "Профсоюзные вести". Есть опасения, что симптомы "весеннего обострения" грозят затянуть свое действие до лета. Очередным подтверждением таких догадок-опасений послужил инцидент на стыке территорий молдавской Варницы и микрорайона Северный приднестровских Бендер: группа лиц попыталась вывезти два мобильных вагончика, принадлежащих таможенным органам Приднестровья. Как позднее выяснилось, на самом деле, "группу варницких крестьян" составляли "люди в штатском" - полицейские, переодетые в гражданскую одежду. Была подтянута тяжелая техника, что может свидетельствовать о заранее спланированных действиях молдавской стороны, а не "стихийном протесте жителей села". И хотя нештатную ситуацию членам Объединенной контрольной комиссии в ходе экстренного заседания удалось "разрулить", неприятный осадок от "демонстрации мускулов" остался. Почему понизился градус взаимоотношений Кишинева и Тирасполя, грозящий их заморозкой?

Владимир Ястребчак, бывший министр иностранных дел ПМР: "Несмотря на наступление долгожданной весны, конец апреля ознаменовался резким "похолоданием" в отношениях между Молдавией и Приднестровьем. Противостояние на границе бендерского микрорайона Северный и молдавского села Варница стало самым серьезным инцидентом, произошедшим в зоне безопасности после 1 января 2012 года, когда в районе миротворческого поста в Дубоссарском районе в результате правомерного применения оружия российским миротворцем погиб гражданин Молдавии. В противостоянии участвовали представители силовых ведомств сторон (до стрельбы, к счастью, не дошло, но стороны были "на грани"). Стороны обменялись резкими заявлениями, которые лишь подтвердили усугубление конфликтной ситуации между Кишиневом и Тирасполем и готовность обеих сторон идти до конца в отстаивании собственных интересов... Последний год лишь добавил поводов для противостояния. Представители молдавских силовых органов зачастую вели себя вызывающе - иначе как объяснить сообщения СМИ о создании опорного пункта полиции в Меренештах. По-видимому, расчет делался на то, что новое приднестровское руководство в рамках тактики "малых шагов" не будет реагировать на мелкие провокации (что и происходило до определенного этапа). Не добавило стабильности и решение молдавской стороны о создании миграционных постов вдоль границы с Приднестровьем, которые должны будут осуществлять "добровольно-принудительный контроль" за пересечением молдавско-приднестровской границы. Все эти факторы обусловили ту конфликтную ситуацию, которая сложилась в ночь с 26 на 27 апреля. Количество инцидентов переросло в качество, и это качество было в чем-то парадоксальным. С одной стороны, и молдавские, и приднестровские силовики были готовы к противостоянию: приднестровцы заблаговременно изготовили вагончики и устанавливали их в вечернее время, а среди "возмущенных жителей Варницы" были "неожиданно" замечены бойцы спецподразделения "Фулджер". С другой стороны, обе стороны оказались поразительно беспечны в отношении подготовки своих шагов и оценки их возможных последствий: Кишинев не смог представить внятных объяснений по поводу своих силовиков в таком количестве, а Тирасполь не смог сформулировать единую позицию в обоснование установки своих вагончиков и в итоге демонтировал их, вернувшись к статус-кво. Ситуация в очередной раз продемонстрировала хрупкость мира в зоне конфликта и возможность дестабилизации ситуации по любому поводу. Представляется, что все заинтересованные стороны должны соизмерять свои амбиции с возможными последствиями, просчитывать все риски, в числе которых и угроза жизни людей, и нарушение функционирования механизмов миротворческой операции, а также учитывать позицию своих международных партнеров, которые на данном этапе вряд ли заинтересованы в возобновлении открытой фазы противостояния". ("Профсоюзные вести")

Сергей Широков, директор бюро политических исследований "Медиатор": "Сегодня многие обращают внимание на резкий рост кризисных явлений в отношениях Молдавии и Приднестровья, будь-то ситуация в переговорном процессе или обстановка в зоне безопасности. Однако говорить о грядущем из-за этого ухудшении отношений не приходится, поскольку, если рассматривать ситуацию комплексно, эти отношения и так уже достаточно давно близки к своему самому низкому уровню. Если бы это было иначе, вряд ли бы стороны и посредники на протяжении последних пяти лет говорили о необходимости улучшения климата доверия, а сами "меры доверия" не стали бы главной темой официальной переговорной повестки в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Причины роста конфликтогенности заключаются в иных, более концептуальных вещах, а последствия возможного кризиса будут иметь, в первую очередь, значение для процесса урегулирования, а затем и для всей системы взаимоотношений между Кишиневом и Тирасполем. В этом контексте хотелось бы напомнить, что причины возникновения конфликта между Молдавией и Приднестровьем всегда носили доминирующий политический характер. Основная проблема взаимоотношений Кишинева и Тирасполя - различный, а на сегодняшний день и радикально противоположный взгляд на модель определения политического статуса Приднестровья. Именно эти противоречия "тянули" за собой экономическое, информационное и иные формы противостояния, использовавшиеся как методы борьбы в отстаивании или "насаждении" собственных сценариев урегулирования. Сегодняшняя ситуация для урегулирования молдавско-приднестровских отношений имеет дополнительные вызовы и угрозы. Отсутствие перспектив урегулирования стало "тормозом" для Молдавии в ее желании достичь скорейшего интегрирования в европейское политическое и экономическое пространство. Приднестровье за 20 лет существования в "непризнанном статусе" практически полностью исчерпало внутренние резервы экономического развития и промышленного потенциала и вынуждено искать новые источники экономического роста во внешних интеграционных проектах, таких как "Таможенный союз" или "Евразийский союз". Противоположные внешнеполитические векторы вносят дополнительные коррективы не только в двусторонние взаимоотношения Кишинева и Тирасполя, но и косвенно влияют на обстановку в процессе урегулирования, который испытывает не только острый дефицит "доверия", но и просто, на сегодняшний день, не имеет общего консенсусного виденья модели и перспектив урегулирования. Опыт предыдущих периодов в переговорном процессе между Молдавией и Приднестровьем показывает, что наибольший прогресс и в экономике, и в социальной проблематике между Кишиневом и Тирасполем был достигнут при наличии общепринятой всеми участниками процесса концептуальной основы - будь то "Общее государство" или "федеративная идея". На сегодняшний день такой "базис" в процессе урегулирования отсутствует. Прогресс, достигнутый в переговорах в 2012 г., носил точечный и локальный характер и был достигнут исключительно по "деполитизированным" вопросам. Сегодня повестка дня переговоров носит "узкий" социально-экономический характер, однако даже оставшиеся вопросы требуют не только правовых, но и политических решений. Такая ситуация лишает переговоры эффективности и результативности, что ведет сам процесс в очевидный тупик. Политические переговоры больше не "стимулируют" решение проблем социально-экономического характера. Можно сказать, что сегодня мы стоим на пороге смены переговорного и политического цикла. Ситуация требует разработки новых подходов и идей к урегулированию, от успешности и эффективности которых и будет зависеть дальнейшее развитие ситуации в регионе". ("Профсоюзные вести")

Виталий Бондарь, депутат Бендерского горсовета по избирательному округу Северный: "О случившемся в районе Варницы инциденте сказано и написано достаточно. Я, как депутат по округу Северный, естественно, выезжал на место, встречался с жителями микрорайона, которые, безусловно, обеспокоены складывающейся ситуацией. Ее "подогревают" слухи и разговоры о якобы возможном "отделении Северного от Бендер. Я успокоил его жителей - этот вопрос вообще не поднимался и подниматься никогда не будет, поскольку это территория Приднестровской Молдавской Республики. И этим все сказано. Что касается "охлаждения отношений" между двумя берегами Днестра, то, по моему мнению, к этому все и шло. Мы изначально продемонстрировали готовность к диалогу, построению нормальных добрососедских отношений, но наша готовность не была оценена, более того, была воспринята как некоторая слабость. В ответ на наши шаги, наши инициативы молдавская сторона не сделала ни одного ответного "паса". Мы не видим никаких сдвигов - ни в политической, ни в экономической, ни в социальной сферах. Кроме того, официальный Кишинев сегодня демонстрирует полную недоговороспособность - силы его политической элиты брошены на устранение (либо поддержание) политического кризиса в их стране. С кем договариваться, с кем подписывать документы, когда там все и.о.? Так что, повторюсь, наступившее похолодание отношений - закономерно. "Чувства" без взаимности "гаснут". ("Профсоюзные вести")

В отношениях между Приднестровьем и Молдавией, которые в последнее время достаточно сильно охладели, произошел новый инцидент, грозящий перерастанием в "горячую" фазу противостояния, пишет издание RP-inform. Причем, судя по агрессивным действиям молдавской стороны, эта фаза не исключает повторения вооруженной агрессии 1991-1992 годов. Речь идет о том, что в ночь с 26 на 27 апреля экстремистски настроенные лица, как предполагается, жители села Варница, при поддержке полиции Молдавии напали на вагончики мобильного таможенного поста Приднестровья, установленные на границе между этим населенным пунктом и микрорайоном Северный города Бендеры.

По заявлению председателя Государственного таможенного комитета ПМР Геннадия Кузьмичева временный пост был выставлен с целью пресечения попыток контрабанды товаров, которые особенно учащаются в предпраздничные и праздничные дни, продолжает RP-inform. В подтверждение этого он привел пример буквально предыдущей ночи, когда приднестровскими таможенниками был задержан караван из трех автоцистерн с 20 тоннами спирта, незаконно перемещенного из Молдавии в Приднестровье. В этой связи ГТК ПМР было принято решение оборудовать временный мобильный таможенный пост на данном участке приднестровской территории, рельеф местности которого (с одной стороны железная дорога, с другой - жилая застройка, примыкающая к крутому берегу, спускающемуся к Днестру) не позволяет злоумышленникам объехать его окольными путями.

Увы, непонятно по каким причинам, но установленные вагончики для осуществления таможенниками своих служебных обязанностей, а также для отдыха свободных от смены сотрудников, вызвали злобное противодействие официальных структур Молдавии, пишет RP-inform. Как отметил руководитель ГТК ПМР Геннадий Кузьмичев, вооруженные представители полиции Молдавии численностью порядка 200 человек с помощью специальных транспортных средств и тяжелой техники заблокировали подступы к микрорайону Северный. Они весьма агрессивно оттеснили приднестровских таможенников и попытались вывезти вагончики. При этом в отношении сотрудников ГТК ПМР просматривались попытки физического воздействия. Противостояние длилось несколько часов. Благоразумие, четкие профессиональные действия и выдержка приднестровских таможенников не позволили вспыхнуть вооруженному столкновению, хотя для этого достаточно было малейшей искры. И молдавская сторона весьма этого добивалась, поскольку на первых порах даже прибытие членов Объединенной контрольной комиссии не смогло остудить пыл ретивых полицейских. И лишь спустя некоторое время конфликт удалось погасить, отведя в места расположения представителей обеих сторон.

Событие конца апреля заставляет еще раз вспомнить ему подобные и другие инциденты в Зоне безопасности, произошедшие здесь ранее, продолжает RP-inform. Это и печально известный новогодний случай на пограничном переходе между левобережным селом Кошница и правобережным городком Вадул-луй-Водэ. Тогда пьяный автолюбитель, не обращая внимания на предписывающие знаки, и тем более, игнорируя требования миротворческого патруля, дважды сознательно и грубо нарушил пограничный режим. В результате миротворцы вынуждены были применить к нарушителю оружие, и он был смертельно ранен. Многочисленные инциденты возникали и с другой стороны - на въездах в это и другие села, где, скажем прямо, незаконно, в нарушение соглашения о перемирии между Молдавией и Приднестровьем обосновались властные и правоохранительные структуры Республики Молдова. Не раз представители молдавской стороны совершали нападения на приднестровские посты. А ведь подобные пункты пропуска как раз и преследуют цель пресечения незаконного, в обход таможенных органов, перемещения товаров. Причем, на словах за это ратует и официальный Кишинев, который приложил немало усилий к организации на неконтролируемом им участке приднестровско-украинской границы размещения постов миссии EUBAM - международного мониторинга рубежей. Ее работа развенчала утверждения молдавского руководства о том, что Приднестровье это "черная дыра", сквозь которую идет торговля оружием и людьми, контрабанда товаров. Видимо, поэтому ему и нужны все новые провокации, чтобы выставить Приднестровье не то что бы в неприглядном свете, но и сделать из него этакого монстра, не поддающегося никакому внушению и вынуждающего предпринять силовые методы к тому, чтобы посадить непокорного на место.

Произошедшее в апрельскую ночь вызвало предсказуемую реакцию и толкования как официального Кишинева, так и аккредитованных в нем международных структур, пишет RP-inform. Молдавская сторона начисто абстрагируется от действительности, согласно которой посты были установлены не на молдавской, а на приднестровской территории. Она считает себя вправе единолично и безраздельно хозяйничать и здесь, не желает признавать необходимость пресечения контрабанды и усматривает во всем политическую подоплеку. Поэтому все обвинения в провокации сыплются на головы приднестровцев. В частности, вышедший в тираж экс-премьер-министр Владимир Филат, не отрицая связи события с политической нестабильностью в Республике Молдова, заявил, что "Тирасполь должен понимать, что любое незаконное действие будет пресечено. Существуют международные обязательства и правила, которые необходимо соблюдать и они это должны знать". Однозначно переложили вину на Тирасполь и участники рабочего заседания, проведенного временно исполняющим обязанности председателя молдавского правительства Юрием Лянкэ. Они безапелляционно заявили, что Приднестровье предпринимает "односторонние действия, которые могут подорвать процесс урегулирования и поставить под угрозу атмосферу доверия между двумя берегами Днестра". Такое же мнение, по словам врио премьера, выражают и международные партнеры, участвующие в процессе урегулирования.

При этом ни представители официального Кишинева, ни тех же "международных партнеров" почему-то не выразили обеспокоенность односторонними действиями молдавской стороны по установке шести дополнительных постов миграционного контроля на приднестровско-молдавской границе, продолжает RP-inform. Получается, что действия приднестровских таможенных структур по пресечению контрабанды грузов и товаров, дестабилизируют обстановку, подрывают процесс урегулирования и ставят под угрозу атмосферу доверия. А вот с деяниями молдавских властей с их постами миграционного контроля, ведущими к ограничению свободы передвижения граждан, получается наоборот: они, что же - способствуют стабилизации обстановки, укрепляют процесс урегулирования, атмосферу доверия?

Однозначно ответить на вопрос, кому выгодна дестабилизация обстановки в Зоне безопасности, наверное, нельзя, пишет RP-inform. Однако с большой долей вероятности можно предположить, что это как раз выгодно определенным силам в Кишиневе. Внутриполитический кризис, вызванный отставкой подозреваемого в коррупции бывшего премьер-министра Владимира Филата и руководимого им правительства, свары и раздоры между членами некогда единого Альянса за европейскую интеграцию, борьба за председательское кресло и т.п. весьма способствуют тому, чтобы найти "врага" за пределами государства, и перенести центр внимания общественности как раз на Левобережье Днестра, дабы в Кишиневе втихаря завершить передел портфелей.

Не исключается и вариант того, что предпринимаемые Молдавией постоянные и целенаправленные провокации преследуют далеко идущую цель: сваливая все с больной головы на здоровую - то бишь с Кишинева на Тирасполь, молдавские власти таким образом хотят окончательно и бесповоротно представить Приднестровье неуправляемым регионом, с которым следует разговаривать только с позиции силы, продолжает RP-inform. А это в свою очередь направлено на то, чтобы показать неспособность российских миротворцев удерживать ситуацию под контролем, добиться полного вывода их, да и всех российских военных формирований с территории ПМР, заручиться международной поддержкой на силовой мандат и вооруженным путем вернуть себе столь лакомый кусок, как Приднестровье. Тогда и братья-румыны с распростертыми объятьями примут территорию Бессарабии в Великую Румынию.

Провокации молдавской полиции против приднестровских таможенников на подступах к Бендерам (где в июне 1992 года происходили самые кровавые бои) имеют одну цель - спровоцировать вооруженное вмешательство в ситуацию миротворцев и Оперативной группы российский войск, пишет RP-inform. Затем ОБСЕ и все прогрессивное человечество хором потребуют вывода российских войск, единственного гаранта безопасности для жителей ПМР, среди которых десятки тысяч граждан РФ и Украины. Именно в этом ключе следует трактовать позицию главы кишиневской миссии ОБСЕ Дженифер Браш. Осудив на словах ночной инцидент, госпожа Браш призвала власти ПМР "не предпринимать односторонние действия, которые могут дестабилизировать ситуацию в зоне безопасности". Другими словами, заниматься тем, чем занимались Чемберлен и Даладье после Мюнхенского сговора - "умиротворять агрессора". Похожие "рекомендации" НАТО и ОБСЕ периодически озвучивает сербской стороне, когда встает вопрос о судьбе сербского анклава на севере Косово и Метохии, подводит итог издание.

Авантюрная акция с установкой таможенных постов ПМР на территории РМ (бендерский микрорайон Северный, на границе которого с Варницей и Гура Быкулуй были установлены вагончики ГТК ПМР, является территорией Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM) могла стать причиной вооруженных столкновений сторон, пишет принадлежащее депутату Верховного совета Приднестровья Дмитрию Соину ИА "Тирас". В ночь с 26 на 27 апреля по распоряжению председателя ГТК Приднестровья Геннадия Кузьмичева в молдавских селах Варница и Гура Быкулуй были осуществлены попытки установить таможенные посты ПМР, что вызвало бурную реакцию молдавских властей и создало острый конфликт с вовлечением в него силовиков сторон, общественности и волонтеров.

По информации ИА "Тирас", многие прибывшие к постам ГТК ПМР граждане Молдавии имели при себе (в автомобилях) гладкоствольное оружие и другие предметы, легко применимые в условиях рукопашного боя. Со своей стороны Геннадий Кузьмичев подтянул спецназ таможни, состоящий из спортсменов и профессиональных военных. Таким образом, стычки в любой момент могли стать вооруженными и повлечь за собой жертвы. Это также могло послужить поводом к новому силовому конфликту между РМ и ПМР.

В итоге, авантюра Геннадия Кузьмичева провалилась, продолжает ИА "Тирас". Вагончики ГТК были демонтированы, некоторые захвачены молдавскими "общественниками", а он сам в окружении спецназа бежал с "поля боя". Конфликт удалось урегулировать, лишь благодаря эффективной работе ОКК и вмешательству в ход событий военных наблюдателей. Однако нет гарантии, что в ближайшее время Геннадий Кузьмичев в связке с еще одним политическим "ястребом" Приднестровья Юрием Гервазюком не повторит попыток захвата молдавской территории, подводит итог агентство.

Власть: "Парламентарии выступили открытыми противниками процесса гармонизации законодательств ПМР и РФ"

Депутаты Верховного совета вновь пасуют перед инициативами президента ПМР, пишет ИА "Рупор ПМР". Депутаты отклонили проект закона, предусматривающий введение запрета для госслужащих на наличие счетов в иностранных банках и недвижимость за рубежом. Это событие стало знаковым и вызвало интерес у экспертного сообщества, но было обделено вниманием государственных и коммерческих СМИ. Предложенный президентом ПМР законопроект имеет принципиальное значение для стабилизации экономической ситуации в ПМР, выступая дополнительным инструментом оздоровления финансово-кредитной системы в нашей стране, но еще и оздоровления нравственности среди высокопоставленных государственных чиновников.

Проект разработан в рамках гармонизации приднестровского и российского законодательства, должен повысить эффективность работы госслужащих, исключить их зависимость от других государств, препятствовать выведению капиталов из республики, продолжает ИА "Рупор ПМР". Эти и другие положительные моменты законопроекта были проигнорированы депутатами Верховного совета, которые усмотрели в законопроекте непродуманность его концепции и возможные проблемы в механизме его реализации. Парламентарии выступили открытыми противниками процесса гармонизации законодательств Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации, курс на которую был проложен в сентябре 2006 года на всенародном референдуме (17 сентября 2006 года в ПМР состоялся референдум, по итогам которого более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее "свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации" - прим. ИА REGNUM).

В своей аргументации депутаты обращаются к особому положению любого гражданина ПМР, на который отпечаток откладывает статус непризнанного государства и наличие второго гражданства, пишет ИА "Рупор ПМР". Депутаты парламента умышленно упускают, что законопроект касается исключительно государственных служащих, занимающих определенное место в вертикали власти. Каждый гражданин и даже депутат должен понимать, что если человек выбрал госслужбу, он должен быть готов к ограничениям, общественному контролю и выполнению специальных требований. Это общемировая практика. Чиновник не может быть связан экономическими обязательствами с другими государствами, так как тогда он становится зависимым не от интересов граждан ПМР, а от ожиданий руководства других государств. Наличие иностранной собственности или счетов в иностранных банках создают условия для экономической уязвимости каждого государственного служащего и являются прямым рычагом влияния на его решения и поступки со стороны иностранных представителей, что недопустимо в любом государстве вне зависимости от его международно-правового статуса и других особенностей. Российский парламент понял все негативные и положительные стороны ограничения прав чиновников и сделал свой выбор, исходя из национальных интересов. Приднестровские парламентарии пока оказались не готовы расстаться с собственностью за рубежом и ограничить права чиновников для соблюдения интересов народа Приднестровской Молдавской Республики.

По непонятным причинам на ограничение прав госслужащих пошел не парламент, депутаты которого должны защищать интересы избирателей, а президент ПМР, сознательно предложивший инструмент для сохранения финансовой стабильности республики, повышения ответственности государственных чиновников и в конечном итоге укрепления безопасности ПМР, продолжает ИА "Рупор ПМР". Можно поддержать позицию депутатов Верховного совета о непродуманности проекта закона и необходимости его концептуальной доработки. Однако эти тезисы стали только аргументами для отклонения законопроекта, так как депутаты однозначно заявили о своей неготовности включаться в работу по совершенствованию законопроекта в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти в ходе второго чтения. Показательной представляется позиция депутата Антюфеевой, которая заявила, что законопроект "не является остро актуальным на сегодняшний день, когда общество волнуют более прозаические проблемы".

По данным статистики, подавляющее большинство приднестровцев обеспокоено ростом благосостояния чиновников и депутатов в условиях обострения финансово-экономической ситуации в ПМР, пишет ИА "Рупор ПМР". Граждане однозначно высказываются за введение системы контроля над активами чиновников и депутатов, а также за ограничение депутатской неприкосновенности, как инструмента ухода от ответственности перед законом и народом. В очередной раз приднестровский парламент демонстрирует неготовность принимать меры направленные на стабилизацию финансово-экономической системы ПМР, повышение уровня ответственности чиновников и уменьшение коррупционной составляющей на всех уровнях власти. Причины позиции парламентариев лежат на поверхности. В составе парламентской фракции "Обновление" находится глава ООО "Шериф", которое также выполняет функции главного спонсора одноименной партии. Вывод из сложившейся ситуации может быть только один - органы исполнительной и законодательной власти должны договориться "на берегу", чтобы хорошо замахнувшись, не спустить законопроект до того, чтобы только ограничить ту брешь, которую надо закрывать в целях безопасности ПМР, подводит итог агентство.

Евразийская интеграция: "Приднестровье имеет достаточный потенциал, чтобы стать одной из площадок сотрудничества Евразийского и Европейского союзов"

В существующем экспертном дискурсе, посвященном перспективам евразийской интеграции Приднестровья, зачастую делается акцент на почти непреодолимых трудностях и проблемах, обусловленных как отсутствием международно-правового признания ПМР, наличием геополитических разногласий ведущих акторов и региональных игроков, так и внутренними социально-экономическими проблемами Приднестровья и т.п., пишет "Евразийское Приднестровье". Безусловно, объективные проблемы существуют. Однако опыт приднестровской государственности во многом уникален, а значит перспективы ее развития требуют нетривиальных подходов и креативных решений. И в этой связи необходимо отметить, что применительно к контексту евразийской интеграции у современного Приднестровья имеется немалый набор весомых оснований, которые при более детальном их изучении вооружают нас практическими аргументами, раскрывают обоснованность и практическую достижимость данной стратегической цели, определенной выбором приднестровского народа.

У Приднестровья имеются веские основания, которые могут быть положены на чашу геополитических весов, чтобы наконец, спустя более двух десятилетий борьбы за право самостоятельно определять свою судьбу, завершить естественные процессы долгожданного воссоединения Приднестровья с материнским континентом Русского Мира, продолжает "Евразийское Приднестровье". Обратимся к набору факторов, которые определяют потенциал привлекательности и востребованности современного Приднестровья в первую очередь для России, как локомотива интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Во-первых, процессы "Евразийской интеграции" Приднестровья в качестве стратегического вектора развития нашей республики начались отнюдь не сегодня, не с момента закрепления данного положения в новой Концепции внешней политики ПМР, утвержденной в ноябре 2012 года, и даже не с итогов референдума 2006 года. Данные процессы в Приднестровье начались с первых дней создания собственной государственности в 1990 году и не прекращались не на минуту. По сути новейшая история Приднестровья - это история его возвращения к исторически материнскому пространству Русского Мира.

Важнейшим фактором цивилизационного порядка является тот факт, что приднестровское общество воспитано в единой восточнославянской традиции, религии, культуре, языке - тех факторов, которые является базовыми основами любого общества, пишет "Евразийское Приднестровье". Именно данные аспекты являются ощутимым плюсом Приднестровья, поскольку они отражают гомогенность нашего социума с обществами стран-участниц евразийских интеграционных процессов. А значит участие Приднестровья в евразийских объединениях - это не просто мгновенная и бесконфликтная интеграция сообществ, это гарантированный вклад дееспособных человеческих ресурсов, разделяющих общие ценности и нацеленных на созидательное развитие.

Еще одним практическим потенциалом Приднестровья является уникальный опыт межнационального взаимодействия, продолжает "Евразийское Приднестровье". Живое гармоничное пространство этнокультурного мира и согласия во многом является феноменом Приднестровья, что неоднократно подтверждалось экспертами и исследователями из стран ближнего и дальнего зарубежья. В условиях перманентного обострения межнациональных вопросов, в частности в самой Российской Федерации, именно данный опыт Приднестровья придется весьма кстати для практического использования в качестве оптимальной модели межэтнической коммуникации в рамках полинационального конгломерата Евразийского союза.

Еще одним важнейшим аргументом в пользу участия Приднестровья в евразийских интеграционных процессах является фактор наличия международно-правовых обязательств Российской Федерации по отношению к собственным гражданам, постоянно проживающим в республике, пишет "Евразийское Приднестровье". Можно годами полемизировать относительно проблематики обеспечения прав приднестровских граждан в контексте перманентно пробуксовывающего переговорного процесса, однако если речь идет об использовании реальных дискриминационных мер по отношению к почти двумстам тысячам граждан великой страны, то соответствующие действия России должны быть неотвратимыми и носить четкий протекционистский характер, в полной мере согласуюсь с общепринятой мировой практикой. Построение дееспособных механизмов реальной взаимосвязи России со своими приднестровскими гражданами и соотечественниками, способных защитить их права и законные интересы, возможно только через практическое включение Приднестровья в международно-правовое пространство РФ, через формирование полноценных профильных институтов комплексной поддержки российских граждан непосредственно в самом Приднестровье. В данном плане реализуемая приднестровским государством задача по завершению процессов гармонизации своего законодательства с правовыми основами Российской Федерации является существенным практическим шагом навстречу, в том числе и в вопросе реальной защиты граждан России.

На протяжении всего периода своей истории Приднестровье является составной функционирующей частью российского научно-образовательного пространства - от дошкольных и начальных образовательных учреждений до ведущих научных центров, к примеру, ПГУ им. Т.Г. Шевченко является членом Ассоциации вузов России, входит в число классических университетов Евразийской ассоциации, продолжает "Евразийское Приднестровье". Фактически все 23 года жизни страны мы воспитываем наше молодое поколение как полноценных и перспективных членов восточнославянской цивилизации.

Как известно, за годы молдавско-приднестровского конфликта основные удары со стороны Молдавии наносились по некогда мощному промышленному потенциалу республики, а большинство дискриминационных, блокирующих механизмов в отношении наших экономических агентов продолжают использоваться и сегодня, пишет "Евразийское Приднестровье". Однако у Приднестровья имеется достаточно факторов, которые при осуществлении деблокирующих мероприятий, способны сделать его экономически эффективным, к их числу можно отнести: удобное транспортно-географическое положение, позволяющее выполнять традиционную роль транзитного коридора, способствуя развитию многоуровневой приграничной коммуникации; прохождение через территорию республики важных автомобильных, железнодорожных магистралей и трубопроводов, связывающих Россию и Украину со странами Восточной и Юго-Восточной Европы (Приднестровье интегрировано в единую газотранспортную систему России, являясь не только потребителем, но и важным звеном в транзите российского газа в страны Юго-Восточной Европы); наличие мощных предприятий, находящихся в собственности у российских инвесторов, а также базовой производственной инфраструктуры и высококвалифицированных кадров; наличие функционирующих корреспондентских отношений с банками Российской Федерации; использование в Приднестровье товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и торговых режимов стран СНГ, международных экологических стандартов и стандартов качества (серий ISO-14000 и ISO-9000).

Таким образом, современное Приднестровье несмотря на наличие существенных экономических издержек, в значительной степени интегрировано в мировую экономику, продолжает "Евразийское Приднестровье". Между тем, включение Приднестровья в евразийские механизмы кооперации позволит уже сегодня, не дожидаясь нахождения окончательной модели всеобъемлющего политического урегулирования, обеспечить гуманитарные, социально-экономические условия для полноценного использования потенциала Приднестровья, главным образом, руководствуясь интересами его полумиллионного населения.

Чрезвычайную актуальность необходимости скорейшего включения Приднестровья в евразийские процессы придает ситуация, вязанная с форсированной работой по подписанию Молдавией Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (УВЗСТ) с Евросоюзом, пишет "Евразийское Приднестровье". На текущий момент экономическим агентам Приднестровья нет места в этом новом формате торгово-экономического сотрудничества, что грозит перерасти в очередное тотальное блокирование доступа наших товаров на европейские рынки и обернуться колоссальными социально-экономическими потерями.

Особая ценность механизма евразийской интеграции заключается в том, что он позволяет создавать новые наднациональные трансграничные форматы культурной и хозяйственно-экономической кооперации, продолжает "Евразийское Приднестровье". В этой связи нужно отметить, что фактическое включение Приднестровья в механизмы евразийского сотрудничества позволит сформировать условия для взаимовыгодной кооперации между Востоком и Западом - превратив республику в уникальное пространство приграничного партнерства... Приднестровье имеет достаточный потенциал, чтобы в перспективе стать одной из площадок, где возможен позитивный опыт сотрудничества стран-участниц двух глобальных интеграционных проектов - Евразийского и Европейского союзов.

Наблюдаемая поступательная активность НАТО свидетельствует о реализации западной стратегии по планомерному переформатированию геополитического кода всего Черноморского региона, что самым непосредственным образом влияет на молдавско-приднестровское региональное пространство, пишет "Евразийское Приднестровье". В данных условиях фактор исторически обусловленного российского военного присутствия в Приднестровье, особенно в контексте завершения формирования в 2015 году нового "Юго-Восточного позиционного района" ПРО США непосредственно в Румынии, предоставляет Российской Федерации уникальные возможности для сохранения регионального военного баланса на западных рубежах формирующегося Евразийского союза. Пожалуй, для США данный аргумент мог бы стать первым и основным в аналогичном списке.

Более того, уникальный пример миротворческой операции может быть использован в рамках Организации договора о коллективной безопасности для практического применения данного эффективного механизма в других точках мира, продолжает "Евразийское Приднестровье". У России имеются все основания для начала активной кампании по продвижению этого бесценного опыта в качестве практического вклада в дело построения новой архитекторы общеевропейской безопасности.

Здесь же необходимо отметить, что участившиеся в последнее время инциденты в Зоне безопасности с участием сотрудников полиции провоцируются Молдавией с целью создания негативного информационного прикрытия для подмены базовых понятий и вброса тезиса о якобы неэффективности механизма миротворческой операции, пишет "Евразийское Приднестровье". Между тем, Объединенная контрольная комиссия как руководящий орган операции на протяжении 21 года в полной мере эффективно выполняет свою главную задачу - обеспечение контроля за осуществлением мероприятий по "полному прекращению огня, а также любых вооруженных действий друг против друга" (ст. 1 Соглашения 1992 г.). Основной причиной обострения ситуации в ЗБ является отказ молдавской стороны от выполнения нормативных положений совместной миротворческой операции: получается, что молдавская сторона в одностороннем порядке игнорирует существующие механизмы, а затем пытается указывать, на то, что они "не работают".

Институциональные аспекты евразийской интеграции обладают определенной гибкостью и наличием пространства для маневра, поскольку позволяют Приднестровью уже на начальных этапах принимать участие в союзных объединениях, продолжает "Евразийское Приднестровье". К примеру, возможно участие представителей организации "Евразийское партнерство Приднестровья" в качестве наблюдателей в Совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) как постоянно действующего наднационального органа Таможенного союза и Единого экономического пространства. Важно отметить, что возможность участия Приднестровья в евразийских интеграционных процессах никоим образом не ставит перед Россией и другими членами евразийских структур сиюминутную международно-политическую дилемму: либо обострение отношений с Западом и Евросоюзом из-за признания Приднестровья, либо продолжение внешне конструктивного мирового политеса с западными партнерами наряду с дистанцированием от интересов полумиллионного Приднестровья, из которых порядка 200 тысяч являются гражданами Российской Федерации, пишет "Евразийское Приднестровье". Между тем, умелое использование фактора организационной свободы при выборе модели участия позволяет осуществлять поэтапное включение Приднестровья в виде правовой формы территории, регионального партнерства, органа трансграничного сотрудничества, объединения местных органов власти административно-территориальных единиц и т.п.

В связи с этим Приднестровье изначально избрало путь дистанцирования от политической составляющей, сосредоточив усилия на структурировании культурно-гуманитарных и социально-экономических проектов участия республики в евразийских механизмах, продолжает "Евразийское Приднестровье". Такой подход открывает уникальные возможности для реального использования Россией и ее партнерами потенциала "мягкой силы" в контексте евразийской интеграции, что, наконец, ознаменовало бы переход от популярного теоретизирования об этом замечательном инструменте в российском медиа-экспертном дискурсе к практическому его использованию.

Евразийское объединение - это не закрытый клуб для избранных, но открытый, адаптивный формат, если угодно, универсальный механизм не просто прагматичной взаимовыгодной кооперации в сложных глобальных условиях, но, в первую очередь, новый формат оказания поддержки тем цивилизационно родственным частям некогда единого союзного пространства, которые в ней наиболее остро нуждаются, пишет "Евразийское Приднестровье". Практическая реализация именно такого подхода в отношении Приднестровья с практическим включением нашей республики в интеграционные процессы на постсоветском пространстве станет мощнейшим фактором укрепления мировых позиций России и значительно повысит ее реальный международный авторитет. Наконец, Евразийская интеграция - это "искусство возможного", которое будет реализовано в ближайшем будущем. Как свидетельствуют факты, у Приднестровья в достаточном объеме имеются необходимые возможности, чтобы выступать в качестве полноценной составной части нового интеграционного объединения, которая будет способствовать укреплению Евразийского союза, а значит у Приднестровья есть все основания претендовать на свое реальное участие в данном цивилизационном объединительном процессе уже сегодня, подводит итог издание.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.