Дело о преподавании в Молдавии ксенофобской "Истории румын" отправится в ЕСПЧ

Москва, 15 мая 2013, 18:17 — REGNUM  Не добившись права на справедливое рассмотрение иска об отмене преподавания в Молдавии курса "Истории румын" в национальных судебных инстанциях группа молдавских историков намерена обратиться по данному делу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Об этом заявил 15 мая на пресс-конференции в Кишиневе адвокат Роман Аронов, передает корреспондент ИА REGNUM.

Аронов сообщил, что рассмотрев иск, поданный против авторов учебников "Истории румын", генпрокуратура Молдавии постановила, что их содержание не нарушает молдавского законодательства и соответствует стандартам в сфере образования, несмотря на то, что в данных учебниках открыто разжигается межнациональная вражда. По словам адвоката, постановление Генпрокуратуры было подтверждено всеми судебными инстанциями Молдавии, ввиду чего заявители намерены обратиться в ЕСПЧ.

В свою очередь председатель Ассоциация историков и политологов Pro-Moldova Сергей Назария заявил, что власти Молдавии намеренно затягивали судебные процедуры и препятствовали рассмотрению иска.

Справка ИА REGNUM: История румын" преподавалась в Молдавии в 1990 - 2006 гг., после чего курс "Истории румын" был заменен на "Интегрированную историю". В 2002 году Комитет министров Совета Европы, проанализировав курс "Истории румын", выступил с рекомендациями исключить его из школьной программы, назвав его "ксенофобским", "разъединяющим общество" и "оскорбляющим национальные меньшинства". "Нынешние методы преподавания-изучения "Истории румын"... отражают националистическое отношение, и, тем самым, неуважение к истории других этнических и религиозных групп Молдавии. Эти методы будут и впредь создавать проблемы, поскольку препятствуют пониманию и толерантности", - отмечалось в документе. Тем не менее, в 2011 году Альянс за евроинтеграцию переименовал "Интегрированную историю" в "Историю", а в 2012 - в "Историю румын и всемирную историю".

Румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с XVI века. В то же время, согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Республика Молдова является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения РМ. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.