На 1 млн 150 тыс. жителей Челябинской области к началу 2013 года приходится около 400 тыс. автомобилей. Среднестатистическая семья на Урале состоит из трех человек. То есть в регионе на одну семью к 2013 году уже приходится по машине, сообщает портал "АвтоЧел". С показателем 347 автомобилей на 1000 жителей, область претендует на место в общероссийской тройке лидеров по уровню автомобилизации, уступая лишь Приморскому Краю (580 автомобилей на 1000 жителей), Камчатке (428 на 1000 чел.) и соревнуясь с Калужской областью (те же 347 автомобилей на 1000 жителей в 2012 году по данным аналитического центра компании "Альфа-Страхование").

В среднем по России на тысячу человек населения пока приходится около 280 машин. Москва, по данным "Альфа-Страхования", располагалась в 2012 году на 8-ом месте рейтинга с показателем 299 автомобилей на 1000 человек. Столицу опережала Московская область (7-ая позиция), где на 1000 жителей приходится 307 машин. Последнюю строчку занимал Чукотский автономный округ, в котором на 1000 человек приходится только 63 автомобиля.

Показательно, что если Приморский Край, Камчатка и Калужская область являются традиционными многолетними лидерами по уровню автомобилизации, то прорыв Челябинской области в тройку лидеров произошел менее, чем за три года. Еще в 2010 году область имела показатель 262,6 автомобиля на 1000 жителей (только 24 место в России), таким образом, прирост автопарка составил рекордные 75%. Эксперты связывают взрывную динамику роста челябинского авторынка с реализацией отложенного кризисом спроса, устойчивым ростом реальных располагаемых доходов населения региона и масштабным дорожным строительством (так называемой дорожной революцией), начатым в области при губернаторе Михаиле Юревиче.

Протяженность областных дорог в Челябинской области составляет сегодня уже 8 тыс. 647 км, федеральных дорог - 612 км, муниципальных - 5 тыс. 746 км. В прошлом году на Южном Урале было выделено 3,5 млрд рублей в качестве субсидий муниципальным образованиям на строительство и ремонт дорог в населенных пунктах. Для сравнения, соседняя Свердловская область выделила муниципалитетам 1 млрд 835 млн рублей, Курганская область - 705 млн, Ханты-Мансийский автономный округ - 1 млрд 946 млн.

Продолжающийся рост реальных располагаемых доходов населения в Челябинской области может отрицательно сказаться на дальнейших темпах автомобилизации региона. Вместо дорогих машин, южноуральцы все чаще предпочитают направлять свободные деньги на приобретение недорогой недвижимости. "Фактором влияния на снижение продаж автомобилей в области является активное строительство жилых микрорайонов с бюджетными квартирами. Посудите сами, сегодня стоимость студии (в Челябинской области) может быть соразмерна цене хорошего, солидного автомобиля. Недвижимость всегда была одним из самых выгодных инструментов вложения средств, и потому покупка малометражки выглядит гораздо более выгодной тратой", - рассуждает портал АвтоЧел.