На Министерство образования РФ, возглавляемое Дмитрием Ливановым, вновь обрушились с критикой, на этот раз глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Он направил письмо премьеру Дмитрию Медведеву, в котором обвинил Минобразования в дискредитации российской системы образования за рубежом. "Отсутствует контроль за исполнением цифр приема и прозрачность в распределении квот иностранных граждан. К приему иностранных студентов допущены университеты, не имеющие соответствующего опыта и инфраструктуры для обучения и проживания, что ведет к отказу от обучения иностранных студентов", - цитируют 13 мая "Известия" Степашина.

Аудиторы выяснили, что многие представительства и филиалы вузов, обучающие граждан других стран по бюджетным квотам не имеют опыта в подготовке зарубежных студентов и не располагают условиями для организации учебного процесса и проживания для этой категории обучающихся.

"Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) получила в 2013 году 100 квот, но в конкурсе на их получение академия не участвовала. Другой пример - Российский университет дружбы народов (РУДН), много лет работающий с иностранцами и имеющий готовую систему набора зарубежных абитуриентов, необходимого количества квот не получил. Университет подавал заявку на 700 мест в 2012 году по преимущественному праву в конкурсе, но получил лишь 30. А в 2013 году РУДН ограничили квотами в 50 мест. При этом общее количество иностранных студентов, обучающихся в этом университете, составляет около 6 тыс. человек", - отмечает издание.

Степашин обратил внимание, что ежегодно из федеральных средств финансируется обучение до 10 тыс. иностранцев, но возросшее количество негативных отзывов о существующей системе отбора иностранцев для российских вузов, отсутствие стратегии экспорта образовательных услуг и ряд внешнеполитических и социально-экономических факторов стимулируют падение интереса к обучению в России, русской культуре и языку.

Вместе с тем, как сообщало ранее ИА REGNUM, Медведев заявлял, что необходимо приложить усилия для того, чтобы Россию воспринимали в мире как интегральную составляющую международной системы образования, только в этом случае в Россию поедут студенты и преподаватели.