Эксперты в качестве одной из важных проблем политической системы Армении отмечают сращение бизнеса с властью. Два года назад президент Армении Серж Саргсян заявил о необходимости разделения бизнеса от политики, а по итогам парламентских выборов 2012 года некоторые представители крупного бизнеса не прошли в Национальное собрание по пропорциональному списку РПА. Идет ли Армения к планомерному выдавливанию крупного бизнеса из политики и что для этого необходимо сделать? Об этих и других актуальных вопросах корреспондент ИА REGNUM побеседовал с политологом Суреном Суренянцом.

ИА REGNUM: Г-н Суренянц, почти два года назад президент Серж Саргсян на съезде правящей Республиканской партии Армении (РПА) заявил о необходимости разделения бизнеса от политики. Как вы думаете, можно ли говорить о последовательном процессе разделения бизнеса от политики в Армении?

В настоящее время нельзя говорить о том, что власти Армении взяли курс на полное размежевание бизнеса и политики. Однако определенные тенденции наблюдаются, что также нельзя отрицать. Процесс пока не перерос в системную политику. До сих пор мы видим примеры выдавливания бизнеса из политики в тех случаях, когда происходит необычное событие или конкретный бизнесмен становится нежелательной персоной для системы. Мы пока можем говорить только о каких-то тенденциях, не более того.

ИА REGNUM: Вторая по величине политическая партия "Процветающая Армения" (ППА) дрейфует в сторону оппозиции. В партии состоят представители бизнеса, а ее лидер - крупный бизнесмен Гагик Царукян. Если ППА объявит себя оппозицией, это приведет к оттоку представителей бизнеса из партии? Как это повлияет на общий процесс разделения бизнеса от политики?

Республиканская партия Армении сделала какие-то шаги в этом направлении. Тем не менее, в проходных местах пропорционального списка РПА представителей бизнеса было сравнительно мало. Однако этого не достаточно. Партия создает видимость, что разгружает свой пропорциональный список от олигархии, но включает зеленый свет для их выдвижения по одномандатным округам, более того - поддерживает их. Это свидетельство того, что в качественном плане нет особых изменений, ибо не имеет значения, депутат избирается по мажоритарной или пропорциональной системе.

С другой стороны на постсоветском пространстве существует определенная закономерность. Она заключается в том, что крупный бизнес не может выжить в оппозиции. Есть исключения, к примеру, Бидзина Иванишвили в Грузии. Ему удалось консолидировать оппозиционную палитру вокруг своей личности. Кроме того, его приходу к власти содействовали и другие факторы - грузино-российская война и тюремный скандал. Таким образом, если на осенней сессии парламента ППА объявит себя оппозицией, как заявил на днях депутат от фракции "Процветающая Армения", экс-глава МИД Вардан Осканян, можно ожидать, что бизнес покинет партию. Среди бизнесменов есть лица, в свое время покинувшие партию "Оринац еркир", когда та перешла в оппозицию. С учетом сказанного, остается открытым вопрос перейдет ли ППА в оппозицию?

ИА REGNUM: Разве ППА не может продолжить нынешнюю центристскую политическую линию?

Нынешнее неопределенное состояние ППА не может длиться долго. К старту нового политического сезона, который совпадает с осенней сессией парламента, "Процветающую Армению" покинут или политическое, или бизнес крыло. Зависит от того, какую нишу для себя выберет партия в политике. ППА не может больше вести неопределенную политическую линию, так как это вызывает недовольство не только ее партнеров, но и внутри самой политической силы. Дискурс по поводу того, какому курсу должна следовать партия, в настоящий момент разворачивается в самой ППА.

Помимо того, необходимо понять, что выборами в Совет старейшин города Еревана (пройдут 5 мая - ред.) завершается политический цикл. Это подразумевает перемены во всех значимых политических силах, как институционального характера, так и в плане прояснения их политической повестки. Оппозиционный "Армянский национальный конгресс" начал этот процесс несколько ранее, конвертировав альянс в партию. В институциональных переменах нуждаются все. На этом фоне мы наблюдаем определенные тенденции разделения бизнеса от политики. Тем не менее, за 20 лет независимости я не помню случая, когда государственный чиновник был освобожден от должности по причине недопустимости совмещения государственной должности с бизнесом. Исключение - недавнее освобождение от должности бывшего начальника полиции Еревана Нерсеса Назаряна. Если этот пример станет прецедентом, в будущем мы увидим новые проявления этой политики.

ИА REGNUM: Вы считаете увольнение Нереса Назаряна сигналом того, что власти решили изменить нынешний уклад, или все-таки это отдельный случай и не стоит ожидать больших перемен?

Вызывает удивление не увольнение Назаряна, а то, что 10 лет подряд он занимал пост начальника Ереванского управления полиции. Для увольнения Назаряна существовали как минимум несколько причин. Он часто позволял себе действия, выходящие за рамки должностных полномочий. В течение последних нескольких лет полицией управляли нехаризматические личности - Айк Арутюнян и Алик Саркисян. В это время Нерсес Назарян позволял себе публично перечить полицмейстерам. Сильный начальник Полиции, коим я считаю действующего полицмейстера Владимира Гаспаряна, не может терпеть подобное. С первых же дней своего пребывания на посту начальника Полиции он дал понять, что желает восстановить пирамидальную форму управления ведомством, чтобы внутри системы не было различных центров притяжения. Это означало, что рано или поздно Назарян должен был попрощаться со своей должностью. С другой стороны Назарян находится в тесных контактах с олигархией, что сыграло существенную роль в его длительном пребывании на посту начальника полиции Еревана.

Относительно официальной формулировки причины (исключение совмещения службы с бизнесом - ред.) его увольнения, следует отметить, что такие заявления не делаются случайно. Мы понимаем, что он - не единственное высокопоставленное должностное лицо, которое совмещает бизнес с должностью. В этом плане указанное заявление было четким сигналом чиновникам, являющимися потенциальными претендентами "черного списка" власти. Могу предположить, что в будущем мы станем свидетелями чисток в силовых структурах, налоговой и таможенной системах.

С другой стороны мы наблюдаем еще один процесс. На днях было заявлено, что обнаружены факты, свидетельствующие о больших объемах злоупотреблений в полицейской системе. Речь идет о выстроенной годами финансовой пирамиде в структуре полиции. Дело передано в Специальную следственную службу. Если я не ошибаюсь, уже возбуждено уголовное дело. Вполне допускаю, что Назарян мог быть причастен к этому делу. Дальнейший ход дела зависит от того, какую цель преследуют власти. Ограничится ли круг охвата указанного дела только полицией или затронет также другие сферы. Ясно, что финансовая пирамида была создана не в период пребывания Владимира Гаспаряна на посту начальника Полиции. Ключевую роль в деле раскрытия этих злоупотреблений играет лично Гаспарян. Теперь возникают вопросы - были ли причастны к финансовой пирамиде предыдущие два начальника Полиции, находилась ли финансовая пирамида под политической крышей. Если рамки финансовой пирамиды ограничиваются только полицией, в будущем стоит ожидать больших перемен в правоохранительных органах. Если же ее рамки шире и затрагивают политическое поле, стоит ожидать перестановок и в этой сфере.

ИА REGNUM: Полиция Армении, в том числе по данным международных организаций, считается коррумпированной структурой. Почему сейчас мы наблюдаем попытки наладить порядок в системе?

Одна из причин - евроинтеграция Армении. Приближается момент подписания соглашения об Ассоциации с ЕС. Оно состоится в конце текущего или в начале 2014 года. Соглашение об Ассоциации - не пустая бумага, это совокупность обязательств, которые берут на себя ЕС и Армения. Соглашение означает проведение реформ в определенных сферах, а полиция одна из них. С другой стороны, нельзя забывать, что (президент) Серж Саргсян в период своего правления был скован тяжелым наследством своего предшественника и трагическими событиями 1 марта 2008 года (тогда в результате столкновения между оппозиционными демонстрантами и полиции в центре Еревана погибло 10 человек - ред.). После получения мандата на второй срок правления, Саргсян имеет возможность проложить свой путь. Если он готовится к политическим перестановкам, волна этого процесса должна распространиться на все краеугольные структуры государственной власти. Помимо того, может существовать и простой расчет, что потенциальные дивиденды от сотрудничества с ЕС перевешивают прибыль от коррупционных схем в Полиции. Саргсяну еще предстоит сформировать жизнеспособную политическую систему, чтобы в 2018 году (год проведения следующих президентских выборов - ред.) провернуть "операцию наследник". В настоящий момент внутри власти нет харизматического политика, пригодного в качестве наследника Саргсяна. Пока под вопросом обеспечение наследственности власти. Следовательно, он должен создать более открытую систему, с приемлемыми для ЕС и общества правилами игры.

ИА REGNUM: Вернемся к вопросу разделения бизнеса от власти. Даже депутаты от правящей Республиканской парии Армении иногда признаются, что причиной стремления крупного бизнеса в политику является слабость законных механизмов защиты частной собственности. Это так?

Сразу скажу, что если власти взяли какого-либо депутата под "прицел", ему мандат по большому счету не поможет. Причиной тому слабость и подконтрольность законодательного органа, не способного перечить решениям президента. В таком случае, при политическом решении власти могут лишить неприкосновенности любого депутата. Наглядный тому пример Вардан Осканян. Парламент за считанные дни удовлетворил ходатайство генпрокурора и лишил его депутатской неприкосновенности. Это факт.

Однако для выдавливания олигархии из политики, что однозначно положительно воздействует на политическую систему, власти должны объявить амнистию по части экономических преступлений. Речь не идет о громких преступлениях. Армения прошла нелегкий путь предварительного накопления капитала. Многие крупные бизнесмены страны разбогатели преступными путями. Амнистия объявляется с условием, что все начинается с чистого листа, и бизнес должен работать в рамках закона. Не должны быть бизнесмены, уклоняющиеся от налогов, ищущие политические крыши и работающие в тени. После этого строжайшим образом должны быть наказаны лица, не подчиняющиеся законно установленным правилам игры. Вместе с этим законом должна быть гарантирована неприкосновенность права на собственность. После таких мер парламент, правительство и даже дипломатический корпус разгрузятся от олигархии и их ставленников.

ИА REGNUM: Приведет ли разделение бизнеса от политики к снижению уровня монополизации экономики Армении?

В какой-то степени да. Однако для доминирования правил свободного рынка этого недостаточно. Сращивание бизнеса с политикой обусловлено не только депутатским мандатом. По большому счету проблема решится, если Армении сделает конкретные шаги в сторону евроинтеграции, и будут урегулированы наши отношения с Турцией и Азербайджаном. Ибо рождение олигархии является следствием не только неэффективного управления и политического попечительства, а также закрытых границ. Открытые границы означают новые пути снабжения страны и рост числа импортеров. Таким образом, евроинтеграция, открытые границы и эффективный менеджмент - основные предусловия, выполнение которых сделает возможным построение свободного рынка.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян