Эксперт: С подачи Украины предпринимается попытка "размыть" Таможенный союз

Москва, 29 Апреля 2013, 13:46 — REGNUM  Легкая промышленность - фактически единственное сохранившееся со времен Советского союза производственное звено в Киргизии, которое в настоящий момент не только работает, но и способно приносить прибыль. В этом смысле "швейники", представляющие собой 150 тысячную корпорацию - для экономики страны довольно уникальное явление, которое уже становится поводом к манипуляциям в политическом поле. Дело в том, что продукция легкой промышленности республики традиционно двигается в сторону стран Таможенного союза - а это означает, что в случае вхождения Киргизии в интеграционное объединение России, Казахстана и Белоруссии именно эта отрасль может стать локомотивом экономики в республике. Но вот что любопытно - одновременно с пониманием этого явления в республике появились программы американскими неправительственными организациями, чья информационная направленность - способствовать углублению связей Киргизии с ВТО, минуя Таможенный Союз. О том, что собой представляют эти программы, корреспондент ИА REGNUM поговорил с экономистом Русланом Шараповым.

ИА REGNUM: Какова главная идея "реформы" швейной отрасли?

Конечно, реальные цели у США в разрабатываемых USAID проектах, могут отличаться от декларируемых. Нельзя исключать, что таковыми проектами, при внешне благих целях, вполне могут скрывать и прямо противоположные им.

Думаю, что подтекст финансирования исследований и разработки руководств для облегчения экспорта производителям из Киргизии двоякий. Во первых, показать возможность развития страны без обязательного вступления Киргизии в Таможенный Союз, используя максимум преимуществ членства в ВТО с низкими пошлинами на ввоз тканей, ниток, фурнитуры и небольших издержек по рабочей силе и инфраструктуре. Во-вторых, показать, что технические регламенты Таможенного Союза весьма сложны для подавляющего большинства мелких и разрозненных производителей швейных и трикотажных изделий. Более того, почти весь киргизский легпром почти ничего сам не импортирует, предпочитая закупать ткани и фурнитуру на местных оптовых рынках, контролируемых китайцами и уйгурами из Синьцзяня, и сам не экспортирует, предпочитая отдавать товар специализированной карго-компании. Работа по упрощенной схеме налогообложения не стимулирует производителей снижать издержки, заниматься брендированием, дальнейшим продвижением своей продукции на рынках сбыта Казахстана, России и Белоруссии. Но, при всем том, разработка таких документов позволяет единицам из этих производителей быть готовым к вступлению Киргизии в ТС. Это положительный момент, на мой взгляд.

Таким образом, говоря о видении американских товарищей развития местного легпрома, можно увидеть как негативный подтекст - по сути, настроить против вступления Киргизии в Таможенный Союз целую отрасль с высоким уровнем занятости, так и позитивный - руководство для экспортеров легпрома КР позволяет систематизировать разрозненные ведомственные технические регламенты стран ТС и это может быть полезно для всех остальных стран СНГ, не входящих в Таможенный Союз. Часть производителей, серьезно настроенных на работу на данном рынке, примет правила игры. А большая часть мелких швейных цехов просто прекратит свое существование. А это не просто потеря рабочих мест и очередной виток деиндустриализации, это еще один узел социально-экономической напряженности и так в не самой стабильной стране Средней Азии.

ИА REGNUM: Главный момент - какова концепция "обхода" Таможенного союза?

В этой части, не исключено, что некие силы будут пытаться реализовать параллельно несколько вариантов: с подачи Украины попытаться размыть Таможенный союз различными статусами участников от полноценных до ассоциированных (3+1, 3+2 и т.д.). Нельзя исключать и попытку придать негативный общественный настрой в отношении участия стран в ТС, как у населения государств, намеренных войти в него, так и уже состоявшихся членов ТС.

Но позиция Москвы здесь пока непоколебима: или вы входите полноценными странами-членами в ТС или вообще не входите в него. Хотя не исключена определенная гибкость через механизм льгот, преференций временного характера и так далее. Кстати, апрельский визит (премьер-министра) Жанторо Сатыбалдиева в РФ тому наглядный пример - некоторые упрощенные схемы поставок продукции из Киргизии в Российскую Федерацию (читай - в ТС) будут применяться уже сейчас. Вопрос вопросов остается по-прежнему животрепещущим - а не погубит ли Таможенный Союз принятие Киргизии со всеми "тараканами"?

Кстати, возвращаясь к USAID, хочу отметить, что и ранее они финансировали ряд исследований по возможным последствиям вступления Киргизии в ТС, в частности, через уже закрытый проект RTLC (Regional Trade Liberalization & Customs Project, www.rtlc.net). Возможно, что одновременно с распространением сомнений по поводу вступления Киргизии в ТС налицо определенное "подталкивание" к вступлению, как это ни парадоксально. Потому что, по большому счету, конечных бенефициаров устраивают оба варианта - отказ де-факто от вступления Киргизии при одновременной интеграционной риторике, так и ускоренное вступление с кучей рисков слабого администрирования вопросов импорта в Киргизию, высоком уровне коррупции, а также "выбитых" из России преференций и льгот для "бедных киргизов", что вызовет всплеск недовольства среди казахстанских и белорусских элит, а также усилит позиции "особой" роли Украины в Таможенном Союзе. Так что это необходимо обязательно учесть при выборе алгоритма и скорости вступления Киргизии в ТС.

ИА REGNUM: Как будут решаться вопросы импорта и экспорта?

С импортом тканей, ниток, фурнитуры и экспортом готовой швейной и трикотажной продукции, КР было ранее указано, складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, весь импорт сырья для легпрома контролируется китайской стороной (большей частью) и местный легпром почти ничего сам не закупает за границей, хотя и громко заявляет свои опасения банкротства отрасли из-за подорожания тканей, ниток, фурнитуры при вступлении в Таможенный Союз. Как можно говорить о том или ином подорожании, если местный бизнес не контролирует цепочку стоимости? С другой стороны, практически ни один из производителей киргизского легпрома не имеет своих фирменных магазинов в странах Таможенного Союза, несмотря на 17 представительств киргизской ассоциации "Легпром" в России. Весь груз завозится на территорию ТС практически в других товарных группах, нежели чем как собственно одежда. А это позволяет по-своему использовать канал поставки так называемой киргизской одежды для поставки де-факто контрабанды из Китая. Опять же, недостаточный контроль за процессом изменения товарной сущности, то есть страны происхождения конечной продукции. Это связано с существенным преобразованием изначального сырья и полуфабрикатов, иначе, в случае недостаточной переработки, это можно считать банальным реэкспортом. А вот в этом плане исследований никто и не проводил. Хотя такие цифры должны быть очень интересны для таможенников ТС и прямых конкурентов - легкой промышленности стран ТС, угрозой для которых являются производители из Китая, Пакистана, Бангладеш и стран ЮВА.

ИА REGNUM: Приемлем ли для Киргизии такой вариант? На ваш взгляд, какая все-таки должна быть ориентация у швейного рынка Киргизии?

Ориентация у швейного рынка Киргизии, ввиду его малой емкости и низкой платежеспособности, сложилась объективно и исторически, когда для киргизских предприятий легкой промышленности основными рынками сбыта стали внешние: Казахстан и Россия. С одной стороны, все это замечательно, а с другой - нельзя без глубокого анализа контрабандной составляющей в экспорте продукции киргизского легпрома делать опрометчивые шаги по гарантиям существования в льготном режиме на неопределенный срок.

Поэтому надо исходить из необходимости масштабной реорганизации легпрома Киргизии, исходя из рынка стран ТС в целом. Это потребует самого главного - реанимации производства собственных хлопчатобумажных и шерстяных тканей, укрупнения наиболее конкурентоспособных швейных и текстильных предприятий страны, что более важно и значимо для кооперации и специализации Киргизии в Едином Экономическом Пространстве, нежели чем" танцы с бубном" вокруг полу-контрабандной отрасли отдельно взятой страны с непонятными перспективами в случае ее вхождения в Таможенный Союз и Единое Экономическое Пространство. А под исследования возможных сценариев как раз бы пришлись ко двору российские гранты из инструментария "мягкой силы"

Справка ИА REGNUM:

Швейная отрасль Киргизии представлена большим количеством мелких предприятий, в которых оценочно работает до 150 тыс.человек.

Крупные предприятия, оставшиеся со времен СССР канули в лету, на базе отдельных из них создались по несколько предприятий меньшего размера, которые арендуют их площади. Отдельно высокая концентрация швейных цехов создалась на крупных оптовых рынках, это также произошло по объективным причинам: сюда импортировались ткани и комплектующие, а спрос был стабилен на готовые изделия. Швейная отрасль Киргизии - одна из немногих, которая фактически самостоятельно создалась и выжила в условиях тотального разрушения промышленности и сельского хозяйства республики, реформ, проведенных в 1990-ые годы под эгидой международных финансовых институтов - МВФ, ВБ и других. Тогда по программе PESAC шло целенаправленное закрытие предприятий, являвшихся звеньями вертикальных интегрированных цепочек, как в самой Киргизии, так и в целом в СССР: распускались коллективные сельские хозяйства, выпускавшие хлопок и шерсть, массово распродавалось и вырезалось поголовье скота, сокращались посевные площади, что приводило к остановке предприятий по выпуску тканей, и далее собственно, швейных фабрик.

В настоящее время в Киргизии сохранилась в основном лишь последнее звено легкой промышленности: непосредственное производство швейных и трикотажных изделий, из преимущественно импортных тканей, нитей, фурнитуры и прочего.

Статданные производства и экспорта легпрома Киргизии в ТС: в 2010 г.-138,2 млн.долларов США, (экспорт - 125 млн.долларов США, или 90% от общего производства);

в 2011 г. - 156,6 млн.долларов США (экспорт 142 млн.долларов США, 90%);

в 2012 г. - 195,2 млн.долларов США (156 млн.долларов США или 80% - экспорт).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
10.12.16
Государство намекает Церкви на важность идти путем милосердия
NB!
10.12.16
Порты: Россия хочет повоевать с Прибалтикой за белорусский нефтетранзит
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: о чём на самом деле идёт речь
NB!
10.12.16
«Фараон» Ортега, «мутный» миллиардер и никарагуанская авантюра
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: Эксцесс исполнителя? Кому это выгодно?
NB!
10.12.16
Официальный Минск преследует ИА REGNUM за критику дрейфа властей на Запад
NB!
10.12.16
Мининформ Белоруссии признал политическими свои репрессии против СМИ
NB!
10.12.16
Православные России выступили против политических репрессий в Белоруссии
NB!
10.12.16
«Помните же – не верьте отступлению»: Крымская война
NB!
10.12.16
Австрия: Что будет, если Трамп договорится с Путиным о Крыме и Донбассе?
NB!
10.12.16
Грузия: Мечты сбываются?
NB!
10.12.16
Уголовщина в московском ЖКХ: «Для вас закон — платить!»
NB!
10.12.16
«Не устал, не ухожу» — президент Гамбии передумал отдавать власть
NB!
10.12.16
«Секрет английского футбола» — изнасилования воспитанников футбольных школ
NB!
10.12.16
Госдеп США: Импичмент президента Южной Кореи должен пройти «мирно и плавно»
NB!
09.12.16
Действие международного права должно распространяться и на Белоруссию
NB!
09.12.16
25 лет СНГ: некоторые итоги
NB!
09.12.16
Остановит ли Великая Китайская стена парад западных суверенитетов?
NB!
09.12.16
Брюссель — Порошенко: где деньги, Пётр?
NB!
09.12.16
Идеология Фиделя Кастро
NB!
09.12.16
Web-разработчики ИА REGNUM запустили свои «фишки» в массы
NB!
09.12.16
«Задержание журналистов в Белоруссии — сигнал Минска к сближению с Западом»