Владельцев украинского автопрома пора ставить перед жестким выбором: делать нормальные машины или прощаться с бизнесом. Об этом сегодня, 26 апреля, в интервью ИА REGNUM заявил политолог Александр Палий.

"Характерная черта украинского автопрома - то, что в нем доминирует сборка иномарок, а производство собственных машин ничтожно. При президенте Леониде Кучме автомобильная промышленность Украины была очень неправильно приватизирована, вероятнее всего, за огромную взятку, и с тех пор в ней никто не может навести порядок. Строго говоря, и при советской власти наши автомобили не отличались качеством, но отсутствие всякой модернизации в 90-х годах принесло чудовищные результаты", - отметил Александр Палий.

"Украинские олигархи, которые распоряжаются автопромом, тратят громадные деньги на лоббирование своих интересов, но ни копейки не вкладывают в развитие самого производства. Естественно, в результате снижается конкурентоспособность. Их необходимо поставить перед жестким выбором: или находите способы работать эффективно, или продавайте бизнес. Правительство давно говорит об отмене льгот для них, но до дела никак не доходит. Должен быть баланс между протекционизмом со стороны государства и рыночными механизмами повышения конкурентоспособности", - продолжил свою мысль политолог.

"Ситуация, когда автомобильные производители получают большие преимущества, но не дают нужного результата, не должна больше продолжаться. В России аналогичная ситуация с "ВАЗом", только масштабы в несколько раз больше. Нужно создать реальную конкурентную среду, правда, не резко, постепенно. Хорошие примеры показывают наши западные соседи. Румыны с помощью французских инвестиций, фактически, с нуля подняли свой автопром, и даже вышли на внешний рынок. Их, прежде никому не известную марку, покупают, в том числе, на Украине. Чехи сделали большие успехи с помощью немецких инвесторов", - сказал Александр Палий.

"Главное в данном случае - снизить коррупционные и непродуктивные затраты владельцев украинского автопрома. Когда они покупают баснословно дорогое жилье в Лондоне и Монако, и при этом просят льготы для производства, это звучит дико", - сказал политолог.

Напомним, правительство Украины подготовило законопроект, предлагающий снизить пошлину на импорт в страну иномарок с объемом двигателя свыше 3 тыс. куб см с 6% до 5%. Данный законопроект должен привести украинское законодательство в соответствие с нормами ВТО. В марте Украина заявила о введении спецпошлин на импортируемые в страну автомобили с целью защиты национального производителя. Для новых легковых автомобилей с объемом двигателя 1000-1500 куб см предполагалось ввести пошлину 6,46%, для автомобилей с 1500-2200 куб. см - 12,95%, независимо от страны происхождения и экспорта. Премьер-министр Украины Николай Азаров назвал "вынужденной и временной мерой" введение пошлины на импорт новых легковых автомобилей. В ответ представители ВТО заявили, что если Украина не отменит это решение, тогда ЕС, США и Япония готовы ввести ответные санкции против украинских поставщиков металлургической, химической и аграрной продукции. Более того, представители автоимпортеров обратились в суд с иском об отмене пошлины, однако суд пока не удовлетворил их требование. Следующее заседание суда по этому делу должно состояться 30 апреля.