Недавние публикации газеты "Известия" о возможных связях Тамерлана Царнаева, обвиняемого в совершении теракта в Бостоне, с грузинским НПО "Фонд Кавказа", больше похожи на пропагандистскую шумиху для внутригрузинского употребления. Хотя один из авторов материала в интервью ресурсу "Эхо Кавказа" и ссылается на то, что эти документы якобы попали к ней попали от неких "давних знакомых, имеющих отношение к разведке Абхазии, Абашидзе, Южной Осетии и к российской разведке".

В связи со всем этим хотелось бы отметить то обстоятельство, что данное НПО с самого начала было образовано и непосредственно руководилось авторитетным и известным ученым-археологом, специалистом, посвятившим больше 40 лет изучению христианского наследия на Северном Кавказе, профессором Гиви Гамбашидзе. Отмечу также, что этот человек весьма близок к главе грузинской церкви, патриарху Илие II. Эта структура изначально была ориентирована на гуманитарные контакты с северокавказской интеллигенцией, и организуемые мероприятия носили характер научных конференций и семинаров, на которые привлекались в основном ученые, журналисты и общественники из республик СКФО.

Мне довелось участвовать в двух мероприятиях, проведенных фондом. Одним из этих мероприятий была конференция, посвященная грузино-дагестанским историческим связям, которая проходила в стенах Национальной академии наук Грузии и в которой участвовали весьма респектабельные ученые из Дагестанского научного центра РАН. Второе мероприятие - семинар, посвященный государственным реформам в этой стране, в котором участвовали в основном молодые ученые, журналисты и общественные активисты из северокавказских республик, достаточно хорошо известные в своих регионах. Семинар проходил в режиме экскурсий, открытых лекций и встреч с политологами, экспертами, руководителями министерств экономического развития, образования и внутренних дел, с представителями университетских кругов. Круг вопросов касался в основном экономического развития Грузии, борьбы с коррупцией и реформ образования. Можно также отметить, что во всех этих мероприятиях в составе северокавказских делегаций, в числе которых были и чиновники из правительств и парламентов ряда российских субъектов, не было людей с биографией,хотя бы отдаленно напоминающей биографию Тамерлана Царнаева.

То есть данный фонд, фактически закрытый в 2012 году, занимался открытой неправительственной дипломатией, развитием связей с потенциальными и публичными лидерами общественного мнения в сопредельных с Грузией российских регионах. Фонд вел гласную и достаточно прозрачную для возможного контроля со стороны российских спецслужб деятельность. И уже в силу этой своей специфики он являлся для вербовки и уж тем более для обучения потенциальных террористов малопригодной структурой.

Очевидно, что для таких целей должны использоваться иные, специфические способы и каналы, далекие от глаз гуманитариев и журналистов.

Однако во всей этой истории с публикациями в газете "Известия" заметно, что любые ее возможные неприятные последствия представляют угрозу, прежде всего, для отдельных лиц из окружения уходящего президента Грузии Михаила Саакашвили. Каких-то иных целей пока не просматривается. И, возможно, все именно для этого и было затеяно. Тем более что в грузинской прессе уже прозвучали, например, предположения об активизации расследовании дела о спецоперации грузинских силовиков в ущелье реки Лопота в августе 2012-го, в результате которой было уничтожена группа из 11 вооруженных боевиков. Так что более всего вероятно, что обвинения НПО "Фонд Кавказа" - это попытка решить в том числе и какие-то внутренние проблемы перераспределения власти между командой премьера Бидзины Иванишвили Саакашвили.

Напомним, в вышедшей 24 апреля публикации газеты "Известия" утверждается, что в распоряжении редакции имеется отчет грузинской контрразведки. Судя по этому отчету, грузинская общественная организация "Кавказский фонд" (правильно организация называется "Фонд Кавказа"), завербовала предполагаемого бостонского террориста Тамерлана Царнаева. В частности, утверждается, что Царнаев летом 2012 года принимал участие в семинарах "Фонд Кавказа", организованных совместно с американским Джеймстаунским фондом. А основные цели работы "Фонда Кавказа", по утверждению издания, заключались в "вербовке молодежи и интеллигенции Северного Кавказа для усиления нестабильности и экстремистских настроений в южных регионах России", в том числе и в приграничных с Дагестаном районах Азербайджана.